Глава 2
1 Некто из племени Левиина пошёл и взял себе жену из того же племени. (Потомки Левия, сына патриарха Иакова, были предназначены для помощи священникам в скинии, а затем в храме).
2 Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; (Женщина скрывала и беременность и рождение ребенка).
3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила её асфальтом и смолою и, положив в неё младенца, поставила в тростнике у берега реки, (Это называется «божий суд» – ордалия: что будет, то будет, на всё воля «высших сил». Истоки данного суеверия восходят к древнейшим временам и находят своё выражение в мифах различных народов, в частности, в мифе о рождении царя Аккада Саргона I, а также в схожих мифах о персидском царе Кире, основателе Рима – Ромуле и др.).
4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. (Ожидание «божьего промысла»).
5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы её ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять её. (Корзинка попадает на глаза дочери фараона).
6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей. (Ребёнок однозначно был определен как еврейский, значит, такие «находки» были и ранее, или дети евреев сильно отличались от детей египтян, возможно из-за одежды или прически).
7 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? (Сестра ребёнка чётко заявила о том, что он из евреев).
8 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. (Вызов матери ребёнка).
9 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. (Если это не хитрость, то что тогда хитрость, мать получает плату за кормление своего же сына. Если бы корзинка с ребёнком не была выставлена, то мать кормила бы сына бесплатно).
10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у неё вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его. (Дочь фараона фактически стала опекуном еврейскому мальчику, имя восходит к еврейскому глаголу «maschah» – «вытаскивать», «вытаскивать из воды», то есть образовано от еврейских слов. Международная группа ученых из Германии, Канады и США во главе со Стефаном Креплиным из Института доисторической геологии Университета Кельна в результате исследований выяснили, что Сахара превратилась в самую обширную и горячую пустыню нашей планеты около 2700 лет назад в результате очень медленной эволюции климата. Ранее считалось, что изменения климата были очень резкими и произошли за относительно короткий промежуток времени. Согласно результатам исследований, 6 тысяч лет назад Сахара была зеленой, там росли деревья и было много озер. Этот огромный район был также населен. Свои выводы ученым удалось сделать на основе изучения геологических отложений, поднятых с глубин одного из самых крупных водоемов зоны Сахеля озера Йоа, находящегося на севере Чада. Успеху научной экспедиции сопутствовали тщательное изучение этих отложений, проведение многочисленных геохимических анализов и изучение пыльцы деревьев и растений до наступления пустыни, а также исследование останков водных растительных и животных микроорганизмов. Эта работа ученых из Германии, Канады и США по восстановлению последних 6 тысяч лет существования Сахары опровергает существующую теорию о превращении этой части Африки в пустыню 5500 лет назад и то, что процесс опустынивания занял всего несколько веков, положив тем самым конец периоду влажного тропического климата. Озеро Йоа глубиной 26 метров продолжает подпитываться из подземных источников так же, как это было во времена влажного периода Сахары, который начался 15 тысяч лет назад. Эти источники в состоянии возмещать испаряющийся ежегодно 6-метровый слой воды в озере. Наскальное искусство Сахары – серия доисторических рисунков, выбитых или нарисованных на природных скалах в центральной части пустыни Сахара. Всего насчитывается около 3000 таких памятников, от массива Тибести до Ахаггарских гор).
11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьёт одного Еврея из братьев его. (Сочувствие Моисея к евреям).
12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. (Убийство египтянина).
13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьёшь ближнего твоего? (Пришельцы дерутся).
14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. (Об убийстве узнали).
15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя. (Это территория на юге-востоке Синайского полуострова, существует мнение, что название Синай происходит от имени вавилонского лунного бога Син).
16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего. (Там жил священник с 7 дочерями).
17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их. (Моисей защищает овец священника).
18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня? (Дочери жалуются своему отцу).
19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец. (Моисей выглядел как египтянин, скорее всего из-за одежды).
20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. (Призыв к Моисею, использование в качестве пищи хлеба, значит земледелие развивается).
21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. (Женитьба Моисея на Сепфоре).
22 Она родила сына, и [Моисей] нарёк ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. (Появление сына).
23 Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. (Воцарение нового фараона, но положение пришельцев-евреев не улучшается)
24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. (Предупреждение о том, что «высшие силы» будут «вести» народ Израилев).
25 И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог. («Избранный народ», на самом деле, это описание постфактум будущих «чудесных» событий).