16. Учения Фомы Аквинского о проценте
Фома Аквинский не видел ничего правильного в том, чтобы брать проценты при предоставлении денег в долг. Он утверждал: «Это обозначало бы продать то, чего в реальности не существует; здесь нет равноправия, а следовательно, нет и справедливости».
Фома Аквинский проводит различие между потреблением вещи и употреблением ею для обоснования личных убеждений на процент при взимании денег. Он утверждает, что по отношению к такого рода предметам, как, например, вино, хлеб, «пользование вещью нельзя отделить от самой вещи: тот, кто приобретает пользование вещью, приобретает и самую вещь». При передаче вещей, по мысли Фомы Аквинского, указанного рода представляются все права собственности на них. Поэтому человек, продающий такого рода вещи отдельно от их пользования, либо продает их дважды, либо продает то, чего не существует. В данном случае нарушается справедливость, ибо предъявляется требование двойного вознаграждения: возвращения равного количества самого предмета и платы за пользование им. Таким образом, взимание процента, по мысли Фомы Аквинского, в данном случае недопустимо.
Фома Аквинский анализирует и другой случай, когда «пользование и потребление вещи можно передать отдельно одно от другого». Это бывает, например, когда кто-нибудь переносит на другого право собственности на свой дом, но оставляет за собой право на известное пользование им, или наоборот. В данном случае не будет нарушена справедливость, если будет оплачено пользование домом и, кроме того, по истечении определенного времени будет возвращен и сам дом.
Исходя из соображений, что деньги изобретены для обмена, и отправляясь от высказывания Аристотеля о взимании процентов при предоставлении взаймы денег, Фома Аквинский утверждает, что «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их потреблении, или трате».
Отталкиваясь из этих соображений, Фома Аквинский находит, что «само по себе несправедливо получить, кроме возвращения самих денег, еще и уплату за пользование ими». Таким образом, взимание процентов при предоставлении взаймы денег в отличие от найма дома, по мнению Фомы Аквинского, недопустимо. Однако вынужденная считаться с «духом времени», с хозяйственной деятельностью церкви и монастырей, с тем фактом, что церковь была самым крупным ростовщиком средневековья, а светские ростовщики выступали ее конкурентами, что сами феодалы пользовались услугами ростовщиков, схоластика в лице Фомы Аквинского шла на уступки в вопросе о проценте.
Фома Аквинский писал: «В договор займа без греха можно включить оговорку о вознаграждении в случае ущерба, могущего возникнуть для заимодавца, ибо сие не означает продажу пользования деньгами (т. е. прибыль), но лишь избежание убытка». В приведенном высказывании Фома Аквинский трактует процент как возмещение убытка, который может быть причинен кредитору.
В заключение стоит заметить, что внимание Фомы Аквинского было привлечено не только к богословским, философским и социологическим вопросам, которые должны были обосновать его политический идеал. Он предстает перед нами как крупный представитель экономической мысли развитого феодализма, как виднейший представитель канонистов, идеологов церковных и светских феодалов данного периода. Фома Аквинский анализировал такие экономические проблемы, как собственность, обмен товаров, торговля, купля-продажа, «справедливая цена», процент.
Находясь в ряде вопросов под влиянием Аристотеля, подвергая его переработке в духе идеологии феодального мира, Фома Аквинский давал трактуемым им вопросам экономики религиозно-этическое обоснование. Учитывая экономическую обстановку, развитие товарообмена и кредитных операций, Фома Аквинский занимал компромиссную позицию по отношению к прибыли, к проценту. Субъективистский характер, религиозно-этическая устремленность методологии Фомы Аквинского оказали влияние на политическую экономию на Западе и в России.