Вы здесь

Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение. Глава 2. Неосторожные преступления в сфере применения источников повышенной опасности (С. А. Зенцова, 2011)

Глава 2

Неосторожные преступления в сфере применения источников повышенной опасности

§ 1. Общая характеристика неосторожных преступлений в сфере применения источников повышенной опасности

Неосторожные преступления, связанные с источниками повышенной опасности, среди всех неосторожных преступлений представляют наиболее многочисленную группу в Уголовном кодексе РФ (около 3/4 от общего числа).

В доктрине уголовного права подчеркивается, что «увеличение

числа норм о неосторожных преступлениях происходит в связи с конкретизацией норм более общего характера и выделением из них специальных норм. Так, пуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств ранее, до появления в УК РСФСР ст. 211-2 (ст. 266 УК РФ), квалифицировался по ст. 211 УК РСФСР (ст. 264 УК РФ), т. е. по норме более общего характера, предусматривающей ответственность и за нарушение правил движения, и за нарушение правил эксплуатации транспорта»[88].

Постоянный рост количества норм, устанавливающих ответственность за совершение неосторожных преступлений, связанных с источниками повышенной опасности, обусловлен объективными причинами: усложнением общественных отношений в области применения технических средств, открытием новых источников повышенной опасности и их интенсивным внедрением в повседневную жизнь человека. Следует отметить, что и само содержание таких норм значительно расширяется за счет бланкетности диспозиций.

Однако изменение действующего уголовного законодательства в части установления уголовной ответственности за рассматриваемые преступления характеризуется не только увеличением соответствующих норм, но и, наоборот, их сокращением. При этом вопросы декриминализации того или иного преступления иногда решаются бессистемно[89]. При декриминализации необходимо учитывать, насколько эффективно будут применяться средства неуголовно-правовые для достижения вопросов общей и частной превенции.

Тот факт, что в юридической литературе преступления в сфере применения источников повышенной опасности рассматривают отдельно от всех остальных неосторожных преступлений, обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, преступления рассматриваемой группы обладают повышенной общественной опасностью по отношению не только к неосторожным, но и к умышленным преступлениям. Данные преступления объективно представляют значительную общественную опасность в настоящее время, когда происходит ускорение научно-технического прогресса, появляются все новые и новые технологии, увеличивается поток транспортных средств, используются новые источники энергии и т. д. В результате совершения преступления вред может быть причинен неограниченному количеству социальных благ.

Во-вторых, специальное выделение из неосторожных преступлений в целом группы технических преступлений связано с необходимостью гарантировать лицам, управляющим источниками повышенной опасности, защиту от объективного вменения. Для привлечения лица к уголовной ответственности мы должны установить конкретное правило, которое им нарушено при выполнении его деятельности. Если никакие нормы нарушены не были, налицо невиновное причинение вреда (казус).

Уголовный кодекс 1996 г. впервые включил главу, предусматривающую уголовную ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. В Особенной части УК РФ 1996 г. неосторожные преступления, связанные с эксплуатацией источников повышенной опасности, более упорядоченно расположены по главам по сравнению с УК РСФСР 1960 г., где даже транспортные преступления содержались в различных главах: главе 1 (ст. 84, 85) и главе 10 (ст. 211, 211-2, 211-3, 213).

Однако и в действующем уголовном законодательстве составы неосторожных преступлений в сфере применения источников повышенной опасности рассредоточены в разных главах Уголовного кодекса РФ, из чего следует, что они имеют различные родовые объекты.

Родовым объектом 27 из 38 составов неосторожных преступлений, связанных с источником повышенной опасности, являются отношения общественной безопасности (ч. 1 ст. 215, ч. 2 ст. 215, ч. 3 ст. 215, ч. 1 ст. 216, ч. 2 ст. 216, ч. 3 ст. 216, ч. 1 ст. 217, ч. 2 ст. 217, ч. 3 ст. 217, ст. 218, ч. 1 ст. 219, ч. 2 ст. 219, ч. 3 ст. 219, ч. 1 ст. 263, ч. 2 ст. 263, ч. 3 ст. 263, ч. 1 ст. 264, ч. 2 ст. 264, ч. 3 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 2 ст. 266, ч. 3 ст. 266, ч. 1 ст. 268, ч. 2 ст. 268, ч. 3 ст. 268, ч. 1 ст. 269, ч. 2 ст. 269, ч. 3 ст. 269 УК РФ – 72 % от общего числа).

Следует отметить, что о содержании отношений общественной безопасности отсутствует единое представление. Скажем, В. И. Антипов характеризует общественную безопасность как «группу однородных общественных отношений, которые существуют по поводу использования особых технических устройств, веществ, процессов с целью установления и поддержания между отдельными гражданами, коллективами людей и обществом в целом определенной социальной связи, направленной на предотвращение причинения вреда»[90].

Г. А. Туманов и В. И. Фризко понимают общественную безопасность «как совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде»[91].

По нашему мнению, приведенные определения общественной безопасности являются узкими. Говоря о родовом объекте, нужно указать, что не только неосторожные преступления в области применения источников повышенной опасности включены в соответствующий раздел Уголовного кодекса. Помимо этих преступлений мы видим и множество других, не связанных с источниками повышенной опасности. Поэтому более правильной представляется точка зрения В. П. Тихого, который пишет, что «преступления против общественной безопасности создают состояние общей опасности, угрозу насильственного причинения вреда правоохраняемым интересам, снижают уровень безопасности жизни и здоровья граждан, общественного и личного имущества, нормальной деятельности предприятий, учреждений и организаций»[92].

На наш взгляд, родовым объектом рассматриваемой группы неосторожных преступлений следует признать те общественные отношения, которые опосредованы безопасным применением источников повышенной опасности.

Лица, нарушающие правила предосторожности и совершающие неосторожные преступления, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, тем самым причиняя вред обществу в целом. Именно поэтому большинство составов, предусматривающих ответственность за эту категорию преступлений, помещены законодателем в раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка. Исключение составляют нормы о нарушении правил охраны труда и об ответственности военнослужащих за нарушения правил использования источников повышенной опасности.

Вряд ли оправдано такое рассредоточение в УК РФ неосторожных преступлений в сфере применения источников повышенной опасности. По сути близкие преступления оказываются в разных главах (нарушение правил охраны труда – в главе 19; правил безопасности движения на транспорте – в главе 24; нарушения правил безопасности при ведении горных, строительных и взрывоопасных работ – в главе 27).

Связь транспортных преступлений с неиспользованием или недостаточным использованием имеющихся охранительных возможностей техники при применении технических устройств – источников повышенной опасности – сближает их с нарушениями правил безопасности при производстве горных, строительных и взрывоопасных работ (ст. 216, 217 УК РФ), с нарушениями правил обращения с взрывчатыми и радиоактивными веществами (ст. 215, 218 УК РФ), а равно и с нарушениями правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ). Целесообразно было бы включить все эти преступления в один раздел Уголовного кодекса.

Пока же близкие по содержанию преступления (нарушения правил охраны труда, правил безопасности движения на транспорте, нарушения правил безопасности при ведении горных, строительных и взрывоопасных работ) располагаются в разных разделах УК РФ.

В юридической литературе высказывалось мнение о необходимости объединения в одной главе всех неосторожных преступлений, связанных с источниками повышенной опасности (М. С. Гринберг, А. И. Коробеев, В. А. Нерсесян), но данная проблема законодателем еще не решена.

При этом название главы и перечень норм, которые она должна включать, представляются спорными. Понятие общественной безопасности смешивается с понятием общественной безопасности в сфере взаимодействия человека и источников повышенной опасности. Общественная безопасность характеризуется состоянием защищенности безопасных условий функционирования общества и государства от деяний, угрожающих неопределенному кругу общественных отношений, в том числе и не связанных с применением источников повышенной опасности. К ним относятся и терроризм, и организация незаконного вооруженного формирования, участие в нем, и хулиганство. То же можно сказать и о хищении или вымогательстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Соответственно, в рамках одной главы о преступлениях против общественной безопасности пришлось бы объединить, наряду с нормами о преступлениях, связанных с источниками повышенной опасности, нормы о хулиганстве, вандализме и пр., как это и сделано в УК РФ. Решением проблемы, на наш взгляд, будет конструирование специального раздела о преступлениях, связанных с источниками повышенной опасности (вопросы о включении в УК РФ специальной главы о неосторожных преступлениях в сфере применения источников повышенной опасности будет рассмотрено ниже, в § 1 главы 3 «Объект неосторожных преступлений, связанных с источниками повышенной опасности»).

В доктрине уголовного права встречаются различные классификации неосторожных преступлений, в основе которых лежит определенная сфера деятельности. Так, В. Е. Эминов выделяет четыре группы неосторожных преступлений:

1) преступления, совершенные по неосторожности в быту (без использования технических средств);

2) преступления, совершенные в сфере взаимодействия человека с техникой;

3) преступления, совершенные по неосторожности в сфере профессиональной деятельности, не связанной с исполнением управленческих функций;

4) преступления, совершенные по неосторожности в сфере осуществления должностных (управленческих) функций[93].

По мнению П. С. Дагеля, все неосторожные преступления следует разделить на две группы:

1) технические преступления – все неосторожные преступления, связанные с использованием техники;

2) иные неосторожные преступления[94].

Другая классификация, предложенная Н. Ф. Кузнецовой и Г. М. Миньковским, предусматривает следующие виды неосторожного преступного поведения, связанного с нарушением правил безопасности:

1) нарушение правил безопасности использования машин и механизмов, производства работ;

2) нарушение правил безопасности эксплуатации транспортных средств;

3) нарушение правил экологической безопасности;

4) нарушение правил безопасности при производстве и передаче энергии;

5) нарушение правил бытовой безопасности;

6) нарушение правил медицинской безопасности;

7) нарушение правил безопасности исполнения должностных и профессиональных обязанностей;

8) нарушение правил имущественной безопасности[95].

На наш взгляд, столь подробная классификация представляет интерес прежде всего для криминологической науки и позволяет выработать комплекс мероприятий по предупреждению и профилактике подобных нарушений применительно к каждой конкретной группе.

Однако последняя и приведенные нами выше классификации предназначены для характеристики всей совокупности неосторожных преступлений, а не только неосторожных преступлений в сфере применения источников повышенной опасности.

Представляется целесообразным неосторожные преступления, связанные с использованием источников повышенной опасности, предусмотренные действующим УК РФ, классифицировать на определенные группы, в качестве критерия деления использовав деятельность человека по применению источников повышенной опасности. Проводимая нами классификация является в достаточной мере условной, поскольку с развитием научно-технического прогресса возможна дальнейшая криминализация иных нарушений, совершаемых человеком по неосторожности при обращении с источниками повышенной опасности, при этом последняя группа преступлений выделена с учетом специфики субъекта (военнослужащие).

I. Преступления, связанные с нарушением правил охраны труда и производства различного рода работ:

1) нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ);

2) нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ (ст. 216 УК РФ);

3) нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ).

II. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности при обращении с радиоактивными, взрывчатыми, легковоспламеняющимися или иными опасными веществами:

1) нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ);

2) нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ);

3) нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ);

4) уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности (ст. 168 УК РФ).

III. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта:

1) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ);

2) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ);

3) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ);

4) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ);

5) нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ).

IV. Преступления, связанные с нарушением правил обращения с предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военнослужащими:

1) нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ);

2) нарушение правил вождения и эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ);

3) нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ);

4) нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ).

Таким образом, все указанные составы неосторожных преступлений схожи между собой по нескольким признакам: 1) совершаются в сфере применения человеком источников повышенной опасности; 2) форма вины – преступная неосторожность; 3) совершаются путем нарушения установленных в нормативно-правовых актах правил безопасности в форме действия или бездействия, при этом диспозиции носят бланкетный характер; 4) рассматриваемые преступления представляют высокую общественную опасность для окружающих по характеру наступивших (вероятных) последствий; 5) субъекты преступлений характеризуются рядом дополнительных признаков;

6) наличествуют определенные особенности наказания за совершение данных преступлений[96].

§ 2. История развития отечественного законодательства о неосторожных преступлениях, связанных с источниками повышенной опасности

Прообраз норм, посвященных неосторожным преступлениям, связанным с источниками повышенной опасности, мы находим в дореволюционном отечественном уголовном законодательстве. Впервые уголовная ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортных средств была предусмотрена в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Все нормы подразделялись на три категории: нормы об ответственности за нарушение правил безопасности при сухопутном обращении (ответственность за ненадлежащее содержание дорог, переправ, мостов; за повреждение, загромождение железнодорожных путей; за нарушение правил управления локомотивами и их эксплуатации; за несвоевременное сообщение о повреждении или загромождении железнодорожных путей); на речном транспорте (ответственность за повреждение шлюзов, плотин водоспусков и других гидротехнических сооружений и судов; неисправное содержание речного водного пути и оборудования; ненадлежащий надзор за работой эксплуатационных служб); на морском транспорте (ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судов)[97].

В конце XIX в. в России усиленно развивается промышленность, растет количество фабрик, заводов, в деятельности которых начинает интенсивно использоваться техника, вследствие чего изменяются уголовно-правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. В частности, Устав о промышленности 1893 г. предусматривал ответственность за несоблюдение мер предосторожности при эксплуатации технического оборудования[98].

В Уголовном уложении 1903 г. ответственность за преступления, связанные с эксплуатацией источников повышенной опасности, в первую очередь транспортных средств, заметно дифференцировалась. Для разграничения составов преступлений на железнодорожном транспорте была использована специфика субъекта преступления.

В Уложении были названы и случаи неосторожного повреждения имущества, влекущие за собой наказание. Так, в ст. 565–568 предусматривалась ответственность за неосторожное повреждение телеграфа, телефона, железнодорожного пути, парохода и др. При этом, в соответствии со ст. 569, не считались преступными неосторожные деяния, предусмотренные ст. 565–568, если самим виновным или по его указанию были устранены опасные последствия или в самом начале было прекращено действие огня, взрыва или потопления.

Уголовное уложение 1903 г., в отличие от Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., значительно усилило наказание за преступления, совершенные на железнодорожном и водном транспорте. Так, лицо, нарушившее правила безопасности железнодорожного движения или водного плавания, виновное в повреждении железнодорожного пути или подвижного состава железной дороги, парохода или иного морского судна, наказывалось заключением в исправительном доме или тюрьме. Если же от данного повреждения произошло крушение железнодорожного поезда, парохода, морского судна, то виновный наказывался каторгой на срок до восьми лет.

В то же время Уголовное уложение 1903 г. не внесло сколько-нибудь заметных изменений в регулирование условий охраны труда, сохранив в главе о нарушении постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность, ответственность за несоблюдение отдельных видов правил предосторожности: обращение с кальцием-карбидом, использование взрывоопасного оборудования и пр. Однако эта глава в силу не вступила, и поэтому вопросы охраны труда по-прежнему регулировались Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Первые нормативно-правовые акты Советской власти были направлены на борьбу с контрреволюционными преступлениями, одновременно велась борьба с хищениями, взяточничеством, бандитизмом, спекуляцией, хулиганством и др.

В области охраны труда и личной безопасности граждан в процессе использования производственной техники уголовное право тесно соприкасалось с трудовым правом.

Поэтому необходимо указать на принятый в декабре 1918 г. Кодекс законов о труде РСФСР[99], включивший в себя систему норм, обеспечивающих охрану труда, и предусмотревший за их нарушение уголовную ответственность. Следует также отметить Декрет СНК РСФСР от 29 января 1920 г. «О порядке всеобщей трудовой повинности»[100], который в числе нарушений, влекущих уголовную ответственность в судебном порядке, называл небрежную организацию работ, если это могло повлечь причинение вреда лицам, осуществляющим трудовые функции.

В период становления советского государства, в тяжелых экономических условиях, неосторожным преступлениям в области действия источников повышенной опасности уделялось внимание только в свете борьбы с вредительством. Уголовно-правовые нормы были направлены на охрану прежде всего железнодорожного транспорта.

Так, специальным постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны от 11 декабря 1918 г. устанавливалась ответственность за задержку следующих по назначению эшелонов и грузов, несвоевременную подачу паровозов и порожних вагонов, за крушения и другие преступления, посягающие на нормальную и безопасную работу транспорта. В постановлении подчеркивалось, что виновные в этих преступлениях привлекаются к уголовной ответственности по всей строгости революционных законов[101].

Постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны от 10 октября 1919 г. были предусмотрены суровые меры наказания, вплоть до расстрела, за злоумышленное разрушение железнодорожных сооружений (однако речь в актах шла именно об умышленных, а не о неосторожных преступлениях)[102]. В течение 1919–1920 гг. был принят ряд постановлений, которые устанавливали уголовную ответственность за нарушение правил на железнодорожном транспорте.

Формирование норм в сфере охраны общественных отношений, связанных с применением источников повышенной опасности, продолжило Положение о революционных военных железнодорожных трибуналах 1920 г.[103] Как полагал Н. С. Алексеев, это была первая попытка ввести норму об ответственности работников железных дорог за преступное нарушение ими своих служебных обязанностей[104]. В компетенцию названного трибунала входило рассмотрение дел «о всякого рода преступлениях железнодорожных служащих, связанных с нарушением правильной работы железных дорог или препятствующих восстановлению нормальной деятельности железнодорожного транспорта, в том числе и дел об умышленном неисполнении своих служебных обязанностей (саботаже) и явно небрежном отношении к работе в случаях, имеющих для транспорта важные последствия»[105].

В этот же период был издан ряд специальных уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за посягательства на безопасную работу речного, морского и воздушного транспорта. Так, Декретом СНК от 17 января 1921 г. «О воздушных передвижениях» была установлена ответственность за нарушение правил, действующих на воздушном транспорте[106]. Декретом СНК от 5 сентября 1921 г. «О преступлениях и проступках, совершенных на судах, плавающих под Российским флагом» ответственность предусматривалась за небрежное отношение к своим служебным обязанностям работников водного транспорта[107]. Был принят также декрет СНК РСФСР от 16 мая

1921 г. «О мерах взыскания, налагаемых судебными органами за нарушение запрещения провоза пассажирами в качестве багажа и ручной клади при себе легко воспламеняющихся и взрывчатых веществ»[108].

Большую роль в развитии регулирования отношений в области безопасности труда сыграл Декрет СНК от 27 апреля 1922 г. «О наказаниях за нарушение постановлений об охране труда»[109], который предусматривал за нарушение специальных правил об охране труда наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года. Впоследствии положения этого Декрета были восприняты Уголовным кодексом РСФСР 1922 г. (ч. 1 ст. 132), а также нашли свое продолжение в Уголовных кодексах 1926 и 1960 гг.

В рассматриваемый период уголовная ответственность за неосторожные преступления в сфере применения источников повышенной опасности предусматривалась в различных отраслях законодательства. Суды при вынесении решений руководствовались прежде всего декретами, характеризующими некоторые составы рассматриваемых преступлений, а не Руководящими началами по Уголовному праву РСФСР 1919 г., так как последние регулировали только вопросы

Общей части уголовного права.

1 июня 1922 г. был принят первый советский Уголовный кодекс. В нем получили свое дальнейшее развитие уголовно-правовые нормы, посвященные неосторожным преступлениям, связанным с источниками повышенной опасности. Изданием УК РСФСР 1922 г. была произведена оценка применявшихся до кодификации законодательных предписаний и подведен итог развитию уголовного законодательства в первые годы Советской власти.

Кодекс закрепил положение о вине как обязательном условии уголовной ответственности. Статья 11 УК РСФСР 1922 г. гласила: «Наказанию подлежат лишь те, которые: а) действовали умышленно, т. е. предвидели последствия своего деяния и их желали или сознательно допускали их наступление; б) действовали неосторожно, т. е. легкомысленно надеялись предотвратить последствия своих действий или же не предвидели, хотя должны были их предвидеть».

В УК РСФСР 1922 г. неосторожные преступления, связанные с источниками повышенной опасности, регламентировались шестью нормами, которые можно дифференцировать как нормы о преступлениях против трудовых прав и нормы о транспортных преступлениях.

Статья 132 УК РСФСР предусматривала ответственность за нарушение специальных норм об охране труда, а именно «за нарушение нанимателем установленных Кодексом законов о труде и положением о тарифе правил, регулирующих продолжительность рабочего дня, сверхурочные часы, ночную работу, работу женщин и подростков, оплату труда, прием и увольнение, а также специальных норм об охране труда» (ч. I)[110]. Цель приведенной нормы состояла в гарантировании средствами уголовного права строгого выполнения трудового законодательства. В числе прочих трудовых прав граждан указанная норма обеспечивала и охрану прав на безопасные условия труда.

Статья 156 УК РСФСР устанавливала уголовное наказание за заведомое поставление работающего в такие условия работы, при которых он вполне или отчасти утратил или мог утратить свою трудоспособность.

В области ответственности за использование источников повышенной опасности Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. содержал норму о нарушении «или неисполнении при производстве строительных работ установленных законом или обязательным постановлением строительных, санитарных и противопожарных правил» (ст. 217).

Статья 218 УК РСФСР 1922 г. предусматривала ответственность за «неисполнение или нарушение правил, установленных законом или обязательным постановлением для охраны порядка и безопасности движения по железным дорогам и водным путям сообщения». Субъектом в этих случаях могло быть любое лицо, нарушившее порядок, не обязательно, чтобы это лицо являлось работником транспорта. Впоследствии действие данной нормы было распространено на воздушный и сухопутный транспорт[111]. Ответственность по этой статье наступала только за нарушения, не повлекшие за собой преступных последствий. Преступления же, связанные с причинением вредных последствий, подлежали квалификации по другим статьям Уголовного кодекса: за неосторожное убийство, в случае его совершения в результате сознательного несоблюдения правил предосторожности (ч. 2 ст. 147-1), а также за неосторожное телесное повреждение при нарушении специальных правил (ч. 2 ст. 154-2).

В УК РСФСР 1922 г. составы рассматриваемых преступлений были сконструированы как по типу материальных (уголовная ответственность наступала в случае возникновения неблагоприятных последствий), так и по типу формальных (уголовная ответственность допускалась и при создании угрозы наступления вреда).

С момента введения в действие Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. и до принятия УК РСФСР 1926 г. ряд составов неосторожных преступлений в сфере применения источников повышенной опасности претерпел изменения. Так, постановлением 2-й сессии ВЦИК X созыва от 10 июля 1923 г. «Об изменениях и дополнениях Уголовного кодекса РСФСР» в ст. 132 и некоторые другие были внесены изменения[112]: при редактировании ст. 132 УК РСФСР 1922 г. законодатель отказался от перечня деяний, признаваемых общественно опасными, и заменил его общим указанием на нарушение правил, регулирующих условия и охрану труда. Такое решение было обоснованным и необходимым, поскольку в законе практически невозможно перечислить все деяния, способные причинить вред работникам. Развитие производства меняло содержательную сторону каждого деяния, а также требовало введения в диспозицию уголовного закона новых указаний. Поэтому переход к бланкетной диспозиции значительно улучшил конструкцию этой уголовно-правовой нормы.

Конец ознакомительного фрагмента.