Вы здесь

Исцеление колокольным звоном. Глава 1. История и традиции колокольного звона (А. Р. Чижова, 2013)

Глава 1. История и традиции колокольного звона


Колокол – один символов христианской церкви. И, вероятно, многих удивит тот факт, что на протяжении нескольких веков христианство не знало колоколов. Их не было во времена Ветхого завета и в самом начале установления христианской веры. Сначала они появились в католической церкви и через некоторое время (примерно в IX–XII вв.) вошли и в православную церковь. Русь же радуется колокольному звону с конца XIV в.

В те далекие времена, когда первые христиане подвергались жесточайшим гонениям, на каждое богослужение епископы собирали людей, отправляя к ним в дома специальных посыльных. Таких людей называли лаосинакты – собиратели народа. В церкви Иерусалима о том, где и когда будет проведена следующая служба, люди узнавали из сообщения архидиакона. В первых монастырях о богослужения монахам сообщали, стуча в двери их келий. Для этой цели иногда использовали специальный молоток, называемый «будильным».

По ветхозаветному преданию, наставляемый Богом Моисей создал семь труб из серебра, звуки которых созывали людей для молитв, жертвоприношений и вдохновляли воинов во время битв. Эти трубы, сотрясшие иерихонские стены, стали прообразами церковных колоколов, которые зовут народ в храмы, славят Господа, объединяют всех верующих и помогают им противостоять различным невзгодам. В конце же существование мира согласно библейским текстам все вновь услышат трубный голос, возвещающий пришествие страшного суда.

До существования колоколов в эпоху раннего христианства в храмах применялись не только трубы, но и разного рода била, изготовляемые из дерева, меди и железа. О них упоминают в источниках V–VI вв. Позже появились так называемые клепала. Этот инструмент представлял собой полосу меди или железа, которую сгибали, придавая ей форму полукруга. Клепало начинало звучать после удара по нему деревянной палкой, издавая громкий низкий звук.

В первых монастырях о начале богослужения монахам сообщали, стуча в двери их келий. Для этой цели иногда использовали специальный молоток, называемый «будильным».

Малое било было приспособлено для удерживания его в одной руке, Большее же или великое било представляло собой толстую тяжелую доску. Ее укрепляли в подвешенном состоянии при помощи двух прочных цепей. Даже из этих примитивных инструментов древние христиане старались извлекать разные звуки, имеющие разную смысловую окраску. Глухие (малые) удары были повседневными, будничными, по праздникам раздавались же звуки более громкие, звонкие (великие). Удивительно, но звучание деревянного била могло быть даже музыкальным. Это зависело от того, какой толщины было дерево в том месте, по которому в данный момент ударяли.

По одной из легенд слово «колокол» произошло от сочетания двух слов «кол», т. е. звук извлекали ударами одного кола о другой.

Все эти звуки (издаваемые трубами или ударами о било) были символическим воплощением благой вести о пришествии в мир Спасителя. В их ежедневном применении эти звуки стали благой вестью о начале церковной службы. От этого словосочетания «благая весть» и получил свое название один из видов колокольного звона – благовест. Именно он созывает современных христиан в храм на службу. Самая же благая весть для любого христианина – это Евангелие, вот почему колокольный благовест приобрел на христианской Руси такое символическое значение.

Первое упоминание собственно колоколов относится к концу VI в. и встречается в трудах Григория Турского. Называя этот инструмент «signa», автор рассказывает историю об ирландском епископе Дагее, который собственноручно отлил около трех сотен колоколов. Правда, неизвестно, использовал ли он их при проведении богослужений. Официальное разрешение на использование колокольного звона в церковной службе дал папа Савиниан в VII в. Это событие принято считать началом истории церковного колокольного звона. В Греции первые колокола появились в конце IX в. Но замена бил на колокола происходила постепенно, и даже в настоящее время в храмах нередко можно встретить их совместное использование. Правда самые древние била, изготовленные по традиции из дерева, в современных храмах не применяют, их стук, довольно приятный для слуха, слышен только в одном месте – на горе Афон. Хотя еще в начале XX в. такие била часто использовались в маленьких удаленных северных скитах.

Одно из названий колокола, чаще всего употребляемое в богослужебных книгах, – кампан. Происхождение этого слова связывают с названием Кампания – одна из провинций Древнего Рима. Именно из Кампании привозили медь для отлива колоколов самого лучшего качества.

Есть и еще одна версия появления такого названия. Большой колокол своей формой повторяет форму колокольчика (campanula). Для современного человека это слово вызывает в памяти название одного из прекраснейших произведений Паганини «Кампанелла».

С колоколами связывают много легенд. Одна из них, вероятно, самая печальная, повествует о создание в конце VIII в. колокола Эмилле. Звон этого колокола отличается необычайно мелодичным и печальным звуком, в котором многим слышится слабый человеческий голос.

Официальное разрешение на использование колокольного звона в церковной службе дал папа Савиниан в VII в. Это событие принято считать началом истории церковного колокольного звона.

По преданию, сын короля Сондока Великого, король Кендок решил увековечить память о своем отце, отлив колокол. Но мастерам очень долго не удавалось получить сплав достаточной прочности, который придавал бы колоколу чистый, мелодичный звук. Царь обратился к провидцам за советом, и одному из них было видение: для того, чтобы колокол обрел свое неповторимый голос, ему в жертву должен быть принесен невинный ребенок.

В это время монахи ходили по всей стране, собирая пожертвования на отливку колокола. Один из них оказался в доме женщины настолько бедной, что она не могла дать монаху ни одной монеты. В шутку она предложила монаху свою маленькую дочь – самое ценное, что у нее было. После того как монах рассказал своей братии об этой женщине, весть об этом быстро распространилась. Сочтя это исполнением пророчества, приближенные короля ворвались в дом женщины и забрали ребенка. Как ни просила несчастная мать оставить ей ее сокровище, ребенка бросили в расплавленный металл. Получив жертву, колокол приобрел удивительный голос, в который навсегда вплелся тонкий голосок плачущего ребенка, повторяющего имя своей матери: «Эмилле, Эмилле…»

Форма колокола напоминает собой перевернутый сосуд, огромную чашу, которая изливает в виде звуков благодать Божью. Несмотря на кажущуюся простоту, устройство колокола имеет свои особенности. С технической точки зрения колокол представляет собой колпак и систему для его прикрепления к балкам или валам, так называемую корону. Именно в колпаке колокола «живет» его голос, именно здесь создается звук. Тембр и громкость звука, его качество напрямую зависят от размеров его колпака, толщины стенок, сплава, из которого он изготовлен. Чем выше качество металла, использованного для отливки колокола, чем тщательнее соблюдается технология его изготовления, тем лучше будет его звучание и выше прочность.

Переход от плоских предметов, служащих для извлечения из них звука, к объемным колоколам обусловлен законами физики. При появлении звука в полом теле возникает явление резонанса: звук усиливается и увеличивается его продолжительность. Одним из самых лучших резонаторов считается предмет цилиндрической формы, изготовленный из металла, особенно если он имеет только одно отверстие. Расширение колокола в нижней его части создает подобие рупора, усиливающего звук и задающего ему направление.

Одним из самых лучших резонаторов считается предмет цилиндрической формы, изготовленный из металла, особенно если он имеет только одно отверстие.

Не менее важная часть колокола – его корона. Самая крупная и тяжелая ее часть – маточник. Именно от него зависит правильное распределение веса колокола и местонахождение его центра тяжести. Такая деталь короны как уши служат для ограничения амплитуды движения колокола во время его раскачивания. Обычно колокол имеет от 1 до 4 пар ушей, чаше всего – 3 пары. Формы короны колоколов в разное время и в разной местности были различными. Более или менее одинаковую форму короны российских колоколов приобрели к XVIII в. Маточники на этих коронах имеют больший по сравнению с древними колоколами размер, теперь он напоминает по форме массивную пирамиду с усеченной вершиной. Больший вес уменьшал раскачку колокола во время звучания, не ухудшая при этом качество звука.

Источник звука в колоколе – его стенки, по которым ударяет раскачивающийся язык. Для того чтобы язык внутри колокола мог свободно двигаться, его прикрепляли к специальной петле, называемой еще серьгой. Серьга, изготовленная из стали (реже – из меди), при выплавлении колокола помещается в верхнюю часть колпака и заливается бронзой. С этого момента она неотделима от колокола.

Форма колокола, то, что называется его профилем, изменялась со временем. Колокола могли быть высокими, вытянутыми по длине, или, наоборот, очень широкими, напоминающими приплюснутое ведро. К XVII в. российские колокола приобрели свой особенный вид, отличающий их от всех остальных. Именно в таком виде колокола дошли до наших дней.

Издавна сложились определенные традиции украшения колоколов. Первоначально поверхность колпака колокола, обращенная к людским взорам, была украшена только текстом молитвы или даже просто – именем мастера, его изготовившего. Но постепенно тексты, наносимые на колокола, становились все более содержательными. Так, со временем колокола стали покрывать большие цитаты из церковных текстов. Иногда это были описания исторических событий, ставших причиной для выплавления колокола. Имена людей, пожертвовавших свои средства на изготовление колокола, нанесенные на его поверхность, превращали колокол в средство молитвы о здравии этих людей или их поминовения.

Слова и фразы наносились на колокола искуснейшими мастерами, сплетаясь в причудливую вязь, дополненную различными узорами. Поврежденные колокола переплавляли и использовали для изготовления новых.

Удивительно, но колокола не сразу прижились в православной церкви. Еще в XI в. многие выступали против их использования в церковных службах, считая их символом римско-католической церкви. Но сторонников у колоколов было гораздо больше, поэтому уже с XII в. они стали неотъемлемой частью всех отправляемых в храмах служб. С привнесением на Русь христианства колокольный звон стал неотъемлемой и очень гармоничной частью жизни всех людей. Известен тот факт, что многие христианские обряды порой так тесно сплелись с древними языческими верованиями славян, что их трудно разграничить и сейчас. Так же и колокольный звон органично вписался в представления славян об устройстве мира, в котором издревле громким, сильным звукам, таким как выстрел, вскрик, приписывалась магическая сила. Так, один из самых известных обрядов, сохранившихся у славян, – это разгон туч при помощи колокольного звона. В дошедших до нас древних заговорах, которые читал человек, желающий найти клад, именно колокольному звону отводится роль силы, которая способна так сотрясти землю, что спрятанные в ней сокровища покажутся на поверхности, а нечисть, которая их охраняет, в ужасе разбежится.

С ростом мощи Руси в XVI в., с превращением Великого княжества Московского в Российское царство возросла и роль церкви как символа единства и силы российского народа. Царь стал уделять большое внимание пышности в украшении московских церквей. Именно в это время церковный колокол становится одним из символов Великой Руси. Это выразилось в особом, уважительном отношении людей к колоколам. Именно в XVI в. при Иване Грозном было отлито огромное количество новых колоколов, которые со временем становились все более массивными, достигая порой веса в несколько десятков тонн. Большее внимание уделялось и внешнему виду колоколов, теперь их украшали не только богослужебные тексты, но и причудливые орнаменты, полосами охватывающие не только внешнюю поверхность колпака колокола, но покрывающие даже их уши. На колоколах появились искусные изображения растений и животных. По всей Руси гремела слава мастеров из Пскова, достигших в деле украшения колоколов особой высоты.

Так, один из самых известных обрядов, сохранившихся у славян, – это разгон туч при помощи колокольного звона.

Сейчас колокола размещаются в специальной церковной постройке – колокольне, но так было не всегда. Где только не подвешивали колокол в древние времена. Сначала они занимали место в дверном проеме храма или даже снаружи, на воротах ограды, позже их стали помещать внутри храмового помещения, под самым куполом. Если в храме было много колоколов, то для них рядом с основным церковным зданием возводили специальные звонницы, напоминавшие небольшие воротца, в каждом проеме которых был подвешен колокол. И только в XIV в., когда православные люди уже не представляли церковной службы без колокольного звона, на Руси стали строить первые колокольни. Конечно, у высокого здания, на верхушке которого размещались теперь колокола, было неоспоримое преимущество: звук каждого колокола разносился теперь на гораздо большее расстояние.

При этом колокольня могла быть отдельной постройкой, стоявшей рядом с основным зданием храма, а могла быть возведена вместе с храмом, при этом первый этаж колокольни превращался в храмовый притвор. Иногда же небольшая колокольня размещалась непосредственно на куполе храма. Строительство отдельно стоящих колоколен позволило начать отливку колоколов большего размера и, соответственно, гораздо более звучных. Так била и колы, с которых началась история колокола, ушли в прошлое, уступив место чистому, ясному колокольному звону, разносившемуся в праздники по всей Великой Руси. Русские колокола как самые большие и звучные славились по всему миру.

Но почитание колоколов нашими предками в начале XX в. сменилось на презрительно отношение. Объявив православие врагом, новый строй ополчился на его представителя – церковь – и его символ – колокол. Прекрасные творения великих мастеров были сброшены на землю и безжалостно переплавлены, металл же пустили на нужды молодого государства. Колокола, которые на протяжении столетий радовали своим звоном верующих, каждый из которых имел свой собственный характер (а нередко – и имя), превратились в котлы для общепитовских столовых…

Возрождение исконно русских традиций после поворотных событий в истории нашей страны означало и начало новой жизни для колоколов.

И только немногим из них выпала более счастливая судьба – быть проданными за границу. И надолго замолчали российские колокола, несколько поколений людей выросли, не зная чудного звона. Лишь раз в году, сам не зная о том, внимал советский человек звукам древности. Ведь колокола в кремлевских курантах, к ударам которых прислушивался каждый в новогоднюю ночь, были сняты именно с церковных колоколен. истинный же колокольный звон можно было услышать только в нескольких местах по стране, таких как Троице-Сергиева лавра.

Возрождение исконно русских традиций после поворотных событий в истории нашей страны означало и начало новой жизни для колоколов. И вновь колокола стали отливаться на заводах и благовестить во всех церквях. И, несмотря на то, что колокольня – уже не самое высокое здание в городе, как это было раньше, и городской шум часто заглушает звон колоколов, что-то все-таки заставляет людей останавливаться и вслушиваться в их величавое пение.

Пути развития искусства колокольного звона в восточной и западной церквях разошлись много лет назад.

Колоколами заинтересовались и ученые, решив исследовать феномен дивного исцеления колокольными звонами, легенды о котором дошли до нас из глубины веков. И наука смогла доказать и обосновать реальность существования такого на первый взгляд загадочного явления.


Пути развития искусства колокольного звона в восточной и западной церквях разошлись много лет назад. И ныне христианский мир знает три разновидности колокольного звона, каждая из которых имеет свои особенности. Наиболее привычен слуху русского человека православный звон. Его основа – ритмичные удары в колокола, различающиеся тембровой окраской. Тоны колоколов не подстраивают под классические гаммы, их набор достаточно произволен. А низкий гудящий басовый звук большого колокола для уха католического звонаря вообще звучит диссонансом. Но именно разнообразие тембров, а не основной тон, и определяет благозвучие, или, как принято говорить на Руси, благолепие, православного колокольного звона. При этом используется чаще всего от 5 до 12 колоколов, раскачивая языки которых, мастер-звонарь извлекает удивительные по красоте и силе звуки.

В отличие от православного звона, в католическом звоне язык колокола сильно облегчен и сами колокола при извлечении из них звуков приводятся в движение (вращаются или раскачиваются). Именно скорость и амплитуда движения колоколов определяют красоту их звучания, потому что все колокола в звоннице тщательно подобраны с ориентиром на основной тон. Поэтому католический звон уступает православному по яркости и богатству обертонов. В его основе лежит ориентация звонаря на определенную мелодию, тогда как православные колокольные звоны в своей основе имеют четкий ритм. Именно этим определяется характер звона. Всего в католической звоннице размещается от 2 до 6 колоколов.

Сила церковного звона способна проникнуть в самую душу человека, очищая ее от скверны, внося в нее мир и покой.

И такая разновидность колокольного звона, как карильонный звон, уже находится в области чисто музыкальной, не имея никакого отношения к храмовым звонам. Большой набор колоколов, специально изготовленных для извлечения из них чистых тонов, позволяет звонарю создавать настоящие музыкальные шедевры. И не удивительно, ведь полный комплект колоколов для карильонного звона может охватывать от 2 до 5 октав. Справиться с таким количеством колоколов звонарю трудно, поэтому языки колоколов двигаются посредством специального устройства, состоящего из приводов и клавиш. Это устройство имеет много общего с органом.

Этот механизм лежит в основе устройства курантов, карильон в которых приводится в движение автоматически.

Еще в середине XIX в. были предприняты попытки привнести на российскую почву настроенные на западный манер колокола. В некоторых соборах даже были установлены карильоны. Но это новшество не прижилось. Карильоны снимали, возвращая на старое место традиционные российские колокола. Для сопровождения православной службы более приемлем ритмичный звон, а не сложно организованная мелодия.

Практическое применение колокольного звона в православной церкви очень широко: он возвещает о начале церковной службы, собирая верующих в храм, отмечает особо значимые части богослужения, призывает тех людей, которые не имеют возможности в данный момент находиться в храме, но слышащих голос колокола, отложить на время свои дела и соединиться в молитве со всеми православными людьми.

Колокольный звон придает церковной службе особую торжественность, но это не только голос церкви, это и голос всего русского народа. Посредством колокола звонарь, опираясь на свое мировоззрение и чутье, произнося про себя молитвы, помня церковный устав и прекрасно зная голос каждого колокола, мог звуками звона выразить ликование или горе всех людей, их радость или скорбь. Колокольный звон, разносящийся по всей Руси, издавна обладал огромной силой сплачивать людей, объединять их в вере и верности своей стране. Сила церковного звона способна проникнуть в самую душу человека, очищая ее от скверны, внося в нее мир и покой.

Кроме традиционных видов трезвона (праздничного и двузвона), могут существовать и другие, которые являются авторскими произведениями талантливых звонарей.

Колокольный звон уже давно может по праву называться искусством. А как же иначе, ведь он подобен Божьей благодати, изливающейся с небес на людей, его красота настолько возвышена, что один из величайших русских поэтов М. В. Лермонтов посвятил ей такие слова: «О, какое блаженство внимать этой неземной музыке…». Талантливый звонарь по праву заслуживает звания музыканта, ведь благодаря именно его эстетическому чутью и внутреннему чувству Божественной гармонии рождаются исключительные по красоте и духовности музыкальные произведения. Именно поэтому православные колокольные звоны так разнообразны.

Издавна звонари приглядывались к прихожанам, отмечая, кто из них просто «трезвонит», выражая радость свою, а кто тонко чувствует ритм и старается создать определенную гармонию.

Традиционно выделяются 4 вида канонических православных колокольных звона.

Самым древним из них, самым простым, но и самым торжественным является благовест. Этот звон предваряет каждую церковную службу, возвещает о ее начале: несет православным людям благую весть. Также этим звоном во время литургии обозначают один из самых значимых для христианина моментов: совершение таинства святой Евхаристии, во время которого хлеб и вино становятся телом и кровью Христа. Во время других служб благовест служит для оповещения о начале чтения Евангелия.

Этот звон используется и отдельно, и он может быть составляющей частью других звонов. Несмотря на то, что при этом звоне используется только один колокол, благовест имеет несколько разновидностей. Он может быть будничным, праздничным или постным. Так, например, постный благовест отличается достаточно заунывным звучанием, служа таким образом напоминанием о посте и необходимости покаяния.

При погребении усопших звучит перебор: похоронный или проводной звон. Это звон грусти и прощания, звон, провожающий человека в его последний путь, предвещающий его скорую встречу с Отцом Небесным. Каноническая часть перебора сменяется более свободной – трезвоном.

Достаточно сложный православный звон называют перезвоном. Каноническая часть этого звона – это поочередные удары во все колокола, при этом количество ударов колеблется от 1 до 7. Звучание начинается с удара в самый большой колокол, последовательно доходя до самого малого. В особо торжественных случаях перезвон завершается одновременным ударом во все колокола «во вся» и повторяется снова и снова. Этим светлым звоном сопровождается водоосвящение.

Возвещая о внезапной беде, надвигающейся опасности, будь то начавшийся пожар или вражеское нашествие, набат требовал от всех людей немедленно спешить на помощь.

Самым сложным для исполнения является трезвон. Но этот звон и самый выразительный, самый музыкальный из всех православных звонов. При его исполнении церковный устав не накладывает никаких ограничений на звонаря, от мастерства которого и зависит разнообразие ритмов трезвона.

Для того чтобы трезвон не превратился в хаотическое звучание заглушающих друг друга колоколов, производится определенная настройка всех колоколов на колокольне. естественно, что при такой настройке опираются не на классические мажоро-минорные аккорды, а на особую гармонизацию звучания колоколов. Качество звучания колоколов в трезвоне зависит так же и формы колокола, и от соотношения металлов в сплаве, из которого он изготовлен.

Кроме традиционных видов трезвона (праздничного и двузвона), могут существовать и другие, которые являются авторскими произведениями талантливых звонарей.

Легендой истории российского колокольного звона считается митрополит Иона III Сысоевич, живший в Ростове в конце XVII в. Именно этот человек, наделенный несомненным талантом музыканта и тонким эстетическим чутьем, построил на берегу озера уже ушедшую к тому времени в прошлое звонницу. Развесив в определенном порядке колокола, он сам стал автором удивительно мелодичных звонов для этого музыкального инструмента. Интересно, что, взяв за основу русскую православную традицию, он использовал и некоторые приемы классической музыки. Его произведения дали толчок развитию особой ветви ростовских звонов, которая жива и в наши дни. И сейчас там исполняется «Сысоевский звон», «Егорьевский звон», пишутся в той же традиции и новые звоны.

По мнению многих специалистов, несколько звонарей на одной колокольне только мешают друг другу. Поэтому полностью реализовать свой талант может только звонарь-одиночка на небольшой колокольне, где он знает голос и характер каждого колокола. Но есть такое время в году, когда общий, массовый звон поистине выражает всеобщее торжество. Это звон на пасхальной неделе. Начинается он в пасхальную ночь, когда раздается первый удар огромного колокола на Ивановской колокольне Московского Кремля, знаменующий Воскрешение Спасителя и окончание Великого поста. Через несколько секунд начинают звонить колокола по всей Москве, басы огромных колоколов сплетаются с торжественным трезвоном.

Во время же Светлой (Пасхальной) седмицы любой желающий может подняться на колокольню и воздать хвалу Богу своим звоном. И уже от мастерства и опыта звонаря зависит, насколько слажен, благозвучен будет раздающийся звон, не повредит ли кто-то неумелыми действиями колокол. При этом издавна звонари приглядывались к прихожанам, отмечая, кто из них просто трезвонит, выражая радость свою, а кто тонко чувствует ритм и старается создать определенную гармонию. Именно в это время у звонаря был шанс найти себе среди ликующей ребятни будущего талантливого ученика. история донесла до нас так же истории о людях, имевших вполне светски профессии, далеких от церковной жизни, но обладающих таким природным даром, что на Пасху своими звонами они оставляли позади себя лучших звонарей округи.

Как и колокола на звонницах, била и клепала служили для оповещения мирян и монахов о начале и характере службы, о ее окончании, о созыве по важному поводу на вече.

Практически не используется в настоящее время такой вид звона, как набат. В его беспокойной неупорядоченности, торопливости православными людьми слышался призыв. Возвещая о внезапной беде, надвигающейся опасности, будь то начавшийся пожар или вражеское нашествие, набат требовал от всех людей немедленно спешить на помощь.

В давние времена, когда путешествие в одиночестве могло закончиться для человека трагедией, во время зимних бурь или в темноте осенней промозглой ночи, для всех заплутавших путников спасением был особенный звон колоколов в каждой деревне. Именно он помогал человеку отыскать жилье и спастись от гибели в холоде и темноте.

Когда раздается звон колоколов, он мощно перекрывает все шумы городской суеты и настойчиво призывает, дескать, слушайте все!

Церковный звон колоколов впервые был услышан жителями римской империи в VII веке, хотя предание относит изготовление первых колоколов к IV веку, когда св. Павлину, епископу Наланскому, якобы приснились колокольчики, сладкозвучно звеневшие от ветра. Тогда он и заказал отлить колокола. Папа Римский Мавиниан, избранный вслед за православленным церковью св. Григорием Двоесловом, благословил использование колоколов в христианских храмах, и они постепенно вошли в состав богослужения. Греческий император Михаил в 865 г. получил в дар из Венеции 12 больших колоколов, затем расположенных на башне Софийского собора, но греки в целом остались равнодушными к этому новшеству и не использовали колокола в широком применении. Святой равноапостольский князь Владимир принял христианство в 988 г. вместе с Киевом и его окрестностями, а чуть позже, наряду с крещением Руси, из Западной Европы были завезены и колокола. Первые колокола были небольшие, весили от 100 и более килограммов. Вместе с ними в некоторых монастырях вплоть до середины ХХ в. сохранились в использовании била и клепала. Как и колокола на звонницах, била и клепала служили для оповещения мирян и монахов о начале и характере службы, о ее окончании, о созыве по важному поводу на вече. Отсюда ясно, что ни православные греки, ни русские монахи ничего не знали о целительной благодати колокольного звона. Поскольку Русь переняла колокола как способ оповещения не от православной Греции, откуда восприняли веру, символ веры и богослужение, то и само название «колокол», и изделия заимствованы от запада. Немецкое слово Ylocr было основой. Как это слово, так и родственный глагол klingeln («звонить») указывают на функциональную фонетическую зависимость от воспринимаемого на слух действия. Сравним подобным образом созданные слова: барабан, там-там, тарабанить. Вначале при храмах было немного колоколов (2 или 3). В XV в. в России стали отливать собственные колокола, большие по размерам. Широко известна находящаяся в Москве колокольня Ивана Великого, мощный звон колоколов которой нашел отражение и в литературе, и в кинематографии, есть даже народная поговорка «орать во всю ивановскую». Самый большой колокол на ней называется Успенский и весит около 64 т. Колокол поменьше (Реут) весит около 32 тонн, а Вседневный – 16 т 300 кг. Возле колокольни Ивана Великого на постаменте находится самый большой колокол в мире – Царь-колокол. Он создавался мастерами-литейщиками Иваном и Михаилом Маториными в 1733–1735 гг. в качестве замены пострадавшего от пожара колокола-гиганта весом 128 т, автором которого был мастер Александр Григорьев, отливший свое детище в 1654 г. Как исходный материал остатки этого колокола с добавлением свыше 80 т сплавов были использованы для отливки Царя-колокола, который превзошел своего предшественника и по размерам, и по весу: его диаметр – 6,6 м, а вес – 200 тонн. Царь-колокол, пострадавший от сильного пожара в 1737 г., так и не был поднят на колокольню. Притушении строительных лесов от него отпал кусок весом в 11,5 т. Только через 100 лет Царь-колокол был поднят из ямы и поставлен на каменный постамент. Он так ни разу и не прозвонил. Ударом в Успенский колокол, и поныне самый большой в мире (64 т), начинался звон во всех московских храмах в ночь главного праздника православных христиан – в пасхальную ночь. Русские люди любят церковный звон, для создания особой звучности колоколов лучшие мастера рассчитывали оптимальный состав сплава меди, олова и серебра, пропорции и толщину стен, правильное расположение колокола на подвеске, нужный сплав языка, наилучший способ его крепления к колоколу, расстояния между колоколами, их настрой во избежание резонанса. Язык колокола, его ударная часть – наиболее отличительная деталь русского колокола от западного. В России колокола крепятся неподвижно, а язык может свободно качаться, привязанный к нему веревкой. Он приводится в движение, ударяется в стену колокола и производит звук. В настоящее время в католических храмах звон получается ударами подвижного колокола о неподвижный язык. Интересно, что цветы колокольчики названы так по своей схожести с колоколом, а не наоборот. Русские люди назвали подвижную часть колокола языком, потому что сам колокол обладает голосом, причем голосом живым. Колокольный звон, как голос проповедника, выразителен в зависимости от дня церковного года: он либо отражает праздничное настроение верующих, напоминает о царстве небесном и блаженстве, либо призывает к молитвенному общению с богом, неустанному покаянию перед ним. Во время великого поста (на Страстной седмице) колокола тревожно и горестно напоминают о страданиях Иисуса Христа и его спасительной миссии, вещают о победе жизни над смертью, о вечной радости небесного служения Господу Богу и Иисусу Христу. Как апостолы, разнесшие благую весть всему миру, так и колокольный звон, не зря называемый на Руси благовестом, далеко разносит с высоты колоколен ангельские слова «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Когда раздается звон колоколов, он мощно перекрывает все шумы городской суеты и настойчиво призывает, дескать, слушайте все! В зависимости от назначения звона меняется и смысл известия. Душа человеческая сразу или отзывается на колокольное благозвучие с теплотою и любовью личного отношения, или раздражается оттого, что звон переходит границы ее личной свободы, заставляет смотреть на саму себя и видеть обнажившееся падшее состояние. Душа, уже привыкшая к греху, но еще не укрепившаяся в положении богоотступничества, испытывает под воздействием колокольного звона чувство беспокойства. Она томится в путах греха и рвется на звон, на призыв храма к молитве, но демонские силы всегда организуют неотложные дела, болезнь телесную или иные причины, чтобы не позволить именно сейчас в это время собраться и пойти в храм. Потом! Потом обязательно будет много возможностей, завтра или на днях начнется дело спасения, когда уже ничего не будет мешать. Не ведает человек, что в земной жизни души нельзя использовать остаточный принцип: общение души с богом стоит на первом по важности месте, а все остальное – после него. Неразрывно связанный с храмом, предваряющий и завершающий соборную молитву, колокольный звон воспринимается как ее часть, он проникает в самое сердце человеческое и вызывает соответствующий душевный отклик. Русский православный народ связывает с колокольным звоном не только указания времени богослужения, выражение смысла наиболее важных мест в храмовом молитвословии, но и грусть, и радость, и торжество. Именно в России звон колоколов вобрал в себя определенные переживания человеческой души, острое чувство сопричастности с Божьим миром.

Тоны колоколов не подстраивают под классические гаммы, их набор достаточно произволен.

В церковном звоне выделяются два основных вида: благовест и непосредственно звон. Если производятся мерные удары в один, наибольший среди других колокол, то это и есть благовест. Он призывает верующих в Божий храм на богослужение. Порядок его исполнения соответствует как собственной долготе звучания конкретного колокола, так и длительности промежутков между ударами, согласно назначению исполняемого звона. Сначала производятся три редких протяжных удара, а за ними следуют мерные удары. Если колокол весьма внушительных размеров, то мерные удары выполняются языком его в оба края. Если же колокол небольшой, то в таком случае язык притягивается веревкой недалеко от края, на веревку кладется доска, и ногой проделываются мерные удары в один край. Благовест бывает двух видов: обыкновенный (частый) производится на самом большом колоколе, а постный (редкий) исполняется колоколами меньшего размера в дни Страстной седмицы Великого поста. Когда при храме имеются несколько больших колоколов, например при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола разделяются на следующие:

1. Праздничный.

2. Воскресный.

3. Полиелейный.

4. Будничный.

5. Малый колокол.

Обычно в приходских храмах бывает не больше 3 больших колоколов.

Именно в России звон колоколов вобрал в себя определенные переживания человеческой души, острое чувство сопричастности с Божьим миром.

Если звонят во все колокола, или в несколько колоколов, то это действие называется собственно звоном. В соответствии с этим отдельные виды звонов различаются и по содержанию, и по названию. Трезвон – это звон во все колокола трижды, в три приема с небольшими перерывами или промежутками. Двузвон – соответствует звону во все колокола дважды, в два приема. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол, количество ударов может быть разным, начиная с низких и кончая высокими звуками с многократным повторением. Перебор – медленный звон с ударением по одному разу по каждому колоколу, начиная с меньшего и кончая большим, а после удара в большой колокол звонят во все колокола сразу и так повторяют несколько раз.

Надо признать, что описанный в «уставе богослужения» колокольный звон не является обязательным для исполнения во всех епархиях, городах и храмах.

Колокола звонят и во время богослужения, органично входя в него в качестве подчеркивания важнейших моментов в священном писании или главных действий богослужения. Так двузвоном начинается утреня. Начало утрени есть воспоминание Рождества Христова, ангельского славословия в честь воплощения второго лица Пресвятой Троицы. Это второй звон от начала всенощной службы. А во время пения полелея, перед чтением Евангелия положено произвести трезвон. Этот звон к Евангелию в народе зовется третьим звоном и выражает радость по поводу праздника, например воскресения Христова. Краткий благовест бывает в начале исполнения песни Божией Матери: «Величит душа моя Господа…» – звучит 9 ударов в большой колокол по обычаю киевскому и всеукраинскому. В великие праздники по окончании всенощного бдения совершается трезвон. Надо признать, что описанный в «уставе богослужения» колокольный звон не является обязательным для исполнения во всех епархиях, городах и храмах. Строительство и восстановление храмов вносит свои изменения в составленный порядок колокольного звона. Нехватка колоколов, малый размер прихода уже влияют на разнообразие колокольного звона. Перед началом литургии совершается благовест, а затем трезвон. При служении двух литургий (ранней и поздней) подряд благовест к ранней литургии более редкий и медленный, чем к поздней, и производится не в наибольший колокол. Архиерейское богослужение имеет свои особенности и в колокольном звоне. Сначала перед литургией – благовест, затем при подходе архиерея к храму полагается трезвон. После входа архиерея в храм трезвон прекращается, и вновь звучит благовест до начала облачения архиерея. Во время литургии полагается благовест при начале Евхаристического канона (важнейшей части литургии). Обычно благовест состоит из 12 ударов колокола. После окончания литургии в дни великих праздников полагается звонить во все колокола (трезвонить). То же самое делается после литургии, совершенной архиереем, для его проводов.

Во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон ежедневно, от конца литургии до вечерни. По воскресным дням от пасхи до вознесения после окончания литургии совершается трезвон.

На праздник Рождества Христова трезвон совершается весь день от литургии до вечерни. Благовест к светлой заутрени пасхального богослужения начинается перед полуночницей и длится до начала крестного хода, а далее следует торжественный трезвон до конца крестного хода. Перед пасхально литургией звучит благовест и трезвон, а во время чтения Евангелия на самой литургии раздается частый перезвон (по 7 ударов в каждый колокол). Он означает проповедь Евангелия Христова на всех языках, по окончании чтения Евангелия перезвон завершается радостным трезвоном. Во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон ежедневно, от конца литургии до вечерни. По воскресным дням от пасхи до вознесения после окончания литургии совершается трезвон. В дни храмовых праздников по окончании литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон, и по окончании молебна – трезвон. Во время всех крестных ходов звучит трезвон. Колоколами же отбиваются часы, когда служба в храме связана с богослужением по царским или великопостным часам: благовест обыкновенный и постный. На утрени великой пятницы, которая служится накануне вечером, звучит благовест и трезвон в начале, благовест к каждому из 12 частей Евангелия, а по окончании службы должен быть трезвон.

Перезвон. На вечерне великой пятницы, перед выносом плащаницы полагается медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол (начиная с большего), после положения плащаницы посреди храма – трезвон. На утрени великой субботы во время крестного хода вокруг храма сплащаницею должен быть перезвон, а когда плащаница будет внесена в храм – трезвон. Колокольный звон вообще и перезвон в частности полностью зависят от того, что происходит в храме, и от того, какое событие церковной жизни отмечается в этот день церковного календаря. Например, медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол от низкого до высокого звука символизирует собой истощение, т. е. ослабление и исход жизненной силы из Господа нашего Иисуса Христа, распятого за грехи человечества ради спасения людей. Такой перезвон совершается только дважды в году: в великую пятницу и великую субботу, в день крестной смерти Господа и его вольного погребения. На утрени в день Воздвижения Креста Господня, перед выносом креста из алтаря – перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза в каждый колокол, начиная с большого, а перед положением креста на аналой – трезвон.

Набатный звон – непрерывные удары в большой колокол. Так оповещали православный люд во время тревоги по случаю пожара, нашествия врагов, или иных стихийных и общественных бедствий.

Перебор, или погребальный звон, совершается в обратном порядке по сравнению с перезвоном и выражает скорбь об усопшем: сначала ударяют по 1 разу в каждый колокол от малого до большого, а затем – во все колокола сразу. Краткий трезвон, завершающий перебор, выражает веру в воскресение усопшего. Во всем погребальном звоне символически выражается как жизнь человека, постепенно возрастающая, а затем внезапно обрывающаяся, так и оставление всего нажитого в одно мгновение. Радость будущей жизни с Христом передается трезвоном. Народная поговорка «звонить во все тяжкие» пошла от использования красного звона во все колокола. Он бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, где есть большое число колоколов, и совершается несколькими звонарями. Набатный звон – непрерывные удары в большой колокол. Так оповещали православный люд во время тревоги по случаю пожара, нашествия врагов, или иных стихийных и общественных бедствий. Название вечевой было дано колоколу в городах Великом Новгороде и Пскове, где колокола созывали народ на вече, т. е. на собрание для объявления и обсуждения жизненно важных известий. Победа и возвращение войска с битвы возвещались трезвоном во все колокола. Русские звонари прославились по всему миру, и на праздник Пасхи в Москву съезжались туристы, чтобы послушать совместный звон 5000 колоколов. Этот торжественный звон растекался по небу Москвы мелодиями каждого храма, возносился к небу как победный гимн воскресшему Христу и запоминался навсегда: «Создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее».