Вы здесь

История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы. 14. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая Правда» (А. В. Приходько, 2009)

14. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая Правда»

«Салическая Правда» (Салический закон) – сборник обычного права салических франков, одна из варварских правд. Записана в начале VI в. Является ценнейшим историческим источником, по которому мы можем судить о развитии экономической мысли Западной Европы VI–IX вв. Ряд глав, на которые делилась «Салическая Правда», дают представление о социально-экономическом строе франков. Здесь отображено в основном дофеодальное общество с остатками родового строя. В данном памятнике племя салических франков возникает перед нами в облике совокупности общинных поселений, связанных в сотни и округа при существовании королевской власти.

Главы «Правды» указывают о том, что ведущее значение принадлежало земледелию. Но присутствовали в хозяйстве франков и разнообразные отрасли: животноводство, пчеловодство, садоводство, виноградарство, охота и рыболовство. Данный памятник подтверждает господство у франков натурального хозяйства. «Салическая Правда» дает картину производства, сориентированного на удовлетворение собственных надобностей производителей. В «Салической Правде» не нашли отображения вопросы торговли. В «Правде» досконально представлен процесс перехода коллективной организации от родовой общины к родовому строю и к семье. Свободному крестьянину, франку, ключевой фигуре франкского общества – уделяется большое внимание.

В земледельческой общине свободные общинники, о которых идет речь в «Салической Правде», были предшественниками средневековых крепостных. Они совершенно не представляли собой непосредственных производителей. Основывавшаяся на территориальной основе земледельческая община состояла из крупных семей, объединенно возделывавших свои наделы. Из больших семей выделялись малые. Существование имущественного неравенства не сопровождалось обеднением одних семей и обогащением других и не оборачивало членов общины в объект эксплуатации. Имущественное расслоение в общине сдерживалось, ограничивалось доминированием общинной собственности всей деревни над правом пользования отдельных домохозяйств.

В «Салической Правде» говорится о применении штрафных санкций за воровство всевозможных частей имущества. Подобная кража наказывается штрафами, не считая стоимости похищенного и восполнения убытков. Собственность могла быть отдана под залог и передана по наследству. При этом имущество не наследуется совокупностью родичей, а целиком передается тому, кто является ближайшим из оставшихся в живых родственником умершего. А это обозначает, что у франков владение имуществом носило индивидуально-семейный характер. Равноправные общинники, в некоторой степени использовавшие рабочую силу невольников, составляли основную массу племени салических франков.

Значение «Салической Правды» заключается в том, что в ней отражены хозяйство франков, община у франков, распад родовых отношений и возникновение имущественного и социального неравенства в обществе.