Вы здесь

Исцеление молитвами. Глава 3. Молитвы, исцеляющие болезни (Аурика Луковкина, 2013)

Глава 3. Молитвы, исцеляющие болезни

Молитвы об исцелении от болезней

Всем болящим в утешение

Претерпевый же до конца, той спасен будет

(Мф. 10,22).

Держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански – все же перетерпеть неизбежно; так лучше же перетерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. Осознай себя стоящим еще и не такой беды, осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? Паче всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться: и терпеть-то нечего (свт. Феофан Затворник).

Если человек переносит встречающиеся ему испытания с благодарением Богу, то они ему будут способствовать достижению вечного спасения (свт. Феофан Затворник).

Благодарить в бедах – заслуга большая, чем давать милостыню (свт. Димитрий Ростовский).

Утешение болящему

Как вести себя в болезни и как относиться к болящим?

«Здоровье есть дар Божий, – говорил прп. Серафим Саровский, – но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям».

Болезнь – это крест, иго благое, которое ведет к вечному блаженству. Поэтому благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостью и благодарением переносите болезнь, ведая, что телесными болезнями исцеляется душа.

Утешение в болезнях и скорбях должно искать в Иисусе Христе: иначе напрасно будем искать утешения.

Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и равен проходящему пустынную жизнь. Благодари, болящий, Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению.

Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую.

Надо благодарить Господа за болезни и искушения, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина – шествовать ко Христу.

Невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась бы с нами печаль, тело не изнемогло бы в болезнях и трудах, и пребывало неизменным, если только возлюбим жить в добродетели.

Как лекарство приносит пользу телу, так и болезнь – душе.

Болезнь – не несчастье, а поучение и Божие посещение; больного прп. Серафима посетила Матерь Божия; и нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают высшие силы.

Болезнь избавляет от многих душевных страстей; ап. Павел говорит: «Внешний человек тлеет, а внутренний – обновляется» (2 Кор. 4, 16).

Болезни попускаются нам иногда за грехи, а иногда – по благодати Божией, дабы через них стяжать нам вечное блаженство на небе.

Болезнь – вот школа смирения, вот где видишь, что нищ, и наг, и слеп.

Когда же будут тебя беспокоить неудобства или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Св. Писания: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (прп. Амвросий Оптинский).

В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в таинстве покаяния и в совести своей примириться с Богом (свт. Феофан Затворник).

Болезни наши большею частью происходят от грехов, почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.

Великий подвиг – терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу.

Нас сближают с Богом скорбь, теснота, болезнь, труды. Не ропщи на них и не бойся их.

Болезнь, хотя плоть твою мучит, но дух спасает (свт. Тихон Задонский).

Все самые тяжкие скорби и несчастья переносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей – сатана – пред лицом Самого Бога засвидетельствовал, что телесные болезни невыносимее всех других несчастий, и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни.

Если оттерпелся здесь – не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким блаженством, перед которым теперешнее счастье – ничто.

Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную (прп. Амвросий Оптинский).

Старец заболевшему своему другу внушал – молиться надо чаще: «Господи! Даждь ми зде терпение, а тамо отпущение».

Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.

Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

Кто с благодарностью переносит телесные недуги и терпит из-за болезни разного рода прискорбности, тот не далек от бесстрастия, почему с радостью ожидает смерти, как виновницы вступления в жизнь вечную (блж. Диадох).

Не может человек терпеливо переносить скорби, если не будет иметь в уме своем смертный исход свой, бесконечные мучения и радость Царства Небесного.

Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.

Болезнь для человека является милостью Божией. И если христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в рай. У одра болезни – молотьба: чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом – в виде хлеба – в печь и, наконец, – на трапезу Божию (свт. Феофан Затворник).

Но здоровье и болезнь – в руках Божиих, промышления – суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры. Но они же в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно.

Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее, все это ради того, дабы душу очистить от грехов и вселить в жизнь вечную.

Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений; а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться.

Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу (свт. Григорий Богослов).

Если схватит тебя болезнь, не унывай и не упадай духом; но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить этою болезнию благо (авва Исайя).

Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня» (Древний патерик).

На опасно больных нападает сильнее диавол, зная, что имеет мало времени.

В опасных болезнях заботься сперва об очищении своей совести и о спокойствии своей души.

Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша – великий дар Божий; денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите – и спасена будет душа ваша (старец Арсений Афонский).

Больной и бедный – не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию.

Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его (прав. Иоанн Кронштадтский).

Размышляйте о том, что здешнее все мимолетно, а будущее вечно.

Больному надобно утешать себя чтением Божественного Писания и размышлением о страданиях Спасителя.

Терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.

Будучи больной, не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом, да твори Иисусову молитву (прп. Анатолий Оптинский).

Разве не знаете, что и от больного Бог истязует молитвы духовные? (св. Иулиания).

Будучи немощной, правило как можешь, так и исправляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади.

Истинный христианин верует, что все, случающееся с нами в жизни, делается по воле Божией; что без воли Божией волос с головы нашей не падает на землю.

Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный промысел.

Если Бог посылает верующему страдания и скорби, то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему; и потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с праведным Давидом: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим».

Лечение гипнозом чуждо должно быть веры христианской: ни в Святом Писании, ни в отеческих учениях сего не видим. Употребление гипноза есть отрасль волхвования.

Кто лечится с надеждою на помощь Божию, а не на лекарство и лекаря, тот не погрешает.

Врачей и лекарства Господь создал. Нельзя отвергать лечение (свт. Феофан Затворник).

Во время болезни всякий должен думать и говорить: «Кто знает? Может быть, в моем недуге отворяются мне врата к вечности?»

В болезнях должно заботиться об излечении их.

В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвою и таинствами: исповедью, причащением и соборованием.

Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей.

Богатство душевное – в терпении.

В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению (свт. Феофан Затворник).

Терпение означает то, дабы все, что ни случится, сносить великодушно: в болезнях не отчаиваться, излишне в несчастьях не унывать, в бедности не печалиться и на обиды не роптать.

В счастии человек должен почитать себя должником Божиим, а в несчастии – Бога имеет своим должником.

А если будет смущать помысл (почему дозволяешь себе льготу), то отвечайте ему: «Мне ли, грешнице, поститься? По грехам моим я недостойна сего. Смирение выше поста. И чаек кушайте и утром, и вечером, за все это вознаграждайте смирением и самоукорением (старец Арсений Афонский).

А когда утомитесь не спавши, то уже о правиле не беспокойтесь, в таком случае оно откладывается. Телу необходимы отдых и подкрепление.

Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей (блж. Иероним).

Кроме молитвы, должно вам иметь духовного собеседника, развлекающего вас от скорби и уныния.

О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезненного: как он не выходил из келий и даже не желал выздоровления.

Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе (игум. Никон).

Однако же в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа (свт. Феофан Затворник).

Под предлогом болезни и усталости не оставляй своего молитвенного домашнего правила, даже на один день, пока есть в тебе дыхание.

Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апост. 69 правило) (свт. Филарет Московский).

Человек, проникнутый надеждою на Бога, смотрит на дело с высшей точки зрения и говорит себе: «Теперь я могу дать людям добрый пример терпения и быть им полезным. Я готов все перенести, лишь бы заслужить небо. Бог все устрояет к моему благу. Он говорит с пророком: «Благ Господь терпящим Его в день скорбения и знаяй боящияся Его» (Наум 1,7).

Очень жалею, что вы так расслаблены. Терпите… Это первая добродетель, которую вам теперь следует исполнять. Вторая – благодарение Бога, все во благо нам устрояющего. Третья – благодушествуйте, видя сию к вам милость Отца Небесного.

Для страдалиц это хорошо. Если перенесут благодушно без ропота и осуждения, и серчания, то мученического чина причастны будут.

Что больна – не беда: грешным людям это – очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу (прп. Анатолий Оптинский).

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство, и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию… Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Говоришь ты, что немощна бываешь и нездорова? В таком случае давай себе ослабу и отдых, а когда чувствуешь себя здоровою, тогда и поститься можешь и постоять на молитве (архим. Варсонофий Александро-Свирского монастыря).

Если в болезни иногда по немощи и помалодушествуете, то не отчаивайтесь, а прибегайте к покаянию, ибо попускает Господь к смирению.

Бывает иногда при болезни искушение. Прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Душа не может освободиться от искушения иначе, как призывая Иисуса Христа и прибегая к духовному отцу».

Не скорбите, если по болезни иногда не можете выполнить молитвенного правила, и благодарите Бога за болезнь, ибо она то же, что молитва, если без ропота, и с благодарением терпим (старец Арсений Афонский).

В болезнях должно вопрошать Отцев прежде врачей.

Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение (прп. Варсонофий Великий).

Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-либо утешение от служащих тебе, то посмотри на тех, которые внутри терпят скорбь и печаль, снаружи ранами покрыты, и не имеют, кто бы им послужил, накормил, напоил, поднял, омыл раны, – и они терпят (свт. Тихон Задонский).

Берегись, чтобы ненавистник добра не увлек тебя в неблагодарность или ропот, тогда все ты потеряешь (прав. Иоанн Кронштадтский).

Особенно будь кроток и терпелив в болезни и в разных неблагоприятных обстоятельствах: ибо тогда мы особенно порываемся к раздражительности, изнежены довольством, здоровьем, счастьем и покоем.

Терпи с благодарностью воле Божией всякую болезнь и немощь, всякий труд, всякую обиду и неприятность, говоря: «Да будет воля Твоя», – и зная, что благость Божия ведет все к лучшему для тебя, и что всякую неприятность Господь удобно может претворить в счастье и радость.

Если же человек будет роптать на болезни и скорби, будет искать виновника этим скорбям среди людей (околдовали, сделали), бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и прочее, а через это приведет душу такого человека в мрак, отчаяние, безнадежие, желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего – диавола, внушающего ему все это и желающего погубить его.

Господь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, – ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей… Не в гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди, и не всегда понимают это.

Болезни напоминают о смерти и надо готовиться к ней.

Следует упомянуть также о том, что святые отцы предлагают освящать принимаемое лекарство. Так, прп. Варсонофий Великий рекомендовал одному ученику принимать лекарство – розовое масло – со святой водой. Тот же старец при болезнях не советует усиленно просить об исцелении, ибо мы не знаем, что нам полезно.

В болезни, прошу, пользуйся лекарствами, ибо многие нуждаются в твоем здоровье (прп. Феодор Студит).

В болезни по совету врача мы можем разрешить себе на время употребление и постом скоромной пищи, но в этом случае мы должны помнить, что делаем это из необходимости, а не для удовольствия и наслаждения.

Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом; болезнями грехи очищаются, и от страстей избавляемся.

Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то худо (свт. Феофан Затворник).

Страдания, если они озлобляют болящего, не преображая его, не давая благотворной реакции (исправления и благодарения), – только сугубое зло.

Если не можешь ходить в церковь по болезни, то не ходи, только не ропщи.

Утешающих тебя в болезни и служащих тебе в ней благодари и моли за них Бога, хотя и лежа. Терпение в болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.

Выздоравливающий после болезни, в особенности серьезной и опасной, должен чувствовать и говорить: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовым».

Благо тому, кто имеет болезни и скорби. Ими очищаются грехи. Но если, очищаемые Богом болезнями и скорбями, мы продолжаем грешить, то надо опасаться, чтобы не истощилось на нас милосердие Господа, жаждущего нашего покаяния.

В болезни не желай себе смерти – это грешно.

Самая лучшая благодарность Богу за выздоровление от болезни состоит в том, чтобы служить Ему остальное время жизни в исполнении заповедей Его.

Больные пусть помнят, что им служат ради Бога, и пусть не опечаливают служащих им братии излишними своими требованиями. Впрочем, и таких надо терпеливо сносить, потому что через это стяживается богатейшая награда.

Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями (свт. Димитрий Ростовский).

Из всего, что случается в земной жизни, только один грех должен печалить христианина.

Кто, согрешая, не наказывается здесь, тот самый несчастный человек (свт. Иоанн Златоуст).

Болезни бывают у нас от греха, они ослабляют страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезни с терпением и благодарением, тому вменяются они вместо подвига и даже более… Вместе с тем, нужно веровать и надеяться, что, если Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему силу терпения (прп. Серафим Саровский).

Посещение и утешение болящего

Ежели услышишь кого боляща, не ленись посетить его и сослужить ему усердно, если нет для тебя душевного вреда.

Не забывай писать утешительные письма тем, кто страдает за веру Христову и страждет в болезни или находится в темнице и скорби.

Перенесение от больной неприятностей много душе принесет пользы.

Помогайте ближним вашим болящим, но не думайте, что добро делаете, а из любви и сострадания.

Не удерживайте у себя того, что имеете к утешению изнемогших, нуждающихся, скорбящих.

Делайте для больного, старого и прочего, но не желайте воздаяния за свою деятельность.

Будь готов посетить всякого человека, когда он находится в страданиях, трудах и скорбях.

Ухаживай за больным со всяким терпением и усердием, с сердечным участием, утешая страдальца добрым, ласковым, увещательным словом или краткою молитвою. Лови благоприятные минуты, чтобы прочитать для больного что-либо божественное.

Кто пренебрегает больным, тот не узрит свет; кто отвращает лице свое от скорбящего, для того омрачится день его.

Не пренебрегай голосом страждущего.

Когда увидим болящего, то не будем худо объяснять себе причину его болезни, но постараемся утешить его.

Не должно отказывать в помощи больным из опасности заразиться их болезнью.

Посещение лежащих на ложах больных и одержимых скорбию плоти избавляет от беса гордыни и блуда.

В посещении болящих должна быть рассудительность.

Есть тяжкие больные (после операции, сильно изнуренные болезнью, с переутомленной нервной системой и т. п.), которые тяготятся посещением и страдают, когда к ним обращаются с вопросами, расспросами, вообще разговорами. Поэтому, прежде чем посетить больного, нужно предварительно узнать от близких к нему – будет ли приятно их посещение болящему.

Посещай болящих, да посетит Бог тебя.

Равную награду получает больной и кто служит ему (прп. Пимен Многоболезненный).

Старайся утешать болящую не столько услугами, сколько веселым лицом.

Хотя и доброе дело – иметь заботу о больных и посещать их, но надобно иметь рассуждение: где повреждается душевное устроение ваше, то и без вас дело обойдется.

Что вы удостоиваетесь послужить болящей, то за сие благодарите Бога; но да не вознесется сердце ваше о сем; быть у больной – весьма доброе дело и заповедь Божия, и долг любви сего требует, но только не выше сил и не с потерею своего здоровья.

Благодатная Исцелительница

Не напрасно наша земная жизнь называется юдолию плачевной: страждут и плачут здесь грешники, страждут и плачут и праведники. Для людей неверующих – в этом загадка неразгаданная, тайна непостижимая; а для нас, просвещенных верою Христовою, тут нет никакой тайны, никакой загадки. Когда Апостолы увидели слепорожденного и спросили Господа, кто согрешил: сей ли, или родители его, яко слеп родился, Господь сердцеведец отвечал им: ни сей согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божий на нем (Ин. 9, 2–3). И Он тут же совершил на нем Свое Божественное дело – исцелил его. Итак, не всегда скорбь и болезнь посылаются человеку за грехи его: бывает скорбь и болезнь во славу Божию: да явятся дела Божий на скорбящем праведнике. И Господь Бог, дивный во святых Своих, являет дивные дела Свои чрез святых Своих, наипаче же чрез Святейшую святых – Пресвятую Матерь Свою. Вот одно поучительное сказание об исцелении болящего праведника.

Был один благочестивый клирик, по имени Викентий. Он имел добрый обычай каждый раз, когда входил в церковь или выходил из нее, преклонять колена пред образом Богоматери и говорить: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Блаженно чрево Твое, носившее Христа, и сосцы, я же сосал Господь Бог, наш Спаситель!» Однажды этот благоговейный клирик тяжко заболел: у него загнил язык, и от сильной боли он сделался без памяти. Но лишь только пришел в себя, он произнес в уме свою обычную молитву и в ту же минуту увидел в изголовье своей постели прекрасного юношу: это был его Ангел Хранитель. С состраданием взирал Ангел Божий на болящего и молитвенно воззвал: «О Госпоже Премилосердая! Ты ведаешь благочестивый подвиг сего страдальца; ведаешь его усердие к Тебе: каждый день он приносит Тебе Архангельское приветствие… Вот его язык, привыкший ублажать плод чрева Твоего, весь покрыт язвами; в беспамятстве от боли он произносит только безумные глаголы… О Премилосердая Госпоже! Обрати Матерний взор на сего страдальца и пощади его!» Так молился Ангел Божий за болящего, и едва произнес он свою молитву, как предстала во свете небесном Матерь Господа и, исцелив болящего каплею млека своего, стала невидима… И больной встал с своего убогого ложа, пошел в церковь и стал петь на клиросе вместе с другими клириками. Все знали о его тяжкой болезни, все были изумлены его внезапным исцелением, и когда он рассказал свое видение, все прославили Матерь Милосердия, исцелившую своего песнопевца. Чудо это изображено на иконе Богоматери, именуемой Исцелительница. Икона эта, прославленная лет полтораста назад чудесами, находится в Московском Алексеевском женском монастыре. И поныне болящие притекают к ней с верою и получают по вере своей исцеления; особенно же часто берут ее благоговейные жители столицы в дома свои к одру болящих, и премилосердая Целительница недугов человеческих ниспосылает болящим облегчение и скорбящим благодатное утешение… Много ли среди нас, братие мои, таких счастливцев, которые могли бы сказать о себе, что они совершенно здравы и телом и душой? Много ли таких, которые не жаловались бы на болезни телесные, а душою – кто не болен из нас? Все, все мы больны; если не телом, то душою, сердцем, умом, волею больны! Разница только в том, что болезнь телесная не всегда бывает по вашей вине; иногда Господь попускает такую болезнь для того, чтобы явилась слава Божия на страждущем праведнике; а в болезнях духовных, то есть во грехах наших, никто, кроме нас, не повинен…

Весь мир есть великий лазарет, и каждый грешник есть тяжко болящий страдалец.

Что до того, что иной несчастный вовсе не видит грехов своих, вовсе не думает о них? Это только показывает, что болезнь души его велика и опасна, что он находится, так сказать, в духовном беспамятстве. Только благодатная сила Божия может исцелить душу, грехом зараженную; но для сего нужно, чтобы грешник пришел в себя и опомнился, чтобы увидел свое беспомощное положение и возопил к Богу о помиловании, как возопил клирик Викентий к Богоматери. А опомниться – значит увидеть свои грехи, и когда узрит человек грехи свои, яко песок морской, – се начало здравия души, как говорят святые отцы. Но как мы можем узреть грехи свои, если никогда не заглядываем в светлое зерцало заповедей Божиих, если не молимся никогда молитвою Ефрема Сирина «Даруй ми, Господи Царю, зрети моя прегрешения»? Как познаем свою немощь духовную, если даже и не пытаемся бороться с своими греховными привычками, если не хотим понудить себя даже к малой некоей добродетели? Клирик Викентий каждый день по несколько раз преклонял колена пред образом Владычицы Богородицы, каждый день ублажал Присноблаженную Матерь Божию, и сия его добродетель привлекла к нему милосердие Царицы Небесной в многоскорбный час его телесных страданий. А мы – чем привлечем к себе милосердие Божие, чем заслужим сострадание Ангела Хранителя, на что укажет он – наш неусыпный предстатель – Матери всех скорбящих, Целительнице всех болящих, премилосердой Ходатаице всех кающихся грешников?.. Есть ли у нас хоть одно какое-нибудь дело доброе, хоть одна какая добродетель, Богу любезная, на которую призрели бы милостиво Царица Небесная и Ее Божественный Сын, Господь наш Иисус Христос? Конечно, Ему-то не нужны наши добрые дела, но нам – нужны, необходимы, как живительный пластырь на раны души. Не напрасно же заповеди Божий называются у святых отцев животворящими: начни только исполнять их как должно, не мудрствуя, не величаясь, из одной любви ко Господу, и ты сам увидишь, сердцем почувствуешь, что душа твоя смиряется, сердце очищается от страстей и возгревается любовию к Богу и ближнему, все существо твое обновляется благодатию Духа Божия Животворящего. Таков закон благодатной жизни. Итак, болеешь ли ты телом, болеешь ли душою, если хочешь исцелиться от недугов твоих, то сам иди навстречу зовущей тебя благодати Божией: не только проси в молитве, но и ищи, и толки в двери милосердия Божия делами добрыми, наипаче же делами милосердия к ближнему, и верь, что сии двери отверзутся тебе, и ты получишь желаемое исцеление… Святая Церковь предлагает тебе свои врачевства благодатные, а ты постарайся воспользоваться ими как должно; она разрешит тебя в таинстве покаяния властию, от Христа ей данною, от грехов твоих, – а ты разреши врага твоего всепрощением и примирением с ним и омой душу свою слезами покаянными; она напитает тебя в таинстве Причащения пищею бессмертною – Телом и Кровию Христовою, а ты предочисти себя к сей трапезе небесной – постом и молитвою, сам во имя Христово напитай алчущего, напой жаждущего, одень нагого, утешь больного, посети в темнице заключенного; Святая Церковь предложит во исцеление телесных недугов твоих таинство елеосвящения, а ты сам найди случай уврачевать скорбящую душу сироты беспомощного, замени ему отца и мать, сделай для него – что можешь: ведь и лежа на одре болезни можно – право же, можно – делать дела милосердия к ближнему, если тебя Господь благословил земными благами! Только делай это смиренно, во имя заповеди Божией, делай, если можно – тайно; ты сам ищешь у Бога милости – окажи же милость ближнему, и Бог не откажет тебе в Своей милости. Вот что значит – идти навстречу всеисцеляющей благодати Божией. Итак, понуждай себя, брате мой, делать добро, какое можешь. Господь увидит труд твой, призрит на смиренное понуждение, коим ты понуждаешь себя к доброделанию во имя Его, призрит на нищету твою духовную и болит ли твое тело, или страждет душа – Он исцелит тебя Своею благодатию. Помни, что если так будешь поступать, то и Ангел Хранитель твой, и все святые Божий, наипаче же премилосердая наша Заступница Пресвятая Богородица не оставят тебя своими молитвами и предстательством у Господа Бога. Аминь.

О тяжко болящих (их выздоровлении или скорейшей кончине)

* * *
Преподобному Афанасию Афонскому

Преподобный отче Афонасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче! Во дни земного жития твоего многия на путь правый наставивый и в Царствие Небесное мудре руководивши, скорбныя утешивши, падающим подавый руку помощи и во всем любезен, милостив и состродателен отец бывши, ты ныне, в Небесней пребывая светлости, наипаче умножавши любовь твою к нам, немощным, в море житейстем различие бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, искушения же вражий победита и свирепое страстей море изсушити, да тако немокрено прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнута обетованного нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Дyxa, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливши и язвами Своими язвы моя уврачевавши, даруй мне, много Гебе прегрешившему, слезы умиления; страствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои: возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящая чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Молитва

Боже сильный, милостию строяй вся на спасение роду человеческому, посети раба Своего сего (имя), нарицающа имя Христа Твоего, исцели его от всякого недуга плотскаго: и отпусти грех и греховныя соблазны, и всяку напасть, и всяко нашествие неприязнено далече, сотвори от раба Твоего. И воздвигни от одра греховнаго, и устрой его во святую Твою Церковь здрава душою и телом, и делы добрыми славящаго со всеми людьми имя Христа Твоего, яко Тебе славу возсылаем, со Безначальным Ти Сыном, и со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва об исцелении болящего

Владыко, Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждали низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляли, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таяющуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наги, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во вехи веков. Аминь.

Молитва о том, чтобы с любовью ухаживать за болящими

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Агнче Божий, вземляй грехи мира, Пастырю добрый, положивый душу Твою за овцы Твоя, Небесный Врачу дуги и телес наших, исцеляяй всякий недуг и всякую язву в людях Твоих! Тебе припадаю, помози мне недостойной рабе Твоей. Призри, Многомилостиве, на делание и служение мое, дажь ми быти верною в мале; послужити болящим, Тебе ради, носити немощи немощных, и не себе, но Тебе Единому угодити во вся дни живота моего. Ты бо рекл ecu, о Сладчайший Иисусе: «Понеже сотвористе единому от сих братии Моих меньших, Мне сотвористе». Ей, Господи, суди мне, грешной, по сему глаголу Твоему, яко да сподоблюся творити благую Твою волю во отраду и утешение искушаемых, недугующих раб Твоих, ихже искупил ecu честною Твоею Кровию. Ниспосли ми благодать Твою, попаляющую во мне страстей терние, призвавый мя, грешную, на дело служения о Имени Твоем; без Тебе не можем творити ничесоже: посети убо нощию и искуси сердце мое, внегда предстоящи ми у возглавия болящих и низверженных; уязви душу мою Твоею любовию, вся терпящею и николиже отпадающею. Тогда возмогу, Тобою укрепляема, подвигом добрым подвизалися и веру соблюсти, даже до последнего моего издыхания. Ты бо ecu Источник исцелений душевных же и телесных, Христе, Боже наш, и Тебе, яко Спасителю человеков и Жениху душ, грядущему в полунощи, славу и благодарение и поклонение возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва в болезни

Господи, Боже мой, Владыко жизни моей, Ты по благости своей сказал: не хочу смерти грешника, но чтоб он обратился и жив был. Я знаю, что эта болезнь, которою я страдаю, есть наказание Твое за грехи мои и беззакония, знаю, что по делам моим я заслужил тягчайшее наказание, но, Человеколюбче, поступай со мной не по злобе моей, а по беспредельному милосердию Твоему. Не пожелай смерти моей, но дай мне силы, чтобы я терпеливо сносил болезни, как заслуженное мною испытание, и по исцелении от нее обратился всем сердцем, всею душею, всеми моими чувствами к Тебе, Господу Богу, Создателю моему, и жив был бы для исполнения святых Твоих заповедей, для спокойствия моих родных и для моего благополучия. Аминь.

Максимилиану, Иамвлиху, Мартиниану, Иоанну, Дионию, Ехсакустодиану и Антонину

Иже во святых Отец наших и вселенских учителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго; Афанасия и Кирилла, Николая, иже в Спиридона Чудотворца, и всех святых священноначальников; святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана; святых славных великомучеников: Георгия Победоносца, Дмитрия Мироточца, Феодора Страпилата, и всех святых мучеников; преподобных и богоносных Отец наших: Антония, Евфимия, Саввы Освященнаго, Феодосия, общаго жития начальника, Онуфрия, Арсения, Афанасия Афонскаго, и всех преподобных; святых и исцелителей, бессребренников: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фалалея и Трифона, и прочих; святаго (имя), и всех твоих святых.

И даждь ему сон упокоения, сон телесный здравия и спасения и живота, и крепость душевную и телесную, якоже посетил ecu иногда Авимелеха, угодника Твоего во храме Агриппове, и дал ecu ему сон утешения, еже не видети падения Иерусалимова, и сего успивый сном питательным, и паки сего воскресивый во едином мгновении времене, во славу Твоея благости.

Но и святыя Твоя славныя семь отроки, исповедники и свидетели Твоего явления показавый, во дни Декия царя и отступника; и сия успивый в вертепе на лета 372, яко младенцы, согреваемыя в ложеснах матере своея, и никакоже претерпевшая тления, в похвалу и славу человеколюбия Твоего, и в показание и извещение нашего покибытия и воскресения всех. Сам убо, Человеколюбче Царю, предстани и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и посети раба Твоего (имя), и даруй ему здравие, крепость, и благомощие Твоею благостию, яко от Тебе есть всяко даяние благо и всяк дар совершен. Ты бо ecu Врач душ и теле наших, и тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, со Безначальным твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва об исцелении от болезней

* * *

Тропарь, глас 4-й

Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему и избави от недуг и горьких болезней, и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, едине Человеколюбце.


Кондак, глас 2-й

На одре болезни лежащаго и смертною раною уязвленнаго, якоже иногда воздвигл ecu, Спасе, Петрову тещу и разслабленнаго на одре носимаго; еще и ныне, Милосерде, страждущаго посети и исцели: Ты бо един ecu недуги и болезни рода нашего понесый, и вся могий, яко многомилостив.

Молитва

(Читается священником).

Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждали низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляли, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго, и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Канон за болящего человека

* * *
Песнь 1

Ирмос: Пресекаемое море жезлом древле, Израиль пройде яко по пустыни, и крестообразно яве предуготовляет стези. Сего ради поим во хвалении чудному Богу нашему, яко прославися.

Запев: Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.

В день печали, нашедшия на ны, к Тебе, Христе Спасе, припадающе, Твоея милости просим. Облегчи болезнь раба Твоего, изреки нам яко сотнику: иди, се здрав есть отрок твой.

Мольбы и моления с воздыханием к Тебе вопием, Сыне Божий, помилуй нас. Воздвигни со одра лежащаго, яко разслабленнаго, словом: возьми одр твой, глаголя, отпущаются ти греси твои.

Слава: Твоего, Христе, образа подобию поклоняющеся, верою целуем, и болящему здравия просим, подражающе кровоточивей, яже подольца риз Твоих коснуся, и исцеление недуга придет.

И ныне: Пречистая Госпоже Богородице, всем известная Помощница, не презри нас к Тебе припадающих, моли яко блага Своего Сына и Бога нашего, дати здравие болящему, да Тя с нами прославляет.

Песнь 3

Ирмос: Иже от не сущих вся приведый, Словом созидаемая, совершаемая Духом, Вседержителю Вышний, в любви Твоей утверди мене.

Иже от тяжких болезней на земли повержен, к Тебе, Христе, с нами вопиет, подаждь здравие телеси его, яко же Иезекии плакавшуся к Тебе. Призри, Господи, на нагие смирение, и не помяни беззаконий наших, но веры ради болящаго, яко прокаженного, словом исцели ему болезнь, да Твое, Христе Боже, славится Имя.

Слава: Церковь, иже ecu освятил, на ту, Христе, не даждь поношения, но воздвигни невидимо в недузе на одре лежащаго, в нейже молимтися: да не рекут невернии, где есть Бог их.

И ныне: К Твоему пречистому, Богородице, образу руце воздеюще вопием: услыша раб Твоих молитву и спаси в болезни лежащаго, да от болезни востав, воздаст обеты, яже в печали глаголаша уста его.

Седален, глас 8-й

На одре греховнем лежаща мя, и страстьми уязвена, и якоже воздвигл ecu Петрову тещу и спасе разслабленнаго носима со одром, тако и ныне посети, Милостиве, болящаго, понесый недуги рода нашего. Тебе Единаго вемы, терпелива и милосерда, милостива врача душам и телесем, Христа Бога нашего, наводяща недуги и паки исцеляюща, подовоющо прощение кающимся о согрешениих, Единаго Милосердаго и Милостиваго.

Слава: Аз грешный плачуся на одре своем лежа, прощение ми подаждь, Христе Боже, и от болезни сея воздвигни мя, и яже есмь от юности грехи сотворил, избыти ми сих молитвами Богородицы даруй.

И ныне: Умилосердися и спаси мя, воздвигни мя от одра болезненнаго, мощь бо моя во мне изнеможе и весь нечаянием одержим есмь, Мати Божия Пречистая, исцели недугующа люте, Ты бо ecu Помощница христианом.

Песнь 4

Ирмос: Положил ecu к нам твердую любовь, Господи: Единороднаго бо Твоего Сына за ны на смерть дал ecu, темже Ти зовем благодаряще: слава силе Твоей, Господи.

Уже отчаянна лютым недугом и к смерти приближившася, возврати, Христе, на живот и даждь плачущимся утеху, да вси прославляем Твоя святая чудеса.

К тебе, Творче, каемся в своих гресех, яко не хощеши смерти грешничи, оживи, уздрави болящаго, да востав послужит Ти, исповедуя с нами Твою благость.

Слава: Слезы Манассиины, Ниневитян покаяние, Давидово исповедание приим, вскоре спасл ecu, и наши молитвы ныне приими, даждь здравие болящему, о немже Тя молим.

И ныне: Подаждь нам Твою милость, Госпоже, всегда на Тя надеющимся, испроси здравие болящему, врачебнии Твои руце с Предтечею, Богородице, ко Господу Богу простирающи.

Песнь 5

Ирмос: На земли Невидимый явился ecu, и человеком волею сжил ecu, Непостижимый, и к Тебе утренююще, воспеваем Тя, Человеколюбче.

Дщерь Иаирову уже умершу, яко Бог оживил ecu, и ныне возведи, Христе Боже, от врат смертных болящаго, Ты бо ecu путь и живот всем.

Сына вдовича оживив, Спасе, и тоя слезы преложив на радость, спаси от недуга тлеющаго раба Своего, да и наша скорбь и болезнь на радость приидет.

Слава: Огненну болезнь тещи Петрове прикосновением Твоим исцелив, и ныне востави болящаго раба Твоего, да востав, яко и она, послужит Ти.

И ныне: Скорбный, смирении, грешнии, не имущий дерзновения к Тебе, Пречистая Богомати, вопием: умоли Сына Своего Христа дати болящему здравие телеси.

Песнь 6

Ирмос: Бездна последняя грехов обыде мя, и исчезает дух мой: но прострый, Владыко, высокую Твою мышцу, яко Петра мя, Управителю, спаси.

Бездну милосердия и милости имея, Христе Боже, услыши моления раб Твоих. Ты бо ecu Петром Тавифу воскресив, Ты и ныне в болезни лежащаго воздвигни, послушав церковных молитвенник.

Врачу душам и телесем нашим, понесый недуги всего мира, Христе, и Енея Павлом исцеливый, Ты и ныне болящаго исцели святых Апостол молитвами.

Слава: Преложи, Христе, на радость рыдание о недужнем скорбящим, да Твою получивши милость, внидут в дом Твой со обетными дарами, славяще Тя в Троице Единаго Бога.

И ныне: Приидите, о друзи, поклонимся молящеся о болящем Божией Матери. Та бо имеет власть недужныя исцеляти, со безмездникома вкупе, духовным невидимо помазающе маслом.


Кондак, глас 3-й

Душу мою, Господи, во гресех всяческих, безместными деяньми разслаблену воздвигни Божественным Своим человеколюбием, яко же и разслабленнаго воздвигл ecu древле, да зову Ти спасаемы щедре Христе, даждь ми исцеление.

Икос

Иже руки Своея горстию содержай концы, Иисусе Боже, Иже Отцу собезначальный и Духу Святому совладычествуя яко плотию, явился ecu недуги исцеляя и страсти очистил ecu, слепыя просветил ecu, и разслабленнаго словом Божественным совоставил ecu, сего права ходяща сотворив, и одр повелел ecu нарамо взята. Темже вси с ним воспеваем и поем: щедре Христе, даждь ми исцеление.

Песнь 7

Ирмос: Прежде образу златому, персидскому чтилищу отроцы не поклонишася, трие поюще посреде пещи: отцев Боже, благословен ecu.

О, Кресте Пресвятый Христов, честное Арево Животное. Тобою смерть погибе и мертвии воскресоша, и ныне болящаго исцели и оживи, якоже при Елене умершую девицу.

Долгую и лютую болезнь Иовлю, на гноища и в червех, того молящася, словом исцелил ecu, Господи. И ныне же в церкви о болящем молим Тя: яко благ исцели невидимо молитвами Святых Твоих.

Слава: Вси вемы, яко умрети нам есть, Тебе Богу тако изволившу, но на мало время, Милостиве, здравия просим болящему, премени от смерти на живот, даждь скорбящим утеху.

И ныне: Пособствуй и помогай нашему сиротству, Богородице, Ты бо веси время и час, когда умолити Сына Своего и Бога нашего, дата болящему здравие и прощение от всех грех.

Песнь 8

Ирмос: Служити Живому Богу, в Вавилоне отроцы претерпевше, о мусикийских органех нерадиша, и посреде пламене стояще, боголепную песнь воспеваху, глаголюще: благословите, вся дела Господня, Господа.

Милость покажи, Владыко, 6 болезни раба Твоего, и скоро исцели, милостиве Христе Боже, и еще смерти не предаждь су дней, да Ти покаяние воздаст. Сам бо рекл ecu: не хощу смерти грешничи.

Господи милостиве, Твоя преславная чудеса да и до нас ныне достигнут: бесы прожени, недуги погуби, раны исцели, болезни уврачуй, и потворы и чародеяния и всякая язи избави ны.

Слава: Запретивый, Христе, морским ветром, и страх ученик на радость преложивый, и ныне запрети тяжким болезнем, труждающим раба Твоего, да в си возвеселимся хваляще Тя во веки.

И ныне: Избави, Богородице, от обышедших ны печалей, различных недуг, отравы же и чародейства, и бесовскаго мечтания, и от навета злых человек и от напрасныя смерти, молимтися.

Песнь 9

Ирмос: На Синайстей горе виде Тя в купине Моисей, неопально огнь Божества заченшую во чреве: Даниил же Тя виде гору несекомую, жезл прозябший, Исаиа взываше, от корене Давидова.

Источниче жизни подателю Христе, милости, не отврати лица Твоего от нас. Облегчи болезнь утружденному болезнию, и воздвигни яко Фаддеем Авгаря, да присно Тебе славит со Отцем и Святым Духом.

Евангельскому верующе гласу, Твоего ищем обета, Христе: просите, бо рече, и дастся вам. Тем и ныне предстояще молим Тя, востави со одра здрава лютым повержена недугом, да Тя с нами вкупе величает.

Слава: Мучимый недугом, внутрь невидимыми ранами, Тебе, Христе, с нами вопием: не нам, Господи, не нас ради, вси бо исполнены грехов, но Матерними Твоими и Предтечевыми молитвами даждь исцеление болящему, да Тя вси возвеличим.

И ныне: Божия Мати Пречистая, со всеми Святыми призываем Тя, со Ангелы и Архангелы, с пророки и патриархи, со Апостолы, с преподобными и праведными молитися Христу Богу нашему дата здравие болящему, да Тя вси величаем.

Молитва на всякую немощь

Владыко Вседержителю, врачу дуги и телес, смиряли и возносяй, наказуяй и паки исцеляяй, брата нашего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, простри мышцу Твою исполнену исцеления и врачбы, и исцели его, возставляй от одра и немощи, запрети духу немощи, отстави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу. И аще есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости, Твоего ради человеколюбия.

Чин келейного молебствия святым, имеющим особую благодать помогать в различных болезнях и нуждах.

Молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный… Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш… Господи, помилуй. (12 раз) Приидите, поклонимся… (Трижды).

И псалом 50.

Псалом 19

Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Да ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя. Ныне познах, яко спасе Господь Христа Своего, услышит Его с Небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его. Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся. Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя.

Конец ознакомительного фрагмента.