7. Экономические взгляды Аристотеля
Древнегреческий мыслитель Аристотель (384–322 гг. до н. э.) являлся первым экономистом в истории науки. Он исследовал экономические явления и попытался дать объяснение закономерностям развития общества как целостного аппарата формирования социально-политической жизни.
Экономические взгляды Аристотеля получили развитие в экономической мысли Средневековья. Он был одним из первых, кто занялся исследованием проблемы, которая являлась центральной для экономистов-теоретиков очень длительный период и даже в современной экономической мысли занимает далеко не последнее место. Вопрос «что делает товар сравнимым?» способствовал тому, что все экономические деятели разделились по своим предпочтениям на два течения: сторонников трудовой теории стоимости и сторонников всевозможных вариантов теории. Каждый индивид по-своему анализирует все происходящее вокруг него, в связи с этим показателем люди оценивают полезность товаров. По отношению к стоимости можно сказать то, что она является субъективной.
Под хрематистикой Аристотель рассматривал деятельность, которая должна приносить определенную прибыль (к примеру, механизм накопления капитала). Такой подход не был идеализирован, потому что он считался противоположностью экономике как деятельности, направленной на получение необходимых благ для дома и государства. По мнению Аристотеля, деньги предназначены лишь для обмена и не могут родить новые деньги, поэтому он расценивал получение процента как противоестественное явление. Аристотель считал, что процент есть не что иное, как «выгода» за счет должника, который представляет собой не самые положительные качества человека: порочность, алчность и скупость ростовщика. Получатель с помощью имеющихся в его распоряжении денег делает новые деньги, что, по мнению Аристотеля, является несправедливым. Абстрагируя природу денег, Аристотель утверждал, что деньги есть некий элемент, который способствует развитию экономических отношений между людьми. Вторая позиция Аристотеля звучит так: «В нашей власти сделать деньги неиспользуемыми». Из его идей видно, что у него была неконкретная позиция. Исследуя экономику и хрематистику, Аристотель определяет некоторые различия и утверждает, что если деньги относить к экономике, то стоимость обусловливается законом, а если к хрематистике, то они выступают как реальный представитель неистинного богатства. С возникновением хрематистики деньги начинают обладать по отношению к экономике разрушительной силой.
Хрематистика как экономическое явление не обладает границами. Аристотель пишет о том, что из экономики вырастает хрематистика. Сейчас это утверждение понимается как процесс выхода из товарного производства капиталистического уклада. В область исследований Аристотеля вошла проблема справедливости. По его мнению, обмен – особая форма уравнивающей справедливости, где проявляется принцип равенства, эквивалентности. Кроме этих аспектов, Аристотель не был согласен с равенством труда, потому что люди, находящиеся в разных социальных слоях, не могут быть на одном уровне. В конечном счете Аристотель приходит к выводу, о том, что обмен будет «достойным» лишь при условии, что он организовался на факторах справедливости.