13. Учения Ибн-Халдуна о прибавочном труде, богатстве и торговле
О необходимом и прибавочном труде и продукте
Ибн-Халдун предложил свое мнение по данной проблеме. Он выделял разницу между такими категориями труда, как необходимый и прибавочный. Сельские жители, утверждал он, а также жители мелких и небольших городов испытывают потребность лишь в простых ремеслах, предназначенных для производства необходимого. Эти ремесла являются средством, а не самоцелью.
Переходя к рассмотрению жизненного городского уклада, Ибн-Халдун считал, что с его развитием совершенствуются и распространяются ремесла. А это приводит к тому, что количество продуктов труда увеличивается, необходимые потребности удовлетворяются. Что же касается избытка над необходимыми жизненными средствами, то он идет на удовлетворение «потребностей роскоши и богатства».
Этот «избыточный» труд может быть израсходован на «приобретение предметов роскоши и других вещей». Удовлетворение потребностей в результате потребления избыточного продукта Ибн-Халдун связывает с затратой избыточного труда, присущей усовершенствованным ремеслам, т. е. с возросшей производительностью труда.
В рассматриваемых социально-экономических условиях значительным пробелом в истолковании Ибн-Халдуна категорий необходимого и прибавочного труда и продукта является то, что мудрец не выявляет эксплуататорской сущности представлений прибавочного труда и прибавочного продукта. В заслугу Ибн-Халдуну надлежит поставить то, что эти воззрения он связывал с массой затраченного труда, с формированием производительной силы труда.
О богатстве
«Для всего, что приобретается и становится богатством, неизбежно необходим человеческий труд». Под состоятельностью Ибн-Халдун понимал вещи, потребительные стоимости, рожденные человеческим трудом, трудовые доходы, излишние над нужными жизненными средствами.
Все же он рассматривал богатство не только с позиции потребительной стоимости, но и со стороны стоимости, которая измеряется благородными металлами.
Следовательно, Ибн-Халдун под скоплением товаров, которые обладали потребительной стоимостью и стоимостью вообще, понимал богатство общества. В данном вопросе он опережал даже меркантилистов, которые единственное олицетворение богатства видели в благородных металлах.
О торговле
Ибн-Халдун не пренебрегал торговлей, хотя и подчеркивал трудовую основу богатства. Ее подлинное естество он обусловливал как «склонность человека к приобретению дохода от того, что он закупает по дешевой цене, а сбывает по дорогой». Доходы и средства к существованию можно приобрести как от торговли, так и от ремесла. Доход, обретаемый от торговли, Ибн-Халдун предопределял как прибыль.
Натуральный метод приобретения средств к существованию он видел в торговле наравне с сельским хозяйством и ремеслом. Вместе с тем он подчеркивал, что во имя получения максимальной прибыли торговцы идут на разнообразные ухищрения (припрятывают товары и дожидаются, пока не настанет время для хорошей сделки).
Ибн-Халдун – антагонист спекулятивной торговли, в частности попыток спекуляции хлебом. В истолковании торговли у Ибн-Халдуна существуют передовые, прогрессивные, гуманистические мотивы.
Ему была далека апология всякой торговли, торговли вообще. Будучи противником дороговизны, он с яростью изобличал людей, продающих или перепродающих товары по очень высокой цене.