Вы здесь

История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы. 17. Формирование классической школы политической экономии (Т. В. Токарева, 2009)

17. Формирование классической школы политической экономии

Прародителем и первым представителем классической школы политической экономии является английский экономист Уильям Петти (1623–1687). У. Петти постановил, что сравнительное количество затраченного на изготовление товаров труда определяет стоимость товаров.

Классическое направление зародилось в XVII в., расцвело в XVIII – в начале XIX в. Классическую экономическую школу можно представить несколькими основоположниками. Это Адам Смит (1723–1790), Давид Рикардо (1772–1823), Томас Мальтус (1766–1834), Джон Стюарт Милль (1806–1873), выработавшие представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. Классическая школа является ветвью экономической науки. Основатели классической школы рассматривали экономику как учение о богатстве и методах его увеличения.

Экономические идеи классической школы поставили в центр экономических исследований труд и стоимость, заложив фундамент для трудовой теории стоимости. Классическая школа провозгласила идеи экономической свободы, либеральной экономики.

По А. Смиту, уровень материального богатства показывает соотношение между количеством потребляемой продукции и численностью населения страны, которое зависит от производительности труда и пропорции деления общества на производительный и непроизводительный классы. Производительность труда является наиболее значимой. Производительность труда определяется т. н. разделением труда и уровнем накопления капитала. Развитие общества, увеличение благосостояния зависят от уровня накопления капитала. Смит был сторонником рыночного саморегулирования на основе свободных цен, когда правительство страны не мешает естественному процессу развития экономики, любые действия правительства по экономическому регулированию принимаются крайне негативно. Адам Смит вошел в историю экономических учений как «отец экономической науки».

Д. Рикардо, отталкиваясь от трудовой теории стоимости и концепции классического анализа, создал концепцию «сравнительных издержек», ставшую основой политики свободной торговли и разработки политики открытой экономики, которая используется и поныне.

Основным итогом научной деятельности Т. Мальтуса стал трактат «Опыт о законе народонаселения» опубликованный в 1798 г., где он обосновывал теорию, в которой описывались закономерности изменения численности населения страны: человечество размножается с большой скоростью, а сельское хозяйство не успевает производить необходимые продукты. Одни толковали теорию Т. Мальтуса как концепцию, призывающую к войнам как методу ликвидации излишнего населения. Другие говорят, что Т. Мальтус заложил теоретические основы планирования семьи, которая широко используются в последние 30 лет во многих государствах мира.

Дж. С. Милль получил хорошее образование и в 16 лет опубликовал произведение по экономической теории. Он опубликовал много работ по философии, социологии и экономике. Книга «Принципы политической экономии» (1848 г.) стала главным итогом его научной деятельности, которая в XIX в. была энциклопедией и учебным пособием по экономической теории. Милль заложил основы ряда фундаментальных понятий и положений, которые стали использоваться в экономических теориях в XX в.

Во второй половине XIX в. экономические учения разделяются на два самостоятельных потока.

1. Экономический анализ, который впоследствии получил название марксизма.

2. Маржинальная теория, которая затем превратится в крупнейшую неоклассическую школу.