Вы здесь

История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы. 9. Учения Варрона (А. В. Приходько, 2009)

9. Учения Варрона

О дальнейшем развитии товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве в Древнем Риме мы можем узнать из труда римского ученого Марка Теренция Варрона (116–27 гг. до н. э.) «О сельском хозяйстве».

Одним из факторов выгодности поместий Варрон видит «удобный вывоз в окрестную область, причем где что продается, там и рождается, а также удобный ввоз того, что нужно в поместье». Хозяйство на научных основах – вот главный принцип получения высокого дохода от содержания имения, считал Варрон. Для получения возможно большей прибыли, по мысли Варрона, землевладельцам следует учитывать колебания рыночных цен. Также Варрон уделяет большое внимание скотоводству. Полагая, что занятия скотоводством и сельским хозяйством весьма близки друг другу, Варрон считал, что из скотоводства можно извлечь немалый доход. Распространение в крупных имениях также и экстенсивных форм ведения хозяйства отражало интерес Варрона к скотоводству. Варрон различал «орудия говорящие, орудия, издающие нечленораздельные звуки, и орудия немые». К говорящим относятся рабы, к издающим нечленораздельные звуки – волы и другие сельскохозяйственные животные, к немым – телеги и сельскохозяйственный инвентарь. Определение раба как говорящего орудия принадлежит именно Варрону.

Варрон считал, что при выполнении масштабных работ сложного характера лучше всего использовать наемных рабочих, в то время как более простые работы могут выполнять как рабочие, так и свободные люди, не исключая одновременности их занятости.

Варрон в своем трактате говорит о том, что раба необходимо материально заинтересовать. Также он уделяет много внимания и личным качествам управляющего. Охоту к труду, по его мнению, можно вызвать более щедрой мерой пищи и одежды, также более свободным режимом, сокращением количества работы или разрешением выгонять на пастбище имения несколько голов собственного скота или чем-нибудь другим в том же роде. Варрон считал, что управляющими над рабами следует ставить людей образованных, подвергшихся «влиянию грамотности».

Для стимулирования труда начальников необходимо их материально заинтересовать, считал Варрон. Путь к достижению этого принципа он видел в разрешении вести личное хозяйство, а также в возможности сожительства с рабынями. Моральный фактор Варрон не оставлял в стороне. Управляющих имениями необходимо информировать о предполагаемом плане работ. Принцип материальной заинтересованности должен охватить все звенья хозяйствования в поместье.

В заключение необходимо отметить, что идеи Варрона, очевидно, дали толчок к восстанию рабов в Италии. Он был сторонником ведения хозяйства, основанного на больших расходах средств, в то время как Катон в своих рационализаторских мероприятиях главным образом делал ставку на непосредственную чрезмерную эксплуатацию раба.