Вы здесь

Исцеление колокольным звоном. Глава 2. Колокола на Руси (А. Р. Чижова, 2013)

Глава 2. Колокола на Руси


Как первые храмы на Руси строились греческими мастерами, так и первые колокола вывозились из Византийской империи. Один из ныне сохранившихся на третьем ярусе колокольни Ивана Великого в Московском Кремле колоколов называется Корсунский как перелитый из колокола, привезенного князем Таврического. Монгольские нашествия надолго прерывали естественное развитие этого вида. Дело в том, что из Руси увозили искусных мастеров для украшения городов и дворцов ханов. При штурмах русских крепостей гибли колокола, призывавшие своим звоном воинов и горожан на защиту отечества. В сказаниях русских летописей часто упоминаются случаи гибели колоколов во время захватов городов, так как колокольная бронза плавится при температуре пожара. С первой трети XIV в. начинается второй этап в колокольной жизни России.

В сказаниях русских летописей часто упоминаются случаи гибели колоколов во время захватов городов, так как колокольная бронза плавится при температуре пожара.

Он характеризуется ориентацией Руси на запад, где колокола и звоны имели тогда большее распространение, чем на востоке. Из западной Европы на Русь через Новгород и Псков поступают небольшие колокола, а для выполнения русских заказов прибывают и мастера-литейщики из Германии. Одновременно с притоком мастеров и колоколов из западной Европы на Руси создаются свои центры колокольного литья. Наибольшей известностью пользуется Псков. Даже после громадных потерь в течение ХХ в. только в Московском Кремле находятся два колокола псковитянина Нестора Иванова. Заказчиками были как князь Андрей Курбский, так и больной знаток колокольного звона царь Иван Грозный. Колокола отливали и при архиерейских домах, например в Новгороде Великом, и на пушечно-литейном дворе в Москве. В это время происходило увеличение всех колоколов и их количества, что предполагало постройку звонниц, исполненных из дерева или камня и служащих для размещения колоколов. Если колоколов было немного, и они были небольшие по весу, то звонница могла располагаться непосредственно на храме. Для размещения тяжелых колоколов строились звонницы на собственном основании. Именно на этом этапе появляются церковнослужители, имеющие постоянное послушание при звоннице и исполняющие звоны, звонари-профессионалы. Самый звон колоколов этого второго этапа, требовавший большого количества звонарей, был довольно примитивным по своему устройству, и состоял из перезвонов и переборов. Дальнейшее развитие колокольного дела сопровождалось появлением гигантских по размеру и весу благовестников до 2, 4, 8 и 12 тысяч пудов весом. Появляются звонницы-галереи и многоярусные столпообразные колокольни. Примером тому служит комплекс, состоящий из колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы, Филаретовой и Семисотенной пристроек Московского Кремля, где в конце XVII в. требовалось более 150 звонарей для произведения звона во все тяжкие. Подобный вес и рост числа колоколов наблюдался по всей России. Колокола весом в тысячу пудов встречались даже в сельских храмах. В XVIII и первой половине XIX в. колокололитейное производство распространилось по всей Российской империи. Колокольные заводы имелись в Москве, Ярославле, на Валдае и в Костроме, а в начале ХХ в. их насчитывалось около двадцати.

В XIX в. заботами государей и благотворителей были сооружены такие колокольные чудеса, как звон Исаакиевского собора в Петербурге, звон храма Христа Спасителя, и конечно, особо стоял колокольный подбор звонницы-колокольни Георгиевского монастыря в Новгороде Великом, прямым прообразом которому служила Ростовская звонница. Великой Октябрь внес поправки в церковный звон. По пальцам одной руки можно пересчитать колокольни и звонницы, сохранившие свои колокола. Из них в Москве нет ни одной. В начале 1950 гг. Церковь понемногу стала восстанавливать храмы и колокольные звоны. Из-за уничтожения колокольного производства состоялось собирание звона, приобретение сохранившихся разных по времени и никогда не звучавших вместе старых колоколов. Колокола находили в заводских цехах, в театрах и даже на городских свалках. Множество колоколов приносили люди, сохранившие их в своих домах, сараях или в земле. Так собирались многие колокольные наборы. В настоящее время весомый вклад в колокольное дело вносит наука. В результате акустических исследований, произведенных с применением современных звуковых и виброанализиторов, были получены данные, необходимые для правильной подвески колоколов относительно арок яруса звона колоколен и наиболее оптимального расположения колокола относительно пола яруса.

Колокола отливали и при архиерейских домах, например в Новгороде Великом, и на пушечно-литейном дворе в Москве.

Специалисты лаборатории колокольной акустики сделали инструментальные замеры наиболее благозвучных старинных колоколов Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавры, Ростова Великого. Замеры и рекомендации церковных звонарей позволили оценить и понять истоки благозвучия колоколов России. На этом основании была создана математическая модель, благодаря которой в условиях современного производства наладили отливку новых колоколов, близких по звучанию лучшим колоколам древности. Ныне в одной только Москве имеется четыре колокололитейных производства. Колокола, отлитые в соответствии с русским звучанием, украшают возрожденный храм Христа Спасителя.

Появляются церковнослужители, имеющие постоянное послушание при звоннице и исполняющие звоны, звонари-профессионалы.

Археология относит факты первого появления колокольчиков и бубенцов примерно к началу второго тысячелетия до новой эры. Подобные атрибуты древнего быта были обнаружены у многих народов: китайцев, евреев, скифов, египтян, этрусков, греков. По одной из версий именно в Китае появились самые первые колокольчики, откуда по шелковому пути они доставлялись в другие страны Азии и Ближнего Востока, а затем и в Европу. По другой версии колокольчики появились в нескольких культурах одновременно. Самые древние колокольчики других культур датируются XII–VII вв. до н. э. Они происходят с территорий Северного Ирана (XII в. до н. э.), Кавказа (XI–X вв. до н. э.) из Древнего Египта (IX в. до н. э.), Месопотамии (IX–VIII вв. до н. э.), Греции (VII в. до н. э.). Особенно искусной отделкой отличаются бронзовые колокольчики из Ассирии, Междуречья и терракотовые колокольчики из Греции.

Основными функциями древних колокольчиков являлись: сигнальная, культовая, магическая (отделка щитов для древнегреческих солдат колокольчиками, ношение их на щиколотках древнеегипетскими жрецами, украшение низа одежды иудейских первосвященников, укладывание в гробы древнеримских покойников). Что касается собственно колоколов, то их производство и распространение связано с использованием в церковном богослужении по распоряжению понтифика Сабиниана в самом начале VII в. Отливанием колоколов занимались монахи, и со временем монополия на изготовление колоколов перешла к бенедиктинскому ордену, который владел этой привилегией до XIII в. Как центры мастерства славились монастыри в Сент-Галлене, Зальцбурге, Райхенау, Фульде (территория современных Швейцарии, Австрии и Германии). На востоке традиция бронзового литья отличается очень древней: в Японии в 698 г. отлили колокол высотой 129 см, он и в настоящее время звонит в одном из храмов Киото, в 732 г. – колокол весом 24 т и более 4 м высотой (он тоже сохранился и до сих пор используется в городе Нара, который в VIII в. был первой столицей Японии). Чуть позже (в 771 г.) в Корее был отлит колокол весом около 20 т и высотой больше 3 м, который славился особо красивым голосом. Он сохранился, но не звонит из-за трещины. На востоке производят звон, ударяя в неподвижные колокола снаружи деревянными ударниками. Начиная с XII в. светские функции колокола в Европе едва ли не превышали церковные. В некоторых европейских городах существовали специализированные колокола, которым горожане давали прозвища. В Турине (Италия) был Хлебный колокол для домохозяек, с его звоном они начинали месить тесто, в Бове (Франция) был колокол Торговка рыбой, объявивший о начале торговли рыбой. Колокол чистоты в Бонне звал горожан на уборку улиц, а Трудовой колокол в Бадене – на работу. По звону Пивного колокола в Гданьске открывались питейные заведения, а Колокол пьяниц в Париже их закрывал.

Из-за уничтожения колокольного производства состоялось собирание звона, приобретение сохранившихся разных по времени и никогда не звучавших вместе старых колоколов.

После звона Преследователя гуляк в Этампе (Франция) тушили городские огни. В Антверпене начало и конец работы в помещении биржи отмечал особый Биржевой колокол. Процентный колокол Фрейбурга извещал срок уплаты долгов, Кровавый колокол в Кельне звал на суд, а Колокол бедного грешника в Англии оповещал о казни преступника. XV в. в колокололитейном производстве ознаменовался тем, что в Китае (1423 г.) был отлит гигантский по тем временам колокол весом 46,5 т и высотой около 7 м. Вся его поверхность снаружи и внутри покрыта иероглифами (колокол и поныне находится в храме Дажчунсы недалеко от Пекина). В Европе этот век отмечен появлением нового музыкального инструмента – карильона (набора хроматически настроенных колоколов). Карильоны были построены в Антверпене, Аденанде, Левене, Тертонде, Генте, Мехлене, Амстердаме, Делфте. XVII в. интересен в России отливанием очень больших колоколов: около 1600 г. отлит колокол весом в 40 т (разбился при пожаре до 1652 г.), в 1652 г. – весом уже более 130 т (разбился через год), в 1655 г. – весом более 160 т (это «царь» погиб при пожаре в 1701 г.). Печальную судьбу колоколов-гигантов разделил последний, самый большой 200-тоннный «царь», не прозвонивший ни разу. На Востоке, в Японии в 1633 г. для храма Чион-ин (Киото) отлили колокол весом 74 т., а в 1790 году в Бирме (в настоящее время Мьянма) – Мингун весом около 90 т. В ХХ в. от воинствующих атеистов пострадали не только церковь, но и колокола: было уничтожено почти все, что православная Русь отливала несколько веков. В 1941 г. при приближении фашистских войск к Звенигороду был взорван на звоннице самый благозвучный колокол России: 35-тонный благовестник Саввино-Сторожевского монастыря, отлитый в 1667 г. А сколько их погибло в разрушенных городах и селах (из тех, что сохранились после разгула атеизма), не знает никто.

Замеры и рекомендации церковных звонарей позволили оценить и понять истоки благозвучия колоколо в России.

В мирное время вновь стали отливать колокола. В 1977 г. в Японии был отлит колокол Летающий дракон весом 37,5 т (сейчас колокол находится на острове Кюсю). В 1999 г. во Франции для города Ньюпорт (США) отлили Мировой колокол мира весом 30 т, предназначенный для самого большого карильона, который будет там построен. В России в 1996–1997 гг. были отлиты новые колокола: Большой торжественный, или Царский (около 30 т), и Праздничный, или Святительский (более 16 т), для возрожденного храма Христа Спасителя. В 2002 г. для Троице-Сергиевой лавры отлили Благовестник и Первенец весом 35,5 т и 27 т, а в 2003 г. – 35-тонный колокол Рождества Пресвятой Богородицы, для Савинно-Сторожевского монастыря, а для Троице-Сергиевой лавры – весом 72 т.

Большой набор колоколов, специально изготовленных для извлечения из них чистых тонов, позволяет звонарю создавать настоящие музыкальные шедевры.

Хоть и прост на вид колокол, но его изготовление требует соответствия нескольким емким условиям: достижению особенного звучания, которое сложно выразить и в музыкальных показателях и в научных расчетах, сочетанию формы и сплава, внешнему оформлению, включающему в себя различные рельефные изображения, пояски, бороздки, и надписи, и главному свойству – необходимой механической прочности. Опытные мастера имели свои секреты получения певучего колокольного сплава. Звук колокола зависит от содержания олова в сплаве, но превышение количества олова, делая звуковое качество великолепным, делает бронзу хрупкой, и колокол быстро приходит в негодность.

Колокол чистоты в Бонне звал горожан на уборку улиц, а Трудовой колокол в Бадене – на работу. По звону Пивного колокола в Гданьске открывались питейные заведения, а Колокол пьяниц в Париже их закрывал.

Так как православный храм является средоточием всего наиболее духовно-прекрасного, то вопрос об обязательности внешнего оформления колоколов даже не рассматривается.

Все они украшены резьбой, проточками, позолотой и посеребрением, или покрыты бронзовой пудрой, украшены также священными изображениями и орнаментами.

Процесс появления колокола похож на рождение живого существа. На качество отливки после заполнения формы уже нельзя повлиять.

Поэтому иногда требовались и вторая, и третья попытки для отливки колокола. Основные параметры колокольного производства описаны в работе известного изготовителя колоколов Николая Ивановича Оловяншиникова «история колоколов и колокололитейное искусство» (1912 г.). Вот наиболее значимые его замечания:

– при достижении благозвучия многое зависит от состава металла. Для отливки колоколов применяется колокольная бронза (около 80 % меди и 20 % олова);

Конец ознакомительного фрагмента.