ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо
1. Учение Жана-Батиста Сэя
Жан-Батист Сэй (Се) (1762 – 1832) – французский представитель классической школы, один из последователей Адама Смита. Родился в семье купца, очень много времени уделял своему самообразованию. Автор книги «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803 – 1804) и шеститомного «Полного курса практической политической экономии» (1828 – 1829). По его мнению, он очень упростил и сделал более доступным то, что предлагал современникам Адам Смит. Он постоянно дополнял и переиздал «Трактат политической экономии». Сей, как и Адам Смит, проповедовал идею экономического либерализма. У этого человека был дар объяснять сложные вещи простыми словами, доступными для всех и каждого.
Он выдвинул «закон рынков»: предложение продукта всегда создает спрос на него. Словами Сэя это звучит так: «Всякий продукт с момента своего создания открывает рынок сбыта для других продуктов на всю величину своей стоимости». Закон Сэя – это часть многих политико-экономических теорий для представителей классической школы. В современной экономике он называется законом Сэя. Трудовая теория стоимости, по его словам, может зависеть от многих факторов – таких, как издержки, полезность, спрос, предложение.
Учение Сэя о законе рынка сбыта во многом противопоставляется учению меркантилистов. Сэй считал, что не количество денег играет важную роль в жизни общества, а количество продукта, произведенного на продажу. Также Сэй критиковал транжирство и говорил, что следует экономить, а затем вновь вкладывать в производство, постоянно увеличивая количество продукта на продажу. Сэй полагал, что кризис всего производства не сможет наступить никогда, в целом кризис – это случайность.
Специально для него была создана кафедра политической экономии в колледже де Франс. Но ближе к концу своей жизни он прекратил поиски новых идей и лишь постоянно повторял старые. И все-таки Жан-Батист Сэй занимает далеко не последнее место в историческом развитии экономической мысли. Он был первым, кто высказал мысль о том, что капитал, труд и земля в равной степени участвуют в производстве. На этой идее основывалось множество научных исследований прошлого века.
2. Экономические взгляды Джона Стюарта Милля
Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) – последователь Д. Риккардо, которого считал своим кумиром. Это последний из крупнейших представителей классической школы.
Джеймс Миль (1773 – 1836) – английский экономист, отец Джона Стюарта Миля, дал ему прекрасное образование и развивал его творческие способности. Он был ближайшим другом Давида Риккардо. Джон Стюарт Миль выдвинул идею, аналогичную закону Сэя.
Его произведения касались совершенно разных наук. Первое из них он опубликовал, когда ему было всего 23. Список этих трудов очень велик: «Система логики» (1843), «Утилитаризм» (1836), «О свободе» (1859), «Очерки по некоторым не решенным проблемам политической экономии» (1844), «Принципы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии» (1848) (в 5-ти книгах).
Милль в своих работах опирался на труды представителей классической школы, но все их принципы истолковывал совершенно по-новому.
Милль выдвинул идею, что стоит разделить закон производства и закон распределения.
Из теории Мальтуса о народонаселении и теории ренты Риккардо Милль сделал вывод: отсутствие стимулов у населения может привести к «ступору» в экономике, но, возможно, этот «ступор» даст толчок для духовного и морального совершенствования.
Милль считал, что только производство может создать материальные блага, а другой способ получения материальных благ – лишь перераспределение того, что создало производство. По его мнению, зарплата – это оплата за труд, которая зависит от спроса и предложения. Стоимость, по предположению Милля, не сможет стать выше на все товары одновременно, потому что стоимость – это относительное понятие. Джон Стюарт Милль очень дружелюбно относился к социализму, но все же себя к социалистам не причислял.
Милль советовал правительству своей страны увеличить банковский процент, для того чтобы иностранцы вкладывали деньги в банки этой страны. Еще правительству следовало бы уменьшать собственные расходы. Он даже предложил провести социальную реформу, главные идеи которой, как полагают Ш. Жид и Ш. Рист, можно выразить следующими пунктами:
1) стоит ограничивать неравенство богатства. Это будет возможно, если немного ограничить права о наследовании;
2) отменить наемный труд как таковой. Это можно будет сделать с помощью производительной кооперативной ассоциации;
3) провести социализацию земельной ренты благодаря налогу на землю.
3. Экономические взгляды Пьера-Жозефа Прудона
Пьер-Жозеф Прудон (1809 – 1865) – французский социолог, экономист и мелкобуржуазный социалист, которого принято считать идеалистом. Он считал закон Сэя ложным. Родился Прудон на востоке Франции. Он, будучи бедным крестьянином, не получил достойного официального образования, но очень много времени уделял самообразованию, посещая городскую библиотеку. Особенно он интересовался философией, историей и политической экономией. Известен как автор книг «О политических способностях трудового класса» (предсмертная книга), «О федеративном принципе» (1862), «О справедливости революции и в церкви» (1858), «Исповедь революционера» и «Идея революции XIX в.» (1848), «Решение социального вопроса» (1848), «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1845 – 1846), «Что такое собственность?» (1840).
«Собственность – это кража!» – считал Прудон, хотя полагал, что это одно из условий свободы и не отвергал собственность так категорично, как другие. Он говорил, что сам факт обладания собственностью не может быть основанием для получения дохода с этой собственности.
В 1844 – 1845 гг. он общался с Карлом Марксом, который пытался убедить его в правильности идеи коммунизма, однако Прудон остался верен своим взглядам по поводу дальнейшего развития страны и науки.
Он полагал, что выдача бесплатных кредитов могла бы остановить получение незаработанного дохода и помогла бы тем людям, которые хотят трудиться на земле и этим зарабатывать на жизнь. Прудон предложил осуществить эту идею «народному банку».
Его идея помощи пролетариату посредством ассоциаций по принципу взаимопомощи впоследствии была названа «мютюэлизм». Он полагал, что возможно построить идеальное общество на основе высшего абсолютного разума, который постоянно бы применял «законы справедливости». За подобные идеи он находился в тюрьме. После ему пришлось эмигрировать в Бельгию, чтобы снова не попасть за решетку.
Социальная наука – это борьба за справедливость, как считал Прудон.
По мнению Прудона, производство – это результат сложения труда, капитала, земли. Если эти элементы рассматривать отдельно, то производительными они могут являться лишь в переносном смысле.
4. Учение Томаса Мальтуса
Томас Мальтус (1766 – 1834) – английский экономист, один из ярых критиков закона Сэя, автор многих научных трудов – таких, как «Очерк о законе народонаселения» (1798), «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815), «Принципы политической экономии, рассмотренные с точки зрения их применения» (1820).
По мнению Томаса Мальтуса, капитализм не сможет создать того спроса, который необходим для реализации того, что производится в стране. Проблема состоит в том, что производится больше товаров при все той же зарплате работников. Соответственно они не могут позволить себе приобрести больше, чем обычно. Он считал, что дело можно поправить, если кто-то будет покупать больше, например государственные служащие или аристократия.
В своей работе о законах народонаселения он объясняет, с чем связано изменение численности нации, хотя многие отрицали его теорию. Также он попытался объяснить, почему так много бедных людей. По его мнению, численность населения возрастает гораздо быстрее, чем люди осваивают новые земли для сельскохозяйственных работ, которые способны прокормить человечество.
К тому же Томас Мальтус считал, что земля, которая плодородна сейчас, не может быть таковой постоянно, а земли, которые осваивают вновь, не могут оставаться бесконечными и всегда пригодными для сельского хозяйства. Да и научные достижения современности не способны увеличить плодородие земель настолько, насколько это необходимо. По его мнению, это вызывает рост смертности (из-за голода и тяжелой работы за гроши) и уменьшение рождаемости (боязнь не прокормить несколько детей). Некоторые полагают, что его труд стал толчком к появлению в далеком будущем науки «о правильном планировании семьи». Хотя при этом другие считают его совершенным тираном, который ненавидел человечество вообще.
Как бы то ни было, Томас Мальтус оставил нам в наследие множество теорий, которые стали достоянием всего человечества и широко использовались очень многими экономистами и другими учеными.