Вы здесь

Исход. Наука о Ветхом Завете. Глава 8 (А. Е. Тихомиров)

Глава 8

1 И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; (Трудно сказать наверняка какой здесь имеется ввиду фараон, возможно это Аменхотеп IV, ставший Эхнатоном (время его правления точно неизвестно, предположительно конец XV – начало XIV века до н.э., сложность заключается в том, что летоисчисление в Египте шло по годам правления фараонов, и точно определить, сколько лет прошло от того или иного события до начала нашего современного григорианского летоисчисления, крайне сложно. Кроме того, древнеегипетский «гражданский год» не совпадал с солнечным. Он делился на 3 сезона: «наводнение», «всходы», «сушь», состоящих из 4 месяцев по 30 дней, что составляло 360 дней, к которым добавляли 5 дней праздников. Кроме того, некоторые списки правителей были умышленно зачёркнуты и переправлены, другие совсем исчезали из официальных списков, что случилось с Эхнатоном, на многих списках не указана продолжительность царствования тех или иных царей, а даётся лишь их хронологическая последовательность, могли также в разных частях Египта царствовать одновременно и разные цари), или кто-то другой. Аменхотеп IV был младшим сыном Аменхотепа III. Однако его старший брат Тутмос умер еще при жизни отца, в результате чего очередь наследования перешла к Аменхотепу. Египтологи расходятся во мнениях, был ли Аменхотеп IV соправителем своего отца, который в последние годы тяжело болел, и если был, как долго. Первоначально историки склонялись к выводу, что Аменхотеп IV довольно долго был соправителем отца, предположительно до 12 лет. Современные египтологи Эрик Клайн, Николас Ривес, Питер Дорман и др. склоняются к заключению, что если период совместного правления имел место, он не мог быть длиннее 2 лет. Дональд Редфорд, Уилиям Марнейн, Алан Гарднер и Лоуренс Берман отрицают вероятность совместного правления Аменхотепа III и Аменхотепа IV. В 2014 году египетское министерство по охране памятников древности объявило, что изучение надписей на могиле Аменхотепа III доказывает совместное правление Аменхотепа III и Аменхотепа IV в течение восьми лет. Независимо от возможности совместного правления, Аменхотеп IV не изображался в памятниках, созданных его отцом. Мать Эхнатона Тэйе (Эрих Церен, «Библейские холмы», М., изд-во «Правда», 1986, с.404—405) была дочерью месопотамского царя Митанни (государство Митанни располагалось примерно на стыке нынешних границ Сирии, Ирака и Турции, где идут сейчас бои с войсками ИГ). А Митанни было в середине 2-го тысячелетия до н.э. одним из мощнейших государств. Анализ ряда собственных имён из Митанни и окрестных областей, в том числе имён членов царской династии показывает наличие индоевропейских элементов в Митанни, родственных индоевропейским племенам Северной Индии. Ещё явственнее на это указывает упоминание в договорах между Хеттским царством (хеттский язык – индоевропейский) и Митанни, в числе прочих, также и индийских божеств – Индры, Варуны и братьев-близнецов Ашвинов, под одним из их имён – «Насатья», а также наличие ряда индийских слов в хеттском переводе трактата о коневодстве митаннийца Киккули).

2 если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами; (Жабы, скорее всего, уже стали появляться и жрец пугает их появлением).

3 и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, (Жабы повылазили из рек и озёр из-за того, что вода в них испортилась, что, в свою очередь, связано с проявлением вулканизма).

4 и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы. (Жабы могут появиться где угодно).

5 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озёра и выведи жаб на землю Египетскую. (Жезл здесь отвлекающий манёвр, на самом деле жабы уже давно в пути).

6 Аарон простёр руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Так поступаю все фокусники).

7 То же сделали и волхвы чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую. (Волхвы египетские тоже могут делать такие «чудеса»).

8 И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ [Израильский] принести жертву Господу. (Рано или поздно жабы покинут данную территорию, ища необходимую чистую воду).

9 Моисей сказал фараону: назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы жабы исчезли у тебя, в домах твоих, и остались только в реке. (Якобы молитва решит вопрос, на самом деле здесь речь идёт также об отвлекающем моменте, боги-де, услышав обращение к себе, смилостивятся и уберут жаб).

10 Он сказал: завтра. [Моисей] отвечал: [будет] по слову твоему, дабы ты узнал, что нет никого, как Господь Бог наш; (Нужна демонстрация того, что бог Моисея и Аарона сильнее всех остальных богов).

11 и удалятся жабы от тебя, от домов твоих, и от рабов твоих и от твоего народа; только в реке они останутся. (Потоки магмы рано или поздно выйдут на поверхность и вода постепенно очистится).

12 Моисей и Аарон вышли от фараона, и Моисей воззвал к Господу о жабах, которых Он навёл на фараона. (Жабы должны исчезнуть).

13 И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и на полях; (Понятное дело, через некоторое время жабы, которые не смогли найти чистой воды скончались).

14 и собрали их в груды, и воссмердела земля. (Теперь стала и земля источать разные запахи и газы из-за многочисленных трупов жаб).

15 И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце своё, и не послушал их, как и говорил Господь. (Фараон по-прежнему не верит в бога Моисея и Аарона).

16 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается [персмь] мошками по всей земле Египетской. (Жезл вновь отвлекающий манёвр, на самом деле мошки появляются над останками жаб).

17 Так они и сделали: Аарон простёр руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. (Самцы мошки питаются только соками растений, самки большинства видов – кровососы, но вместе с тем они, так же как и самцы, питаются соками растений, для развития яиц самок необходимо кровососание. Поэтому в период спаривания они в массе скапливаются около людей и животных).

18 Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. (Тем не менее, мошки везде).

19 И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь. (Фараон не должен был казаться слабым в отношении чужих богов).

20 И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдёт к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. (Жрец гнёт свою линию, так как ему нужны солдаты для завоеваний).

21 а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои пёсьих мух, и наполнятся домы Египтян пёсьими мухами и самая земля, на которой они [живут]; (Мух множество в Египте и Иудее, и один из видов оных, находимый новейшими путешественниками вблизи реки Нила и называемый Абиссинскою мухою (зебуб), также крупен как пчела и так вреден для рогатого скота и других животных, что пастухи часто бывают вынуждены оставлять свои пастбища и бежать из тех мест, где появляется означенная муха или спасаться от ужаления оной, бросаясь в песок или морской ил. Скот поражается ужасом при виде этих насекомых; даже слон и носорог, хотя кожа их покрыта обильным слоем грязи, не в состоянии защищать себя от их ужаления. Докука и беспокойство, причиняемые этим насекомым, были так сильны, что Хананеяне имели даже особое божество, которого особенное назначение было защищать их от мух (Вельзевул – бог мух).

22 и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет пёсьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; (Проявление вулканизма в Гесеме, скорее всего, не было, и жрец знал об этом).

23 Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. (Разделяй и властвуй!).

24 Так и сделал Господь: налетело множество пёсьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от пёсьих мух. (Как известно, мух отогнать очень сложно, особенно, если есть остатки пищи и экскременты, мухи также являются разносчиками огромного вида болезней, среди которых и такие подлинные бичи человечества, как брюшной тиф, дизентерия и бруцеллез. Известно, что и в «Фаусте» Гете Мефистофель называется богом мух. В шумерской легенде о потопе Ут-Напиштим тоже принес жертву богам, которые с благодарностью кружились над дымом, слетевшись «как мухи». Древнеегипетский военачальник Аменемхеб за боевые заслуги был награжден орденом «Двух мух». Создается впечатление, что боги изголодались по жертвенному благоуханию, которое служило им пищей, и выражали благодарность за возобновление обычая).

25 И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле. (Фараон отпустил евреев).

26 Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? (Чужое жертвоприношение, а это правило талиона, не приносит облегчения).

27 мы пойдём в пустыню, на три дня пути, и принесём жертву Господу, Богу нашему, как скажет нам. (Надо идти в пустыню, что доказывает, что предки евреев выходцы из пустынь, бывшие кочевники).

28 И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне. (Фараон тоже хочет приобщиться к «сильному» богу).

29 Моисей сказал: вот, я выхожу от тебя и помолюсь Господу, и удалятся пёсьи мухи от фараона, и от рабов его, и от народа его завтра, только фараон пусть перестанет обманывать, не отпуская народа принести жертву Господу. (Решение вроде бы найдено).

30 И вышел Моисей от фараона и помолился Господу. (Моисей уже полностью верит своему патрону-руководителю).

31 И сделал Господь по слову Моисея и удалил пёсьих мух от фараона, от рабов его и от народа его: не осталось ни одной. (Через некоторое время мухи покидают территорию, трупы засыпались, вода очищалась).

32 Но фараон ожесточил сердце своё и на этот раз и не отпустил народа. (Вот и верь после этого правителям, они же такие лукавые!).