Вы здесь

Исцеление постом. Глава 2 Великая сила молитвы (А. Н. Семенова, 2009)

Глава 2 Великая сила молитвы

Пост без молитвы – голодовка

Все мы знаем, как выглядят люди, добровольно подвергшие себя голодовке в знак протеста против чего-либо или в борьбе за свои права. Изможденные, бледные, через некоторое время голодовки они, как правило, уже не могут встать на ноги, многие теряют сознание и даже попадают в больницу в состоянии крайнего истощения.

Многим может показаться, что строгий Великий пост очень похож на голодовку. Хоть он и не предполагает полного отказа от пищи, но потребление пищи в большинство дней поста сведено к минимуму, особенно если следовать этому посту согласно строгим правилам, установленным еще в XIV веке, и не делать себе послаблений с учетом изменений нового времени. И все же пост, если он соблюдается верно, не приводит к таким плачевным результатам! Напротив, как мы уже говорили, пост и жизнь продлевает, и здоровье укрепляет, и от самых тяжелых болезней излечивает.

Почему? Надо помнить, что любой пост посвящен Богу. Человек постится во имя Бога, а не во имя каких-то своих целей, не для того, чтобы от кого-то что-то получить или кому-то что-то доказать. Пост во имя Бога, с Божьим именем на устах – может ли быть цель выше этой? Нет, не может. Человек во время поста как бы посвящает себя Богу. И Бог в благодарность дает ему силы. Эти силы вполне ощутимо вливаются в грудь, проникают во все тело, как будто открывается какой-то невидимый канал, связывающий нас с небесами.

Последние достижения науки убеждают нас в том, что такой канал действительно существует в реальности, – современной физике уже известна природа таких определенного рода волн, токов, вибраций, такой особой тонкой энергетики, которая связывает нас с небесами. По такой энергетической «дорожке» идет взаимный энергетический и информационный обмен между человеком и Высшим Миром. И прокладывает эту дорожку сам человек, искренне обратившийся к Богу с любовью, с благоговением, с благодарностью, с просьбой о поддержке, о наставлении на путь истинный.

Но как же правильно, грамотно обратиться к Богу, чтобы установилась эта невидимая чудесная связь? Для этой цели у человечества издавна существует великолепное средство– молитва. Молитва – это своего рода проторенная тропинка к Богу. И незачем нам кружить по бездорожью, блуждать в темном лесу, проваливаясь в ямы и овраги, когда есть прямой, ясный, ровный путь к Богу – молитва, светлая дорога, наработанная, проторенная многими поколениями наших православных предков.

Пост без устремленности к Богу, без посвящения себя, хотя бы на время, Богу, пост без молитвы действительно не имеет смысла, превращаясь в банальную голодовку. Поэтому, прежде чем приступать к посту, надо обязательно освоить искусство молитвы.

А ведь молитва – это именно искусство. Это сложная, но прекрасная работа души, это истинное творчество! Творчество, ни в чем не уступающее искусству певцов, музыкантов, поэтов, других людей искусства. Каждый может стать творцом, потому что в душе каждого человека живет творческое начало, хоть и не всегда оно разбужено. И начать пробуждать в себе творца, начать учиться творчеству лучше всего с молитвы – ведь именно молитва затрагивает самые сокровенные творческие струнки души.

Человека, умеющего по-настоящему молиться, вы всегда сразу узнаете – в нем чувствуется живое, вдохновенное начало, оно заметно даже невооруженным глазом. Вот что такое молитва – подлинное творчество, а вовсе не заученное бездумное повторение каких-то непонятных слов, как кажется многим неверующим людям. Научитесь молиться – и откроете в себе чудо творчества!

А в том, что истинной молитве действительно надо учиться и одно лишь повторение текстов из молитвослова молитвой еще не является, я убеждалась не раз.

Однажды в магазине я случайно познакомилась и разговорилась с женщиной, которая утверждала, что является глубоко верующей, истинной православной христианкой, свято соблюдает все посты, регулярно посещает церковь для причастия и исповеди. Разговор этот был во время Великого поста, и вот что меня сразу смутило: женщина была явно ослабевшей, она на ногах держалась с трудом, ей все время хотелось найти какую-то опору, и совсем не тяжелую сумку она едва отрывала от пола.

Когда я рассказывала об этом своим знакомым, практически все они, как один, заявляли мне: «Вот видишь, как вредно поститься! Видишь, что ты собираешься пропагандировать? Люди послушают тебя, начнут поститься, а потом будут в обморок падать. Тебе-то хорошо, ты молодая, здоровая, тебе пост действительно только на пользу. А вот таким немолодым и слабым женщинам каково? Их после выполнения твоих рекомендаций хоть в больницу отправляй!»

Что-то мешало мне согласиться с такими доводами моих друзей, хотя я своими глазами и правда видела – женщине плохо от поста, не помогают ни молитвы, ни причастие, ни, казалось бы, искренняя вера… Стоп. А вот искренняя ли? И тут я поняла, что смутила меня в женщине не только ее явная ослабленность, но и то, что характер у нее был не сахар. За время нашего разговора она несколько раз огрызнулась и на покупателей, и на продавцов, в любую минуту явно готовая затеять склоку. И это в пост, столь священное время для истинных православных христиан! Так где же смирение, где истинная вера? Ни намека на это не было в ее глазах, в которых то и дело загорался злобный огонек. При этом я допускаю, что она действительно каждый день молилась и ходила в церковь. Только вот молитва молитве рознь. Значит, формальной, не настоящей, не живой, не творческой, была ее молитва. А таким людям и пост противопоказан – только во вред он, а не на пользу.

Так как же научиться молиться по-настоящему?

Как учиться молитве

Душа человека – это маленькая частица божественного света, искра Божья внутри нас. Мы по природе своей родственны божественному свету – именно поэтому говорится, что Бог создал нас по своему образу и подобию. Наша внутренняя природа, свет нашей души тождествен высшему божественному свету. Часто можно слышать, что Бог внутри нас. И это правда – обратившись к своей душе, повернувшись внутрь себя, можно найти дорогу к Богу, ибо дорога эта лежит именно через нашу душу.

А поскольку душа наша является частицей Бога, тождественна ему, – то она легко соединяется с Богом, если только мы этого искренне желаем. Протянуть ниточку молитвы от своей души к Богу очень просто, ведь эта ниточка соединяет то, что по сути своей едино, родственно.

Молитва – это именно такая золотая ниточка, а точнее, светлая золотая дорога, столб света, идущий от нашей души, от нашего сердца вверх к божественному. И это – не иносказание, не просто красивый образ, это реальность. В чем часто убеждаются искренне молящиеся люди.

Одна моя знакомая во время молитвы ощутила, что со словами молитвы она как будто направляет какую-то силу, какую-то энергию куда-то вверх. И подумала: «Кому же это я свою молитву направляю? Неужели соседям с верхнего этажа?» В тот же самый миг она очень четко и ясно увидела перед своим внутренним взором мощный и яркий золотой столб света, который шел прямо от нее вверх, пронизывая все этажи дома насквозь, и, пройдя через все этажи, уходил далеко в небо, в бесконечность.

Вот что такое настоящая молитва – это колоссальная энергия, огромная сила, вполне реальная, ощутимая, которую мы направляем небесам. Такая молитва всегда будет услышана, такая молитва всегда найдет дорогу к Богу, какие бы препятствия ни стояли на ее пути.

У такой молитвы есть один секрет: она всегда произносится с чувством, с искренними эмоциями, с горячими душевными порывами, с жарким сердцем. Холодное произнесение слов не даст такого результата, не создаст мощного энергетического столба, связывающего нас с небесами. Не поможет здесь и так называемое «чтение с выражением». Многие из нас неоднократно видели и слышали дикторов и актеров, которые пытаются расцвечивать каждую фразу тысячами интонаций – а им никто не верит. Фальшиво это как-то получается, неправдоподобно. Голос играет всеми возможными красками – а душа-то холодная, это сразу чувствуется. И не обманет никого столь выразительно звучащий голос!

Настоящий талантливый актер обойдется без подобных ухищрений: он знает секрет творчества. Он может говорить почти шепотом, почти бесцветно, без всяких красок. А зал замрет от восторга в такой напряженной тишине, что будет слышно, как муха пролетит. Потому что за этим почти бесцветным внешне голосом слышно, как говорит сама душа.

Так и молитва – это проверка нашей способности говорить с Богом самой душой, творить душой. Это и проверка нашей искренности. Сможем ли мы произнести простые слова молитвы бесцветно, без красок, монотонно и напевно – но так, чтобы слова эти шли из самой глубины сердца? Если сумеем – молитва будет услышана.

Начните приобщение к молитве в один из таких моментов, когда душа ваша поет, когда на душе светло и чисто и она как будто сама просится в полет, настроенная на возвышенный лад. Такое состояние особого вдохновения бывает и от чтения стихов, и от прослушивания настоящей высокой музыки. В такие моменты мы обычно не отягощены ни мрачными мыслями, ни обидами, ни прочими негативными эмоциями – ничем, что может помешать молитве. Поэтому попробуйте для начала именно из такого состояния перейти к молитве – вы уже устремлены к небу, уже ощущаете себя будто летающими на крыльях, так приобщите к этому состоянию еще и молитву.

Для этого желательно уединиться, выбрать время, когда вас никто не побеспокоит, зажечь церковную свечу и встать перед иконой.

Начать лучше всего с самой главной православной молитвы, подходящей практически для всех случаев жизни, – «Отче наш». Еще она называется «Молитвой Господней», потому что ее дал сам Иисус Христос апостолам, когда они попросили: «Научи нас молиться».

Отче наш, иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Сначала просто прочитайте текст молитвы, про себя или вслух, полушепотом, не задумываясь над содержанием. Затем читайте снова, теперь уже пытаясь понять смысл молитвы, понять его именно умом и тем самым подготовить сердце для восприятия ее. Теперь вам нужно вникнуть в каждое слово молитвы и понять, о чем она. Это не всегда бывает просто, потому что молитвы звучат, как правило, на церковнославянском языке и нужно сначала перевести их текст для себя на современный русский язык. Поэтому искусство молитвы лучше всего осваивать по молитвослову, где дается перевод непонятных слов.

Вот как переводятся церковнославянские слова в молитве «Отче наш»: «иже еси» – «который есть», «яко» – «как», «даждь» – «дай», «днесь» – «на этот день, сегодня».

Узнав перевод этих слов, нужно вникнуть в смысл всей молитвы в целом, понять, о чем же она.

Для этого надо прежде всего иметь в виду, что любая молитва может содержать славословие, благодарение и прошение. Славословие – это восхищение Богом, искренняя радость от встречи с Ним. Благодарение человек может воссылать Богу всегда, не только за получение каких-то благ, но и за то, что Бог посылает уроки, испытания, делающие нас сильнее, и просто за то, что Бог даровал нам жизнь и счастье общения с Ним. И конечно, прошение в молитве неизбежно – оно тоже угодно Богу, когда мы не злоупотребляем им и просим не материальных благ для себя, а наставления на путь истинный, вразумления, помощи в пути.

Молитва «Отче наш» содержит славословие и семь прошений. А начинается она с призывания: «Отче наш, иже еси на небесех». Задумайтесь: здесь мы называем самого Бога своим отцом! И здесь мы должны осознать, что Он действительно нас любит как истинный отец – так, как не может нас любить ни один из людей. Любит нас такими, какие мы есть, со всеми нашими ошибками и недостатками, и не ставит никаких условий для своей любви. А ведь люди так часто любят нас за что-то – начинается это уже с детского возраста, когда нам ставят условия: будешь хорошим, будешь слушаться, будешь хорошо учиться – буду любить! И только Бог любит нас просто так, такими как есть, не ставя условий. Задумайтесь об этом и поблагодарите Его за такую абсолютно бескорыстную искреннюю любовь.

Затем идет первое прошение: «Да святится имя Твое». Имя Бога священно – а здесь мы просим, чтобы Господь дал нам силы нести святость его имени на землю, людям. Для этого мы сами должны быть чистыми, освобождаться от грехов. Вот мы и просим, чтобы сам Господь помог нам прославлять самой нашей жизнью Его святое имя на земле.

Во втором прошении мы говорим: «Да приидет Царствие Твое». Здесь мы просим, чтобы скорее пришло Царство Божие на землю – царство правды, добра и любви, чтобы у лжи и у зла была отнята сила.

Третье прошение: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». На небе во всем исполняется только Божья воля – вот и мы на земле желаем того же: чтобы здесь исполнялась воля Бога, ведь Он несравненно лучше нас знает, что нам на самом деле нужно, что для нас полезно. Он больше желает нам добра, чем мы сами, ведь мы сами можем не видеть своего истинного пути, не знать, что нам требуется, а Богу это известно лучше – потому и надо во всем положиться на Его волю.

Четвертое прошение – единственное, в котором мы говорим не о духовной жизни, а о телесной: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Под хлебом насущным мы подразумеваем вообще все то, что необходимо нам для земной жизни: то есть и пищу, и одежду, и жилище. Прося всего этого только на сегодняшний день и не заглядывая раньше времени в день завтрашний, мы подтверждаем, что во всем надеемся на Бога, отдаем себя на Его Волю, знаем, что «будет день – будет и пища», потому что Бог не оставит нас своими заботами и мы каждый миг своей жизни будем получать все то, что нам действительно необходимо.

Пятое прошение: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим». Долгами мы называем здесь наши грехи и просим Бога, чтобы он оставил, то есть простил, отпустил нам эти грехи. Но долги наши простятся нам только тогда, когда мы и сами научимся прощать других людей – отпускать им их долги, то есть прощать обиды, нанесенные нам, брань, обращенную в наш адрес, и тому подобное. Поэтому мы и говорим, что прощаем нашим должникам их долги, – и при этом не просто произносим эти слова, а стараемся действительно простить другим людям их грехи против нас. Тогда и Бог простит нам все прегрешения наши.

Шестое прошение учит нас не быть слишком гордыми и самоуверенными: «И не введи нас во искушение». Понимать это надо так: не дай нам войти во искушение, не дай нас ввести во искушение – ведь, конечно же, сам Бог никого и никогда не вводит в искушение, а делают это противные Богу силы. Ведь искушение – это состояние, когда нас кто-нибудь или что-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-то дурное, беззаконное. А люди очень часто слабы и податливы на грех, вот мы и просим Всевышнего сохранить нас от таких соблазнов, от впадения в грех.

К шестому прошению близко примыкает и седьмое: «Но избави нас от лукавого». «Но» здесь надо понимать как противопоставление смыслу предыдущего прошения, которое даже ближе по сути к союзу «а»: не дай нам войти во искушение, а вместо этого избавь нас от лукавого. Лукавый – это, конечно же, дьявол, который постоянно хитростью и обманом хочет обольстить нас, но этим обольщениям нельзя верить, ведь он обещает много, соблазняет посулами, а в итоге ничего не дает польстившемуся на эти посулы человеку, лишь отнимает у него все силы, всю душу, всю жизнь. Но слабого человека, даже если он знает об обманчивости таких посулов, иногда так и тянет поддаться на них. Вот мы и просим Бога, чтобы он укрепил нас в этой борьбе, избавил от всех козней дьявола, – ведь когда мы с Богом, нам не страшны никакие козни и ухищрения, мы надежно защищены от них.

Теперь, когда мы поняли смысл молитвы, осознали его, нужно начинать читать молитву много раз подряд – неспешно, спокойно, слегка напевно, ровно, без «выражения», понимая и чувствуя каждое слово, стараясь не отвлекаться от смысла произносимых слов. При этом большая ошибка наделять Божество каким-то обликом, представлять перед своими глазами какие-то образы, к которым вы обращаетесь. Не нужно никаких зрительных образов – только текст молитвы с полным пониманием и прочувствованием каждого слова.

Читайте до тех пор, пока не выучите молитву наизусть. Далее читайте наизусть до тех пор, пока слова начнут литься легко, без усилий, без мучительного напряженного вспоминания текста, пока чтение молитвы не будет доведено до автоматизма – но при этом слова будут произноситься осмысленно, не механически. С чтением молитвы вы, конечно, постепенно почувствуете, как энергетика этих слов входит в вас, как она начинает работать, как рождается в сердце искреннее чувство и благоговение… Ведь слова молитвы – непростые, их действенная сила проверялась на протяжении веков, в эти слова изначально была заложена очень мощная энергетика. А от многократного повторения миллионами людей на протяжении многих поколений молитвы становятся еще сильнее. Именно поэтому они становятся поистине всемогущей силой.

Чем больше вы будете повторять молитву, тем сильнее, мощнее будет она действовать, тем легче будет устанавливаться ваша внутренняя связь с Всевышним.

Итак, вы научились молитве в приподнятом, возвышенном состоянии духа. Очень хорошо, что вы освоили и закрепили навык молитвы именно в таком состоянии – теперь он прочно укрепился в вашей душе. Но все же далеко не всегда у нас бывает такое возвышенное состояние, бывает и упадок сил, и мрачные мысли, и уныние, и усталость. А молиться нужно все равно, и в таком состоянии даже больше, чем в радостном и приподнятом. Нужно, даже если молиться не хочется. В таком случае, ничего не поделаешь, надо принуждать себя к молитве.

Как это сделать? Если молитва «не идет», нет настроения – не надо стремиться начать молиться сразу – сначала зажгите свечи, встаньте перед иконой, попробуйте несколько раз осенить себя крестным знамением. Затем некоторое время постойте молча, стараясь настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Пусть успокоятся все ваши чувства. Попробуйте отвлечься мыслями от суетных желаний и чувств, от всех забот, тревог. Ведь у вас уже есть опыт ощущения возвышенного состояния души – попробуйте вспомнить о чем-то таком, что приводило вашу душу в такое состояние, и вы снова вернетесь в это состояние. Можете, прежде чем начинать молиться, и походить, и посидеть, стараясь в это время отвлекать свою мысль от всего земного и суетного. Затем настройтесь на общение с Богом, представьте себе Его величие, Его всеобъемлющую отеческую любовь, настройтесь на благоговейное отношение к нему, ведь вы, как малый неразумный ребенок, будете взывать сейчас к всемогущему, всесильному, всепонимаю-щему и всезнающему Отцу. После этого начинайте читать молитву, вслух или вполголоса, чтобы ни одно слово не проскакивало мимо вашего сознания бессмысленно.

Если и после этого молитва не идет, если вам трудно удержать внимание на словах молитвы и мысли как будто разбредаются в разные стороны, – не расстраивайтесь, это обычное явление для того, кто только учится молиться. Молитва – это труд, и молиться не всегда бывает просто. Поэтому не следует сразу же ожидать от молитвы каких-то высоких духовных состояний, упоений, восторгов и радостей. Попробуйте для начала хотя бы научиться возвращать свои мысли обратно к словам молитвы, когда они начнут разбредаться в разные стороны. Почувствовали, что произносите слова молитвы машинально, – начните все сначала, возвратите мысли к смыслу произносимых слов, от которых ваш ум так и норовит убежать. Сколько бы раз ваши мысли ни убегали – каждый раз возвращайте их обратно, и читайте молитву столько раз, сколько понадобится, чтобы она наконец зазвучала без всяких отвлечений, а с чувством и с пониманием, с осознанием каждого слова, в состоянии полной сосредоточенности на молитве. Если вам удастся сделать это хотя бы один раз – с каждым следующим разом вы будете достигать этого состояния все легче и легче.

Конец ознакомительного фрагмента.