Вы здесь

Источники ДЕЗинформации. Распознание и противодействие. Качества, которые необходимы для эффективного поиска информации (Денис Вишня)

Качества, которые необходимы для эффективного поиска информации

«Журналисту, особенно молодому, надо воспитывать в себе профессиональное качество – увидеть информацию, не пройти мимо новости. Источников тем множество. Тему репортер может почерпнуть из бесед с самыми различными людьми, на собраниях и встречах, ее может подсказать местная печать, радио, даже объявления и афиши. Газетчик, репортер все время обязан быть начеку, в состоянии мобилизационной готовности. Любознательность и наблюдательность, пытливость и цепкость ума – вот что необходимо хорошему репортеру».

Из уч. пособия для вузов «Теория и практика советской периодической печати». Бекасов Д. Г., Горохов В. М. и др. под ред. В.Д.Пельта. – М., Высшая школа, 1980, с.67—68


«Журналист – самый трудолюбивый лентяй на свете».

из книги Дэвида Рэндалла «Универсальный журналист»


Качества репортера – дело наживное. Характер бойца формируется с годами, а опыт приобретается в процессе работы. И, как ни парадоксально, репортерам приходится учиться на собственных ошибках. Поэтому тем, кто только ступил на тернистый путь журналистики, наверное, небесполезно знать, какие качества в себе следует развивать в первую очередь.


«Нюх» на новости – журналистское чутье. Зимой 2002 года количество звонков лжетеррористов в школы превысило все разумные пределы. Сообщения о заложенных в кабинетах учителей пакетов с «сибирской язвой» приобрело нездоровый характер. Репортеры договорились между собой, не публиковать информацию об анонимных звонках. Но табу это было нарушено, когда стало известно об обнаружении одного из юных «террористов». Корреспонденты екатеринбургской телекомпании «Четвертый канал» первыми оказались на месте событий. И вот какой репортаж получился:

Этот сюжет можно посмотреть, перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=fDvnM6WKEGI




Терпение. После того, как противопожарную службу в России перевели из подчинения министерства внутренних дел России в ведение МЧС, в части регионов возникла сложная социальная проблема. Люди, которые годами стояли в очереди на получение жилья, оказались обделены им. Милицейское начальство просто заявило, что сотрудники пожарной охраны, росчерком пера оказавшиеся в рядах МЧС, из списков на жилье вычеркнуты. В Екатеринбурге, такая ситуация привела к чрезвычайной ситуации. 2 апреля 2003 года пожарные, которые стояли в очереди на жилье силой захватили обещанные им квартиры и заняли оборону. Ни увещевания властей, ни угрозы со стороны милицейского руководства на пожарных не подействовали – в ход пошли дымовые шашки. Надо ли говорить, что об этой акции мы знали заранее и потому, для того, чтобы дождаться разрешения конфликта требовалось лишь терпение.


Настойчивость. Начальник Генштаба вооруженных сил России Анатолий Квашнин гость в Екатеринбурге не частый. И совещания, которые он проводит, носят закрытый характер. На одном из них летом 2001 года решался вопрос об объединении Приволжского и Уральского военных округов и стратегии министерства обороны на Центрально-азиатском направлении. Журналистам, конечно, хотелось получить подробную информацию, но в пресс-службе, ответственной за «мероприятие», заявили, что комментариев не будет. Репортеры договорились между собой и встали у всех выходов из здания, где проходило заседание военного совета. Увидев такую решимость, руководитель Генерального штаба предпочел сам выйти к журналистам и терпеливо ответил на все вопросы.


Смелость и мужество. История эта случилась с одним из так называемых детских фондов, который организовал директор крупного уральского предприятия. Одной из целей фонд поставил оснащение школ региона компьютерными классами. Схема была проста: бизнесмен предлагал властям или таким же предпринимателям, состоятельным людям на паях приобрести компьютерный класс. Стоимость его указывалась в 250 тысяч рублей. Благое дело не подвергалось никем сомнению до тех пор, пока предприимчивый директор не решил выдвинуться кандидатом в депутаты Государственной Думы. В своей предвыборной программе он много внимания уделял детям и рассказывал о том, как оснастил школы компьютерными классами. Журналисты решили проверить действенность схемы оснащения классов компьютерами и пришли к неожиданному открытию: будущий политик ни копейки не вкладывал в приобретение оргтехники, поскольку стоимость компьютеров составляла всего 125 тысяч рублей! То есть ту сумму, которую на «равных» с будущим политиком паях, вносил второй участник благого дела. Когда материалы об этом расследовании начали готовить к выходу эфир и в газеты, журналистам пришлось выслушать немало «уговоров» и угроз в свой адрес. К чести репортеров (а дело было в период предвыборной кампании), они не дрогнули и опубликовали все документы, которые были у них на руках. Без скандала не обошлось, но уже никто больше не «вкладывал» деньги в фонд кандидата на приобретение компьютеров. Власти региона нашли финансы в бюджете и продолжили программу оснащения классов компьютерами без «помощи» предприимчивых дельцов.


Агрессивность. Агрессивность журналистам необходима. Иногда полезно «показать зубы», чтобы добиться оптимального результата. При этом агрессивность журналиста, как правило, обратная реакция на агрессию со стороны власть предержащих. Весной 2001 года к нам редакцию обратились адвокаты сотрудника управления по борьбе с организованной преступностью Николая Попова. Они требовали изменения своему подзащитному меры пресечения. Попова обвиняли в вымогательстве, но адвокаты настаивали на политической подоплеке. По их мнению, Попова держали под арестом за критику руководства управления по борьбе с организованной преступностью. Давление, которое оказывали на адвокатов и журналистов было настолько мощным, что репортерам даже пригрозили использовать против них оружие, если они попробуют заснять выходящего из суда Попова. Вот лишь начало сюжета, которое прошло по ТВ:




Хитрость. Компетентный источник сообщил нам о том, что из консульства США санитарным врачам на экспертизу был отправлен подозрительный пакет. Дипломаты полагали, что он может содержать споры сибирской язвы. Между тем, историю, как это обычно бывает («чтобы не нагнетать панику»), постарались сохранить в тайне, однако, нам все-таки удалось узнать о происшествии, и мы обратились в генеральное консульство США за официальным комментарием. Более шести часов дипломаты «футболили» нас, в результате чего мы с оператором решили просто поехать к зданию консульства и записать на его фоне репортерскую стойку (стенд-ап). Мол, дипломаты не хотят комментировать события, поэтому чего они так всполошились, мы не знаем. Хитрость заключалась в том, что само здание консульства в Екатеринбурге охраняется простыми сотрудниками милиции, которые наблюдают за происходящим на улице вокруг диппредставительства в камеры. И эти милиционеры очень дорожат своей работой и бдительность на ответственном посту сверхвысока. В общем. Мы развернули видеокамеру напротив консульства (общественное место!) так, чтобы точно попасть в объективы уличных камер. Реакция была моментальной. Мы не успели и записать и пару секунд, как трое милиционеров выбежали из дипломатического представительства и попросили следовать за ними. Честно скажу, мы не сопротивлялись. План был прост: как только нас завели вовнутрь, охрана консульства США была предупреждена об «инциденте». Те, в свою очередь доложили консулу, что милиция задержала милиционеров, которые хотели с вами побеседовать… Надо ли говорить, что необходимое интервью мы получили?


Мобильность, оперативность. Однажды во время передачи «Поле чудес», одна из участниц, которая приехала из Новосибирска, призналась, что сердце у нее находится справа. Эта история весьма заинтересовала нашу съемочную группу, и мы начали готовиться к командировке, которая постоянно откладывалась то из-за отсутствия денег, то по причине занятости. В общем, никак у нас не получалось попасть в Новосибирск. Но тема эта крепко засела в голове, и мы даже знали, как и в какой последовательности будем снимать специальный репортаж. Удача пришла неожиданно, месяца через четыре. Случайно стало известно, что подобная уникальная женщина живет совсем неподалеку, в городе Асбесте. Тамара Козлова не только согласилась принять участие в съемках, но и помогла в их организации. Весь съемочный процесс по ранее спланированному сценарию был отснят в рекордные для спецрепортажа время – полтора часа. В итоге сюжет об уральской женщине-феномене попал в проект «Интерньюс» «Провинция» и был показан почти в полусотне городов России.


Дипломатичность. Попыток свержения председателей региональной думы в Свердловской области было три. Различные политические группы пытались инициировать отставку спикера ради решения совершенно других, порой достаточно узких вопросов. Журналисты даже окрестили подобные попытки свержения власти «спикергейтом». Депутаты оппоненты всегда умело (и не без помощи политтехнологов!) держали общественность в напряжении, каждый раз давая повод к пересудам, «подкручивая» накал страстей. Итогом второй попытки отправить спикера областной Думы в отставку увенчались победой оппозиции. И задача журналистов, которые устали к тому времени от всех этих передряг и дебатов – объективно рассказать о происшедшем. В приведенном ниже тексте заметно, что интервью превалируют над текстом репортера. Что позволило журналистам остаться над «схваткой», конфликтом и представить мнение всех сторон, оставив при себе личные впечатления.




Чувство времени. Время, пожалуй, самый ограниченный ресурс в работе журналиста. В кратчайшие сроки нужно не только успеть собрать информацию, обработать ее, но и опубликовать. При этом, на телевидении и радио существует еще одно ограничение – формат сюжета, истории должен укладываться в определенные редактором и продюсером временные рамки. В среднем на съемку одного сюжета в теленовостях региональных станций отводится около двух часов, включая дорогу с учетом пробок, ожидание на месте события и т. п. Однако, практика показывает, что и этого времени может не хватить, и в таком случае вам понадобится помощь коллег. Иногда проще использовать две съемочные группы, одна из которых будет работать непосредственно на месте события, а вторая помогать ей отыскать второстепенных участников истории, узнать дополнительно мнение людей причастных к конфликту. Таким образом, одна телевизионная бригада выполняет функции исследователей, аналитиков и работает в эпицентре события, а вторая – обретает мобильность и находится, что называется «на подхвате». Ниже приводится текст сюжета о заказном убийстве бизнесмена, который вряд ли бы претендовал на полноту изложения, если бы не помощь коллег. Они помогли нам уточнить детали и сделали часть съемок, на которые у нас просто времени не хватило бы.




Вдумчивость. История о братьях-убийцах в Челябинске наделала немало шума в 2000 году. Новость о маньяках, которые признались в массовых убийствах обсуждалась в каждом доме, признания братьев не давали покоя следователям, а все факты обрастали все более невероятными слухами. Репортеры просто сопоставили цифры вероятных жертв убийц с их возрастом. И пришли к выводу, что к части обнаруженных человеческих останков братья не имеют никакого отношения. Для проведения собственного расследования решено было ехать в Челябинск, где журналисты продолжали упрекать милицию в бездействии и укрывательстве преступлений. Это расследование вышло в эфир телекомпании «Четвертый канал» 21 ноября 2000 года:






Наблюдательность и любопытство. Этот случай произошел в начале моей журналистской карьеры, в редакции одной из газет. Дело было в так называемые «застойные» годы. Руководитель отдела партийной жизни А. пришел на работу достаточно возбужденный для человека его «ранга», и сразу зашел в редакцию информации. «Представляете, – с порога закричал он. – Иду сейчас по улице, а навстречу мне мужик с попугаем на плече!». Репортеры сразу оторвались от дел, и начали выспрашивать подробности, просить адресок или телефон того уникального человека. Но А. отмахнулся от них: «Ну, что вы, какой адрес? Просто вот такая любопытная история». В редакции повисла гробовая тишина. Истории, которая могла заинтересовать читателя, не получилась. Редактор отдела партийной жизни не проявил элементарного человеческого любопытства.