Вы здесь

Исход. Наука о Ветхом Завете. Глава 5 (А. Е. Тихомиров)

Глава 5

1 После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. (Исполнение приказа. Моисей и Аарон имеют доступ к фараону).

2 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу. (Естественно, фараон против).

3 Они сказали: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом. (Ослушание господа-бога несёт возмездие).

4 И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? ступайте на свою работу. (Фараон отказал им опять).

5 И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его. (Не отвлекайте народ от работ!).

6 И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: (Приказ фараона).

7 не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, (Сбор соломы для кирпича, значит кирпич из самана, состоящий из глины с добавлением резаной соломы, с древности распространенный в безлесных районах).

8 а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдём, принесём жертву Богу нашему; (Вот так спорить с начальством!).

9 дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами. (Начальник всегда прав, если начальник не прав, смотри начало фразы).

10 И вышли приставники народа и надзиратели его и сказали народу: так говорит фараон: не даю вам соломы; (Приставники и надзиратели выполняют приказ фараона).

11 сами пойдите, берите себе солому, где найдёте, а от работы вашей ничего не убавляется. (Инициатива наказуема!).

12 И рассеялся народ по всей земле Египетской собирать жниво вместо соломы. (Жниво или стерня – нижняя часть стеблей зерновых культур, оставшаяся на корню после уборки урожая).

13 Приставники же понуждали, говоря: выполняйте работу свою каждый день, как и тогда, когда была [у вас] солома. (Использование жниво вместо соломы).

14 А надзирателей из сынов Израилевых, которых поставили над ними приставники фараоновы, били, говоря: почему вы вчера и сегодня не изготовляете урочного числа кирпичей, как было до сих пор? (Использование в качестве надзирателей и евреев).

15 И пришли надзиратели сынов Израилевых и возопили к фараону, говоря: для чего ты так поступаешь с рабами твоими? (Евреи-надзиратели возмущены).

16 соломы не дают рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте. И вот, рабов твоих бьют; грех народу твоему. (Предреволюционное состояние).

17 Но он сказал: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдём, принесём жертву Господу. (Однако фараон считает, что евреи бездельники).

18 Пойдите же, работайте; соломы не дадут вам, а положенное число кирпичей давайте. (Прежде всего – работа, с точки зрения фараона).

19 И увидели надзиратели сынов Израилевых беду свою в словах: не убавляйте числа кирпичей, какое [положено] на каждый день. (Необходимо выполнять норму на каждый день – вот и трудодень).

20 И когда они вышли от фараона, то встретились с Моисеем и Аароном, которые стояли, ожидая их, (Вот и смутьяны!).

21 и сказали им: да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас. (То есть Моисей и Аарон фактически стали подстрекателями).

22 И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, для чего послал меня? (Необходимость получения новых указаний, они стали, без указаний «сверху» фактически полностью безвластны).

23 ибо с того времени, как я пришёл к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, – Ты не избавил народа Твоего. (Критика господа-бога).