3. Экономическая мысль Древнего Востока
В Китае, стране древних учений экономики, философии, истории, существовало государство – Шан-Инь (XVII–XII вв. до н. э.), где возник рабовладельческий строй. Захваченных пленных (рабов) использовали в скотоводстве и земледелии. Племя чжоу, имело с давних времен свою династию, сумело покорить значительное государство Шань-Инь. Религиозно-мифологическое мировоззрение было центральным. Мифологическая система размышлений, являющаяся центральной на тот период времени, существовала до I тысячелетия до н. э. Восточные мыслители, жившие в V–III вв. до н. э., пытались объяснить народу как строить свой уклад жизни. Поиск путей для развития экономики стоит на первом месте в улучшении жизни своего государства.
Единые государства начинали делиться на множество мелких, где продвигали свою политику, в это время начинаются разлад и политические неурядицы. Китайская экономическая наука развивалась, отталкиваясь от древних предшественников, которые заложили ее фундамент. И этот период совпадает с расцветом экономической науки в Индии и Древней Греции. Социальные отношения не решили проблему, существовавшую в тот период на Востоке, обоснование ярко выраженных границ сфер, в которых принимали активное участие господствующие классы.
Мо-цзы, живший после Конфуция, примерно в 480–400 гг. до н. э., хотел дать господствующему классу возможность полностью участвовать в политической жизни. У китайских мыслителей одно из главных мест в обществе, и в социально-экономических и политических воззрениях занимала проблема сплоченного управления государством господствующими классами. Ростовщики и купцы заняли значительное место в торговых отношениях, что сильно ущемило потребности родовой знати, господство, которой переставало играть важнейшую роль.
Конфуций установил две цели с различными взглядами:
1) родовую знать, которая перестает занимать центральные позиции в сфере экономической жизни, необходимо вновь восстановить и сделать аристократической;
2) привилегированное положение родовой знати необходимо обосновать идеологически. Мо-цзы не поддерживал того, что высшие чины могли отодвинуть на задний план родственников и пригласить на их место кого-то с внешней стороны, что, по его рассуждениям, влекло за собой ослабление аристократического уклада. А также он был противником того, чтобы власть передавалась по наследству. Его рассуждения походили на взгляды Платона, Эпикура, Лукреция о государстве. Как и его предшественники, он считал, что для развития экономически устойчивого, развитого государства необходимо провести четкие границы между бедными и богатыми. Эта позиция очень близка к платоновским рассуждениям об идеальном государстве. Европа в полной мере узнала жизненные позиции Китая после путешествия туда Марко Поло. Постепенно миссионеры вторгались в жизнь населения и попытались их обратить в истинных последователей христианства. До конца не разобравшись в социально-экономической жизни китайцев, не познав историю их многомиллионной страны, миссионеры подвели страну к тому, что некоторые жизненные позиции не нашли своего места и не претворились в жизнь.