Вы здесь

Исход. Василий Верещагин. Русский исход (В. Тюпский, 2017)

Василий Верещагин. Русский исход

Когда с огнём, железом и кровью пришла Советская власть, закончилось равенство наций! В Киргизии коренное население сразу же поставили в привилегированное положение. Попробуй на киргиза сказать «кыргыз»! Или сказать «Киргизский бунт»! Сразу же за это преследовали! Нужно было говорить: «киргиз» и «восстание киргизского народа против Царской власти и кулачества»!

Мой отец, Верещагин Иван Ефимович, рассказывал: «Приезжают в наше, русское село Тюп, 2-3 киргиза на лошадях. И гоняют по улицам русских, бьют камчами (плетью), кто не успел убежать! И ничего с ними нельзя сделать! Попробуй, тронь!? Сразу расстреляют и всё! Это были 1920-е годы!». В общем, киргизам дали большую волю. И некоторые из них, таким образом, мстили за 1916 год!

И вот в очередной раз приезжают в Тюп два киргиза на лошадях. Один молодой, другой уже в возрасте. И гоняют по Тюпу русских, бьют камчами. А дядя Петя Штокало и мой отец, знали какой дорогой они поедут обратно. Засели за Тюпом в кустах, у поворота дороги, и стали ждать. Как только киргизы вывернули из-за поворота, сбили их с лошадей палками и хорошо поколотили. Отец и дядя Петя Штокало свободно говорили на киргизском языке. Объяснили им, что так делать нельзя! Что в следующий раз они могут домой не вернуться! И отпустили! Больше киргизы наказывать русских в Тюп не приезжали.

Затем началось раскулачивание. И вот, чтобы приучить киргизов к осёдлой жизни, их семьи, вернувшиеся из Китая, заселяли в изъятые, у живущих не бедно крестьян, дома. Но киргизы ставили во дворах свои юрты, и всё лето жили в них. Только с наступлением холодов переходили жить в дома.

Всё это вносило напряжённость в отношения русских с киргизами. И потом, никто не забыл про зверства киргизов в 1916 году! Тогда после подавления Бунта, киргизы убежали от возмездия в Китай. И вот когда им Царское правительство разрешило вернуться на свои земли, то в Указе было предписано: «В тех местах, где киргизы творили жестокие грабежи и убийства, их не селить!».

Большевики же, придя к власти, сделали ровно наоборот! Заселяли вернувшихся из Китая киргизов именно там, где они и творили свои кровавые расправы над мирными крестьянами, стариками и женщинами!

Больше всего крови в 1916 году киргизы пролили в Пржевальском уезде, в Преображенской волости (нынешний Тюпский район). Вот сюда и активно заселяли вернувшихся киргизов! Освобождая им всё новые и новые, дома в русских сёлах! А центр волости, русское село Преображенское, волевым решением, в угоду киргизам, переименовали в село Тюп. Что означает на тюркском «дно»!

Но мы, русские, народ не злопамятный! Постепенно смирились со своим положением, свыклись с привилегиями киргизам. Думали, что по мере повышения их образовательного и культурного уровня уйдёт в прошлое их национальный эгоизм. Русские как обычно много работали, стали жить лучше. И отношения с киргизами наладились.

Но с начала 1960-х годов, во власть в республике и на местах, стали массово приходить киргизы. Это было следствием проведения Центральной властью Ленинской политики подготовки национальных кадров. Так в ВУЗ-ы стали принимать в основном только киргизов, и очень мало представителей других национальностей! При приёме на любую руководящую должность, преимущество отдавалось не профессионализму, а принадлежности к коренной национальности! И так во всём!

В это время я уже жил в Пржевальске. На большие праздники, юбилеи, торжества, меня всегда приглашали читать свои стихи. Я не отказывался, и всегда с удовольствием принимал такие предложения. Читал стихи на предприятиях, в домах культуры, на демонстрациях, в парке.

Но теперь, вдруг, мне стали говорить, чтобы я читал стихи только Чингиза Айтматова и других киргизских авторов. Я говорил, что я буду читать только свои стихи! Стихи других авторов могут прочесть другие ораторы! Тогда меня стали приглашать на торжества всё реже и реже.

Точно так же говорили и другим русским исполнителям. Стали говорить, чтобы пели на киргизском языке, танцевали киргизские народные танцы и т. д. Таким образом, среди руководства районов и в области, в среде появившейся киргизской интеллигенции, стали превозносить всё национальное, отодвигая на второй план всё русское!

Доходило до курьёзов! Вот приходит в Пржевальск, в обком партии разнарядка. Депутатами во все Советы избрать 70 % киргизов. В их числе определённый процент чабанов, полевых работниц киргизских Совхозов, а одну из них представить к награде «Герой соц. труда СССР»! Это должна быть красивая, стройная киргизка, примерно 25 лет, грамотная и активистка! Но где такую найти? Если не по одному параметру на полях Совхозов таких киргизок нет! Тогда нашли одну киргизку, швею на швейной фабрике. Согласовали с партийным начальством, и усиленно её готовили к этому высокому званию. Начиная с азов письменности, образования, и культуры.

Результатом такой политики превосходства коренной нации, стали межнациональные стычки. Киргизские парни собирались в большие группы и нападали на малочисленные группы или одиночных русских парней. Избивали их, припоминая при этом 1916 год!

Тогда в Пржевальске с помощью милиции стали организовывать из числа рабочих (а это были только русские) и студентов, Добровольные народные дружины (ДНД). Которые во взаимодействии с милицией, в вечернее и ночное время патрулировали город. В результате ситуация немного стабилизировалась.

Хорошо помню один случай, после событий вокруг острова Даманский, что на Дальнем Востоке. Когда был пограничный конфликт с Китаем. Стою в длинной очереди в магазин за хлебом. Тут подходит киргиз, лет 30-ти. Лезет без очереди к прилавку, расталкивая других. Люди стали возмущаться такой наглостью. В ответ киргиз заявляет: «Вы здесь никто! Езжайте в свою Россию! Там живите!» Купил хлеб, ещё пооскорблял русских в очереди, и ушёл!

Никто не осмелился его удержать, остановить унижающее, хамское, сеющее межнациональную рознь, поведение. Потому что знали, что начальник милиции, судья и прокурор киргизы! И не дай Бог, кто-нибудь остановит, тронет киргиза! Арестуют и посадят! И так было везде!!!

Русские же со школьных лет были воспитаны интернационалистами. Они даже не помышляли, как можно пойти против другой нации?! Да и что говорить, были разрознены и придавлены властью! Каждый помнил о расправах, чинимых властями над русскими, по малейшему поводу, или даже по подозрению в нелояльности киргизам!

Со стороны киргизов же, стало обыденным открытое проявление неприязни и враждебности к русскому населению. Это не пресекалось, а значит скрытно поощрялось, теперь уже новой Киргизской властью.

Помню, в 1976 году приезжаем мы в составе творческого, музыкального коллектива в столицу, г. Фрунзе, на юбилей Республики. Зам министра культуры республики спрашивает: «А почему из Пржевальска столько много русских? Почему мало киргизов?!». Руководитель нашего коллектива, конечно киргиз, отвечает, что больше творческих талантливых киргизов не нашли! На что ему высокий начальник говорит: «Плохо искали! В следующий раз найдёте! Вам помогут»!

Видимо этот киргизский чиновник от культуры забыл, что у его предков-кочевников, ещё 50 лет назад, даже понятия такого не существовало, как «Культура»! Что киргизский язык переложили на русский алфавит русские этнографы, создав, таким образом, киргизскую письменность. Киргизскую культуру, буквально, создавали из народных преданий и эпосов, русские! Так появились литературные произведения, национальные народные танцы, музыка!

Однажды, я с агитбригадой перед Выборами в органы власти, ездил в Тонский район. С нами был большой киргизский начальник из Фрунзе. После всех мероприятий, за обильно накрытым столом, он хорошо выпил. Завёл разговор о киргизской культуре, как ещё недостаточно ей уделяют внимание. И не обращая на нас, русских, в конце сказал: «Мы без боя берём русские города и сёла! Сколько детей в русских семьях? Два, три?! А в киргизских, – 8, 10, и 12!».

Мы, русские, сидевшие за одним столом с этим омерзительным представителем киргизской власти, явным националистом, почувствовали себя в очередной раз униженными! Стало понятно, что вся Киргизская власть такая! В общем, будущее русскому населению в Киргизии, ничего хорошего не предвещало! Поэтому ещё до распада Советского Союза много русских стало уезжать в Россию!

А уже со средины 1980-х годов, перед распадом Союза, киргизский национализм стал обретать более масштабные и агрессивные формы! Теперь уже киргизская молодёжь стала в открытую нападать на русских. Если вдруг в автобусе, окажется несколько русских, а остальные киргизы, обязательно всё начиналось с оскорбления национального достоинства, а заканчивалось избиением русских! Беспридельничала киргизская молодёжь! А киргизы постарше и пожилые, сидели и наблюдали за происходящим! Даже не пытались одёрнуть зарвавшихся молодых национал-шовинистов! Вечером и ночью русским уже выходить на улицу было опасно, после череды жестоких избиений и убийств.

Вот был случай в Пржевальске в 1989 году. Парень пришёл из Армии. Шёл вечером проводить девушку домой. Налетели киргизы, парня забили насмерть, а девушку всю ночь насиловали! И ведь никого не нашли! Да все итак знали, что никто искать не будет! Ведь пострадавшие русские! Случалось после драки без жертв, задерживали русских и киргизов. Киргизов тут же отпускали. А с русских всегда требовали деньги, или пришьют уголовную статью! И ведь платили! Собирали деньги по всей родне, и платили!

И вот, стали массово выезжать русские. А жизнь в Киргизии становилась всё хуже и хуже! Кого теперь винить? Нашли новых виноватых! Теперь трудолюбивые узбеки стали виноватыми! Потому что благодаря своему труду жили богаче и лучше. В Оше даже себе Университет построили! Но узбеки, в отличии от русских были сплочёнными, и не собирались оставлять землю своих предков. Тогда киргизы устроили в 1990 году в Оше кровавую бойню!

Киргизский писатель с мировым именем, – Чингиз Айтматов, обратился тогда к киргизскому народу: «Что вы делаете?! Разве может 5-миллионный Киргизстан противостоять 20-миллионному Узбекистану?! Если узбеки придут, они просто скинут всех киргизов в Иссык-Куль и утопят!» За что мировой писатель впоследствии был обвинён киргизской элитой в предательстве своего народа, и вскоре был отправлен послом в Люксембург.

Хитрые Узбеки не захотели идти войной на Киргизию. Они обратились за помощью в Москву! И вот русские десантники стоят стеной между враждующими сторонами. Получая оскорбления, угрозы и пули с обеих сторон. И выстояли! Развели две нации. Такая судьба у русского народа! Всегда мирить и разводить своих соседей! Защищать слабых! А вот своим притесняемым сородичам, не всегда спешат на помощь. Это вам не Российская Империя, которая за тысячи километров бросала свои войска, чтобы не оставить в беде Сербов-братушек!

Но вот наступил 1991 год, и киргизское Правительство объявило о своей независимости! Вот тут уже прямо война началась против русских и других некоренных народов. Помню, стояли мы с пасекой за Лизогубовкой, ближе к горам. Едут киргизы на трёх грузовых машинах. Впереди зелёный флаг, на бортах машин и в руках плакаты: «Русские оккупанты! Убирайтесь!» и тому подобное. Если раньше грабили, избивали, насиловали, убивали в основном русскую молодёжь, то теперь их жертвами так же становились женщины, мужчины, пожилые люди! Началось открытое выдавливание русских из республики!

В общем, под маской патриотизма, стал проявляться дикий киргизский национализм, порой в самых бесчеловечных формах! И этот национализм, исходил прежде всего от интеллигенции и средних руководителей. Первые лица областного масштаба и выше, открыто против русских не высказывались. Но и не препятствовали чинить расправы над «иноверцами»!

Среди простого киргизского народа, однако, было немало тех, кто по-прежнему к русским относился с добротой и уважением. И сожалел о распаде Советского Союза. Мне даже говорили мои соседи киргизы: «Чего нам не хватало в СССР?!

В магазинах всё было, рабочие руки нарасхват! Зарплата всегда во время! Мы не знали, что живём в коммунизме! А теперь?! Вернулись на 100 лет назад!». Так рассуждали здравомыслящие киргизы.

Вот мой сын, как-то приезжает и рассказывает: «Еду на машине, остановил меня киргиз, ГАИ-шник, у памятника Юлиусу Фучику, и начал придираться! Я ему говорю, что ничего не нарушил, что вам от меня нужно?» А киргиз видит, что я его не боюсь, разозлился! Говорит: «Да ты через три года будешь моим рабом!» Я тоже возмутился! Сел в машину и поехал! Проезжаю два квартала, меня опять останавливает ГАИ-шник, видимо первый передал ему по рации. И повторяется то же самое! Приехал в центр города, поставил машину, ушёл по делам. Прихожу, у машины опять стоит милиционер, изучает царапины. Говорит, что случилась авария, нарушитель уехал с места ДТП. Ваша машина очень похожа на нарушителя! Мы её задерживаем!».

Вот и говорит мне сын: «Всё, батя! Не могу я больше здесь жить! Проходу не дают! Преклоняться перед ними я не собираюсь! Закон я не нарушаю! А унижаться, – никогда!» Так и уехал мой сын со своей семьёй в Россию! А я отказался ехать! Сказал: «Сколько мне ещё осталось? Здесь доживу»!

И вот жил, выживал. Годы мои были уже за 70! Стали зубы разрушаться. Пошёл в поликлинику, заплатил деньги, вставили мне мосты. Но или врач киргиз был не опытный, или зубной техник напортачил при изготовлении протезов. Одним словом, не мог я нормально жевать пищу.

Пришёл опять в поликлинику, объяснил врачу проблему. Тот ещё ничего не успел сказать, как его молодая ассистентка киргизка вдруг заявила: «А вам если не нравится, то езжайте своя Россия!» Я даже опешил от такого хамства! Потом придя в себя, я ей ответил: «Что ты говоришь?! Ты когда и откуда приехала сюда?! Этот город построили мой дед и отец!!! Вот если я город заберу с собой, тогда уеду! А пока город стоит, я буду жить здесь!». Остальные врачи ничего не сказали, промолчали. Потом врач всё-таки доработал мои протезы, и стоят они до сих пор! Затем ещё было несколько подобных случаев.

И вот я, оскорблённый таким отношением к себе, – известному в городе человеку, ветерану Великой Отечественной Войны, пошёл за Правдой к своему давнему другу, профессору Каракольского университета.

С возмущением ему рассказываю, что в поликлинике мне сказали: «Уезжай в свою Россию»! В магазине, – то же самое! А на базаре, вообще говорят: «Мы вам устроим 16-й год»! «Что происходит?! Объясни?», – обратился я к профессору. На что седовласый, умудрённый жизненным опытом, яркий представитель киргизской интеллигенции, мне открыто сказал: «Знаешь, мы вас терпели! А наши дети терпеть не хотят!!! Извини, но это правда!». Вот так я сходил за Правдой к хорошему другу! И получил её сполна!

Конец ознакомительного фрагмента.