8. Экономическая мысль Средневековья
Когда-то давно наши предшественники впервые начали размышлять о возможных вариантах ведения хозяйственной деятельности, способах и средствах их достижения, различных видах отношений, складывающихся между людьми. Тогда же существовали первые предпосылки обмена произведенными продуктами и выполненными услугами. Перечисленные элементы хозяйственной деятельности способствовали возникновению понятия экономической мысли. Экономическая мысль, долгое время пребывала в умах общества, наложила неизгладимый след на религиозное мировосприятие. В обществе, где существовали хозяйственные отношения, присутствовали теоретические особенности новых исследований ученых и различные нововведения в политике. Область, в которой представлены вопросы, исследуемые экономической мыслью, очень широка. Это и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и методы ведения учета доходов и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство.
Значительным признаком идеологии Средневековья, и сферы его хозяйственной жизни является религиозный подход. Отсюда выявляется направление, которое присуще средневековым экономическим доктринам. Они проводят исследования экономических вопросов, объяснение которых не должно было упоминать об утверждении рыночных экономических отношений, а также демократических аспектах общественного устройства. Средневековый тип феодализма показывал значение политического и экономического могущества. Центральные сферы государства были наделены светскими и церковными феодами. Они же, в свою очередь, выявляли предпосылки расширения границ товарности экономики и ростовщичества.
На Востоке одним из ярких деятелей средневековой экономической мысли считался идеолог Ибн-Хальдун, а в Европе – представитель школы канонизма Фома Аквинский.
Ибн-Хальдун (1332–1406) считал, что важным моментом проведения анализа экономической мысли было рассмотрение труда не только как физической деятельности, но и как возвышенного восприятия этого аспекта. Он считал необходимым критиковать скупость, жадность и расточительство как отрицательные стороны характера каждого индивида, а также он заметил, что важен объективный характер прогрессивных структурных изменений в сферах экономики. Последнее положение заключает в себе то, что люди благодаря своим усилиям и упорству научились извлекать собственный интерес из занятия в ремесленном производстве и торговле. Ибн-Хальдун утверждал, что с ростом города растет достаток в экономической сфере деятельности государства, приводя к снижению цен на товары и услуги, а впоследствии к процветанию общества и города.
Фома Аквинский (Аквинат) (1226–1274) занимался изучением сфер социально-экономического устройства общества, которые расходятся с идеями основателя канонизма. Учения этой школы базируются на принципах религиозно-этического свойства. Такой подход в предложении ведения политической деятельности привел школу к тому, что за долгий период времени школа трактовала правила хозяйственной жизни, установления справедливых цен и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.
Фома Аквинский считал, что ростовщичество необходимо воспринимать как греховное явление, но в то же время он не говорил об искоренении этого положения. Такой подход, по его мнению, может позволить изменить смысл первой интерпретации хозяйственного явления.