Вы здесь

История южных и западных славян. Часть I. Содержание семинарских занятий и методические рекомендации к ним (Т. В. Зеленская)

Содержание семинарских занятий и методические рекомендации к ним

Тема I.

Введение в курс славяноведения. Древние славяне

I. Своеобразие исторического развития славянских народов и необходимость выделения истории южных и западных славян из курса всемирной истории.

– географические и этнолингвистические границы славянского мира.

– особенности исторического развития славянского этноса.

– место курса в системе исторического образования. Периодизация.

– проблемы единства славянского мира.

II. Древние славяне.

– источники по истории древних славян.

– проблема поиска прародины древних славян.

– общественный строй и хозяйственный быт славян в VI–VIII вв.

– верования.

– славяне и их соседи.

Рекомендуемая литература

.

1. История южных и западных славян: Курс лекций. М., 1979.

2. История южных и западных славян: методические указания для студентов / под ред. В.Г. Карасева и И.В. Созина. М.,1985.

3. Источниковедение истории южных и западных славян. М., 1998.

4. Макова Е.С. История южных и западных славян. Период феодализма (VI – середина XVIII века): Учеб.-метод. пособие. М., 1987.

5. Очерки истории южных и западных славян. Л., 1957.

6. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. Минск, 1987–1989. Т. 1. .

1. Гельмонд. Славянская хроника. М., 1963.

2. Иордан. О происхождении и деянии готов. М., 1960.

3. Константин Багрянородный. Об управлении империи. М., 1989.

4. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.

5. Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991–1995. Т. 1. (I–IV), Т. 2. (VII–IX).

6. Феофилакт Симокатта. История. М., 1957.

.

1. Древние славяне и их соседи: Сб. статей. М., 1970.

2. История славянских языков. М., 1985.

3. Источники и историография славянского средневековья: Сб. статей и материалов. М., 1967.

4. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М., 1973.

5. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI – начала XVIII века. СПб., 1996.

6. Нидерле Л. Славяне в древности. М., 1956.

7. Он же. Славяне в древности. М., 1994.

8. Проблема этногенеза славян. Киев, 1978.

9. Русанова И.П. Славянские древности VI–VII вв. Культура пражского типа. М., 1979.

10. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

11. Славяне и их соседи. Греческий и славянский мир в средние века и раннее новое время. М, 1996. Выпуск 6.

12. Славянский мир // Родина. 2001. № 1— 2.

13. Формирование наций в центральной и Юго-Восточной Европе. Исторические и историко-культурные аспекты. М., 1981.

14. Этнические процессы в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1988.

15. Этногенез, ранняя история и культура славян. М., 1985.

16. Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. М., 1995.

1. В ходе подготовки к занятию следует четко обозначить географические и лингвистические границы славянского мира в древности и на современном этапе исторического развития народов.

Определим начальный ареал расселения славян на территориях Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы (в V–IX вв.) от Эльбы на западе до Днепровского бассейна включительно на востоке и от побережья Балтийского моря на севере до Пелопоннеса на юге. Отметим, что на сегодняшний день славяне занимают значительную территорию Евразийского континента, населяют обширные территории Сибири и Дальнего Востока.

Выделение славянского этноса среди европейских народов позволяет выявить и проследить своеобразие его исторического развития на стыке двух цивилизаций – восточноевропейской (православной) и западноевропейской (католически-протестантской).

Славянские народы, объединенные языковой, культурной, социально-психологической и исторической общностью судеб, на протяжении многих столетий играли важную роль в развитии Европы и мира в целом, являя собой определенный цивилизационный феномен. Изучение особенностей и характерных черт государственно-политических, социально-экономических и конфессионально-культурных систем, в рамках которых протекала история южно- и западнославянских народов обуславливает необходимость выделения истории славян из курса всемирной истории для выявления места и роли славянского этноса в общеисторическом процессе.

Определяя лингвистическую границы славянского мира, следует указать на принадлежность славянской группы языков к единой индоевропейской языковой общности, в которую также входят и другие языковые группы (балтийская, германская, романская, иранская), албанский, армянский и греческий языки.

Индоевропейская языковая семья
1

Славянская группа:

восточная ветвь – русский, украинский, белорусский (древнерусский).

западнославянский – польский, словацкий.

южнославянский – болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский.

Балтийская группа: латышский, литовский, (прусский).

Германская группа:

восточная ветвь – (готский).

западногерманский – немецкий, английский, фламандский и др.

северогерманский – датский, норвежский, шведский.

Романская группа: итальянский, испанский, португальский, румынский, французский и др.

Иранская группа: афганский, иранский, осетинский, таджикский и др.

Вне группы: албанский, армянский, греческий.

Периодизация курса

I этап
История южных и западных славян в средние века и раннее новое время (с древнейших времен до конца XVIII в.)
I период – начало 1 тысяч. н. э. и до конца XIV в

Появление славян на исторической арене в ходе «Великого переселения народов». Этап зарождения государственных образований у западных и южных славян. Первые династии. Становление, расцвет и упадок южнославянских государств (I и II Болгарские царства, Сербское и Хорватское государства). Развитие западнославянских государств (Великоморавская держава, Чешское и Польское королевства). Завоевание южнославянских народов османами. Смена династий в Чехии и Польше. Чешские земли при короле-императоре Карле I. Сближение Польши и Литвы.

II период – XV–XVIII вв

Южные славяне под иностранным владычеством. Гуситское движение в Чехии. Чешские земли в период установления господства Габсбургов (борьба сословий, Тридцатилетняя война). Кризис чешской этнической самоидентификации. Расширение привилегий польской шляхты. Шляхетская демократия в Поль-ше. Образование Речи Посполитой, ее расцвет и упадок. Крушение польской государственности. Разделы Речи Посполитой.

II этап
Новая и новейшая истории южных и западных славян (конец XVIII–XX вв.)
I период – конец XVIII в. – 1918 г

Национальное Возрождение. Поиск путей формирования национального единства порабощенных славянских народов. Борьба за независимость. Создание первых независимых государств. Начало новейшего времени и оформление идей неославизма. Первая мировая война и восстановление независимых южно-и западнославянских государств.

II период – 1918 г. – начало 90-х гг. XX века

Становление славянских государств в межвоенный период. Вторая мировая война и судьба славянских народов. Славянский мир в период строительства социализма. Крушение социалистической системы и становление новых демократических славянских государств.

III период – конец ХХ – начало ХХI века

Современная история славянских народов. Основные тенденции развития славянских государств в современную эпоху пост-социалистического развития.

Поднимая проблему славянского единства, следует проследить этапы становления общественно-политической мысли в России и в Западной Европе относительно славянства вообще, его происхождения, развития, становления государств и возможного объединения.

Интерес к славянству возник на рубеже XVIII– XIX веков, когда славянский этнос, после многовекового забвения, вышел на арену европейской политической и общественной жизни. Этому способствовало и триумфальное возвышение России, превратившейся в важный фактор европейской политики после победы над Османской империей и наполеоновской Францией.

Следует провести анализ и показать основное содержание идеи «панславизма» второй половины XVIII века. А также проследить формирование и развитие идеологии неославизма в начале XX века2.

2. Необходимо выделить и охарактеризовать три категории источников по истории древних славян: письменные, археологические и лингвистические.

Рассматривая письменные источники о древних славянах, следует подразделять их на IV группы:

1. Римские авторы (Гай Плиний Старший, Публий Корнелий Тацит, Клавдий Птолемей и др.);

2. Византийские авторы (Приск, Прокопий Кесарийский, Маврикий, Феофилакт Симокатта, Константин Багрянородный и др.);

3. Западные авторы (Фредегар, Павел Диакон);

4. Арабские авторы (Ибрагим ибн Якуб, ал-Масуди).

Для описания общественного строя и хозяйственного быта славян в VI–VIII вв. следует использовать следующие источники: «Готская война» Прокопия Кесарийского, «Стратегикон» Маврикия, «Церковная история» Иоанна Эфесского.

Содержание данных трудов должно помочь студентам сделать вывод о том, что форму общественных отношений у славян в VII–VIII вв. можно определить как военную демократию.

Признаки:

• участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем;

• особая роль народного собрания (вече), как высшего органа власти;

• всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Характеризуя контакты славян и их соседей, следует сделать акцент на контакты славянских народов с европейскими цивилизациями раннего средневековья, определив степень их влияния на различные славянские этносы:

• польские, чешские и полабско-прибалтийские племена вообще не испытывали воздействия античного мира и рабовладельческого строя;

• в землях моравских и паннонских славян римско-византийское влияние ощущалось, но не было определяющим;

• у словенцев, хорватов и сербов имел место синтез римско-византийского и славянского начал;

• болгары полностью оказались под влиянием античного наследия (особенно на равнинах Фракии и Македонии).

Непрерывные столкновение славянских племен с Восточно-Римской империей усиливали их военную организацию. Славяне создали сначала племенные объединения, а затем у них возникают и первые государственные образования (раньше всего на территории бывших византийских провинций, позднее – в Центральной Европе).

Тема II.

Первые государственные образования славян

I. Предпосылки оформления государственных образований у славянских народов.

II. Предгосударственные формы общественной организации славян.

1. Княжество (государство) Само.

2. Политические образования польских и полабско-прибалтийских славян в VIII–XI вв.

3. Ранние южнославянские политические образования.

III. Великоморавская держава.

1. Образование Великоморавской державы, ее раннефеодальный характер. Принятие христианства. Славянская миссия Кирилла и Мефодия.

2. Историческое значение Великоморавской державы.

Рекомендуемая литература

1. Королюк В.Д. Славяне и Восточные романцы в эпоху раннего средневековья. Политическая и этническая история. М., 1978.

2. Лаптева Л.П. История Чехии периода феодализма. (V век – 1648 г.). М., 1993.

3. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982.

4. Раннефеодальные государства и народности. Южные и западные славяне VI–XII вв. М., 1991.

5. Раннефеодальные государства на Балканах VI–XII вв. М., 1985.

6. Седов В.В. Славяне в Раннее Средневековье. М., 1985.

7. Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981.

8. Черниловский З.М. Возникновение раннефеодального государства у прибалтийских славян. М., 1956.

9. Этносоциальные и политические структуры раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987.

1. Характеризуя предпосылки оформления государственных образований у славянских народов следует учитывать, что возникновение государства – это закономерный этап развития общества. Это не единичный акт, мгновенно перемещающий общество в иное состояние, а длительный, иногда растягивающийся на десятилетие и даже на века процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам существования, весьма условна. Государство вырастает из естественного стремления общества к самоорганизации, к упорядочиванию усложняющихся отношений между людьми. Становление государства всегда является результатом внутреннего развития общества, причем на это развитие влияют самые разнообразные обстоятельства. В этой связи можно условно выделить несколько факторов, способствующих политическому объединению славян:

Славяне были вовлечены в миграцию кочевых народов. Нарушение родовых связей в ходе этого расселения и необходимость противостоять враждебным силам привили к формированию союзов племен – образований военно-территориальных, а не этнических. Соседство племен часто бывало не только случайным, но и недолговечным. Общность территории, занимаемой союзом племен, играла тогда меньшую роль, чем совпадение военных интересов.

Военная необходимость становилась решающим фактором объединения, но постоянно меняющимся фактором. В этой связи союзы не отличались устойчивостью. Власть князей была исключительно военной и временной (функционировала в периоды походов, сражений). Традиции родовой жизни, во многом разнившиеся у ставших соседями племен, не могли служить основой объединения последних. Таким образом, союзы племен следует считать не государственными, а предгосударственными формами общественной организации.

Хозяйственная, экономическая деятельность по-буждала людей к более подходящим формам общежития. Рост производительности труда, возникновение изменений, усугубившееся разделением труда и, как следствие, развитие меновой, а потом и успешной торговли – влияли на становление государства.

Военная надплеменная власть приобрела новые функции (в первую очередь судебные) и начала перерастать во власть государственную. Таким образом, на первых парах основными функциями профессиональной (государственной) власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников; обеспечивание безопасности торговых сношений; грабительские набеги на дальних и ближних соседей; разрешение мелкообщинных споров).

На фоне государственного строительства наблюдается религиозное становление личности, идущее параллельно трансформации верований от язычеств к монотеизму. Усложнение общественной жизни создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований, исподволь готовило людей к восприятию более развитых религиозных воззрений.

2. Давая характеристику первым предгосударственным образованиям славян следует остановиться на следующих исторических фактах:

Государство (Княжество, Держава) Само

Самое древнее из известных политических образований у западных славян (623–658 гг.). Располагалось частично на территории Чехии, Моравии, Словакии, землях лужицких сербов, частично словенцев и хорватов. Представляло собой племенной союз, сформированный на почве военно-оборонительных интересов. Основатель франкский купец Само, чьё имя и дало название всей государственности. Объединение было неустойчивым и распалось после смерти князя.

В основе образования данного политического объединения лежал, прежде всего, фактор внешней угрозы, который сам по себе не мог обеспечить стабильное существование возникшего на его основе союза.

Польские земли

Великое переселение народов и вторжение на польские земли германских племен во II–III вв. н. э. ускорило формирование здесь обширных военно-племенных союзов – «больших племен». Это были непрочные предгосударственные образования, объединения ряда племен одной территории, часто ведшие войны друг с другом и с соседями вне польских земель.

К концу первого тысячелетия (VIII–IX вв.) польские племена занимали территорию по рекам Одра, Висла и Варта. Наиболее крупные союзы племен были: поляне в бассейне Варты, мазовшане, жившие по среднему течению Вислы, малополяне (висляне) – в верховьях Вислы, а также слензяне, жившие по Одре. Известны также: поморяне, куявяне, серадзяне, ленчане.

Полабы (полабские, полабско-прибалтийские славяне) – большая группа западнославянских племен, населявшая в конце I – начала II тыс. н. э. территорию от Лабы (Эльбы) и ее притока р. Салы на западе до р. Одры (Одера) на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере.

Делились на 3 племенных союза:

лужицкие сербы (сербы, далеминцы, мильчане, сусельцы, лужичане, плони, олюбляне);

лютичи, или велеты (ратари, череспеняне, доленчане, хижане, укры, моричане, стодоряне, спрева-не и др.);

ободриты, или бодричи (ободриты, вагры, полабы, смолинцы, древане, варны, глиняне и др.).

Территориальные союзы создавались преимущественно с целью обороны и были непрочными. Княжеская власть была слабой, ее ограничивала знать, включавшая жреческую верхушку. На землях полабских славян имелась разветвленная сеть городов, способствовавших развитию торговых отношений. Крупнейшими из них были Торгау, Приорно (сербы), Рерик (ободриты), Убаба (лютичи).

В X–XI вв. политические формы военно-демократических организаций полабско-при-балтийских племен трансформировались в институты раннефеодального государства (Вендское королевство).

Отличительная черта – прочные языческие традиции, мешавшие как государственному строительству, так и успешному противостоянию мощной германской агрессии.

В VI–VII вв. по нижнему течению Дуная стали складываться первые военно-территориальные образования южнославянских племен – Славинии. Наиболее известны: «Союз семи племен (родов)» (Придунайский союз племен) и Македонский союз (Склавия). Начальная история южнославянских союзов строиться на сохранении традиций византийских поселенцев. Активное взаимодействие с империи способствовали социально-политическому прогрессу славян. В результате к середине VII в. южнославянские союзы находились на стадии образования раннефеодальных государств.

3. Рассматривая историю формирования крупнейшего государственного образования у славян периода раннего средневековья, следует уделить особое внимание характеристике Великоморавской державы как полноценного государства раннефеодального типа и указать ее особое историческое значение для истории славянских народов в целом.

– раннефеодальное государство западных славян в IX–X вв. Возникла (≈ 20–30-е гг. IX в.) в долине р. Моравы. В период своего расцвета охватывала территорию Моравии, Словакии, Чехии, Лужиц, Паннонии, Малой Польши и часть словенских земель. Столицей был город Велеград, точное местоположение которого до сих пор не установлено.

Великая Моравия – особый тип раннего средневекового государства. Оно не было централизовано и не имело единой системы управления. Однако местные князья подчинялись великому князю и платили ему дань. Это был конгломерат зависимых территорий, объединенных вокруг центра военно-административными связями. На территории Великой Моравии проходила миссия славянских первосветителей Кирилла и Мефодия, и была организована независимая славянская церковь.

В конце IX в. наблюдается процесс разложения державы, который был следствием как внутренних, так и внешних причин. Ослабление Великоморавской державы происходило в условиях начавшихся в начале Х в. вторжений кочевников-венгров (мадьяров).

Великоморавская держава сыграла важную историческую роль в развитии Европы, а так же явилась одним из прогрессивных этапов в истории славянства. Здесь была создана собственная национальная культура, равная по зрелости тогдашней западноевропейской цивилизации, а также заложены основы славянского литературного языка, ставшего одним из главных источников познания закономерностей развития отдельных славянских языков.

Тема III.

Болгария в VII–XIV вв

I. Образование болгарской народности и первое государство болгар.

1. Славяне и протоболгары: соприкосновение и слияние.

2. Начало государственного строительства. Внутренняя и внешняя политика болгарских ханов в конце VII – середине IX вв.

3. Принятие христианства. Церковное строительство.

4. Болгария в конце IX – начале XI вв.

II. Крушение государственности. Завоевание Болгарии Византией. Оформление основных феодальных институтов. Борьба за освобождение.

III. Второе Болгарское царство.

1. Социально-экономическое развитие.

2. Болгария в XIII–XIV вв. Царь Калоян и его наследники.

3. Упадок Болгарии. Турецкое завоевание.

IV. Культура Болгарии VII – начала X вв. Деятельность учеников Кирилла и Мефодия. Черноризец Храбр. Иоанн Экзарх. Архитектура и живопись. Культурное развитие в период Второго Болгарского царства.

Темы докладов

1. Богомильское движение.

2. Болгарские антивизантийские восстания.

3. Тырновская книжная школа.

4. Патриарх Евфимий, Григорий Цамблак.

Рекомендуемая литература

.

1. Именник болгарских ханов // Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969.

2. Калиганов И.И., Полывянный Д.И. Родник златоструйный. Памятник болгарской литературы IX–XVIII вв. М., 1990.

3. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.

4. Сб. документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951.

5. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II (VII–IX вв.) М., 1995.

.

1. Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. М., 1954.

2. Византия. Средиземноморье. Славянский мир. М., 1991.

3. Горина Л.В. Социально-экономические отношения во Втором Болгарском Царстве. М., 1972.

4. Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации: Пер. И.И. Соколовой. М., 2001.

5. История Болгарии: В 2 т. М., 1954. Т. 1.

6. История и культура Болгарии. К 1300-летию образования Болгарского государства. М., 1981.

7. Краткая история Болгарии. М., 1987.

8. Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в XI–XII вв. М., 1960.

9. Очерки истории культуры славян. М., 1996.

10. Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988.

11. Раннефеодальные государства и народности. Южные и западные славяне VI–XII вв. М., 1991.

12. Раннефеодальные государства на Балканах VI–XII вв. М., 1985.

13. Славянские древности. Очерки по истории культуры славянских народов. М., 1997.

14. Стоянов З. Записки о болгарских восстаниях. М., 1953.

15. У истоков формирования наций в центральной и Юго-Восточной Европе. Общественно-культурное развитие и генезис национального самосознания. М., 1984.

16. Формирование наций в центральной и Юго-Восточной Европе. Исторический и историко-культурный аспекты. М., 1981.

17. Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1977.

18. Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1978.

19. Фрейденберг М.М. Крестьянство на Балканах в XII–XVIII вв. Калинин, 1984.

20. Чиколин Л. Общественно-экономический строй славян и движение их на балканский полуостровов в VI–VII вв. Киев, 1953.

1. Раскрывая вопрос о соприкосновение и слиянии двух этнических общностей в процесс формирования болгарской государственности, следует указать, что протоболгары – народ тюркского происхождения, участвовавший в этногенезе современных болгар. Первые достоверные свидетельства о них относятся к VI в., когда протоболгары обитали в степях Юго-Восточной Европы и были союзниками Византии. После битвы с готами в 480 г. протоболгары, потерпев поражение, прекратили союзнические отношения с Византией. В 499 г. опустошили Фракию. В VI в. участвовали в многочисленных походах против Византии. С третьей четверти VII в. под натиском хазар разделились на две части: первая продвинулась в районы Камы и средней Волги (Волжская Булгария), вторая, во главе с Аспарухом (Исперихом) перешла в южную Бессарабию, а затем на подвластные Византии территории по правому берегу Дуная. Воинственным протоболгарам удалось подчинить жившие здесь славянские племена. В начале 80-х гг. VII в. ими был покорен славянский «Союз семи племен». Славян и протоболгар сплотила опасность, исходившая от Византии и общие военно-политические интересы.

Два народа были крайне несхожи, поэтому процесс консолидации единой славяно-болгарской народности растянулся на века. К середине IX в. этническая разобщенность двух народов еще сохранялась, однако процесс синтеза этносов вступил уже в завершающую стадию:

• по-прежнему сохранялась угроза со стороны Византии, что ускоряло процесс слияния;

• длительное проживание двух народов на одной территории способствовало консолидации;

• объединяющую роль сыграло общегосударственное законодательство;

• плавная ассимиляция протоболгар славянами и присоединение новых территорий со славянским населением;

• преимущество славянского земледелия над протоболгарским скотоводством, т. е. экономический фактор;

• административно-территориальное деление страны, нарушавшее этническую замкнутость;

• крещение Болгарии – преодоление различий в верованиях.

Различия были полностью преодолены к середине X в., когда был образован единый социально-экономический, политический и культурный организм – болгарская славянская народность.

В истории Первого Болгарского царства можно четко выделить два периода:

I. «Ханский» период (конец VII – середина IX вв.) – становление государства, определение территориальных границ страны, формирование внутриполитической структуры и развитие социально-экономических отношений.

II. «Царский» период (вторая половина IX–X вв.) – принятие христианства, расцвет болгарской государственности, ее возвышение и борьба за лидерство на Балканах.

Особо определим и III период в истории Первого Болгарского царства (972–1018 гг.), связанный с противостоянием агрессии Византии, правлением Самуила («Самуилова держава») и гибелью Первого царства.

Правители Первого Болгарского царства (681–1018 гг.)
«Ханский» период

Аспарух (Исперих) (≈643–700) – годы правления – 681– 700 (679–701) – основатель первой династии болгарских правителей на Балканах.

Тервель – годы правления 700–(701)–721 – заключил союз с Ви-зантией (705) и подписал мирный договор (716), подтвердивший выплату дани Болгарии; был крещен по восточному христианскому обряду; получил титул кесаря и присоединил область Загорье.

Крум (?–13.04.814) – годы правления – 803 (802?)–814 – значительно расширил территорию Болгарии за счет левого берега Дуная; успешно воевал с Византией (809, 811, 813), вынашивал планы штурма Константинополя; сплотил протоболгарскую и славянскую знать; издал общегосударственные законы; провел административную реформу.

Омуртаг (Омортаг, Мортагон) – годы правления – 814 (815?)–831 – сын Крума; заключил 30-летние перемирие с Византией; оказывал поддержку императору Михаилу II в его борьбе с антифеодальным движением во главе с Фомой Славянином (821–823); вел успешные войны против франков (824–825); укрепил болгарские владения в Паннонии; основал новую столицу Болгарии – Преславу (821); во внутренней политике продолжил начатые его отцом меры по укреплению государственного правопорядка и центральной власти.

«Царский» период

Борис I (церковное имя – Михаил) (?–907) – болгарский князь (852–889) – опираясь на послушную ему часть боярства, составлявшую «боярский совет» при князе, добился усиления княжеской власти и расширения территории Болгарии. Стремился к созданию самостоятельной славянской культуры. В 864 г. Болгария приняла христианство по византийскому образцу. Приглашение Борисом I изгнанных из Моравии учеников Кирилла и Мефодия и борьба за независимость от Византии Болгарской церкви способствовала окончательной ассимиляции славян и протоболгар, развитию письменности на болгарском языке. Борис I последовательно проводил политику христианизации и славянизации, беспощадно подавлял восстания болгарских язычников. При жизни передал власть сыну Владимиру-Расате, но за поддержку язычников низложил его и заточил в тюрьму. В 889 г. отрекся от престола и ушел в монастырь. Княжеская власть, окрепшая при Борисе I, достигла своего апогея при его младшем сыне Симеоне.

Владимир – Расате – (889–893) – старший сын Бориса I; в течение пяти лет пытался вернуть Болгарию в язычество; был свергнут и ослеплен по приказу отца за измену христианству.

Симеон – (893–927) – третий сын Бориса I; имел прекрасное образование (учился в Константинополе у патриарха Фотия). Вел войны с Византией (894, 896, 904, 913, 920–924), в результате которых присоединил значительную часть Фракии, Македонии, Албанию, часть хорватских и сербских земель по побережью Адриатического моря. В 925 г. провозгласил себя «царем болгар и греков»; был покровителем культуры и искусства, при нем Болгария пережила культурный подъем. Славянский язык стал государственным и литературным языком Болгарии. В 927 г. потерпел поражение от хорватов и умер в мае того же года.

Петр – (927–969) – сын царя Симеона; период его правления связан с социально-экономическим кризисом Болгарского царства и его ослаблением; был женат на внучке византийского императора Романа Локапина Марии (Ирине) и в 927 г. заключил 30-летнее перемирие с Византией, условием которого было признание за болгарскими правителями титула «царя болгар». При Петре была учреждена Болгарская патриархия; тщетно пытался вести борьбу с народным движением богомилов. На конец его правление пришлось обострение отношений с Византией и череда болгаро-византийских войн, в которых принимал участие и русский князь Святослав Игоревич. Была потеряна Восточная Болгария, Петр отрекся от престола и ушел в монастырь, где и умер в начале 970 г.

Борис II – (969–972) – сын Петра, последний из череды болгарских царей Первого Болгарского царства периода его расцвета; фактически был оставлен правителем Болгарии по милости Святослава Игоревича, занявшего в 969 г. столицу Болгарии – Великий Преслав, однако после его ухода в 972 г. с Балкан Северо-Восточная и Южная Болгария отошла под власть Византии, а последний царь Борис II был отстранен от власти, в тоже время на Западе страны сохранились остатки болгарской государственности, где в конце X – начале XI вв. развернулись важные события.

Западно-Болгарское (Македонское) царство «Самуилова держава» (972— 1018 гг.)

(972–976 гг.) – правление четырех правителей – «камитопулов» – Давида, Моисея, Аарона и Самуила.

(976–1014 гг.) – правление Самуила.

Самуил – правитель Западно-Болгарского царства, с 997 г. носил титул «царя всех болгар»; вел активные войны с Византией, нанес империи ряд поражений, сумел освободить большую часть Болгарии от иноземного ига. Отвоевал у Византии значительную часть Фессалии, Эпира, а также Захумье (Хум) и Сербию, присоединил их к своим владениям и превратил их правителей в своих вассалов. Таким образом, создал сильное государство «Самуилову державу». С 1001 г.

начался период военных неудач, были потеряны города Плиска, Малый Преслав, Видин. В июле 1014 г. потерпел крупнейшее поражение от византийского императора Василия II Болгаробойца, после которого скоропостижно скончался.

(1015–1018 гг.) – Иван Владислав – последний правитель Западной Болгарии, в его правление были утеряны последние очаги болгарской государственности. В 1015 г. были захвачены Византией столица Западной Болгарии Охрид и крупнейший город Средец. Сам царь Иван погиб в бою в 1018 г., своей смертью ознаменовав и окончательную гибель Первого Болгарского царства.

Конец ознакомительного фрагмента.