11. Характеристика экономических учений Средневековья
Сущность феодальной хозяйственной системы Средневековья заключалась в том, что в собственности феодалов находилась вся земля, на которой велось земледельческое производство. Преобладали крупные феодальные землевладения. Путем неэкономического принуждения непосредственного производителя к труду крестьянин создавал для помещика прибавочный продукт. Для экономической науки раннего феодализма характерно, что она еще не обособилась как самостоятельная часть соответствующей идеологической надстройки – юридические памятники прикрывают экономические идеи на этой стадии развития феодализма, например «Салической правды».
Социально-экономические взгляды эпохи развитого феодализма носили религиозный характер, были насыщены средневековыми ересями. Идеологом этих идей был Фома Аквинский (XIII в.). В те времена имел место религиозно-экономический характер крестьянских восстаний. В период Средневековья Арабские страны также характеризуются связью экономической мысли с религией (Коран).
У арабов в VII в. н. э. распад первобытно-общинных отношений дал толчок к возникновению рабства. Возникновение ислама тесно связано с вопросами и проблемами об устройстве и характере государства. Арабская родовая аристократия эксплуатировала рабов в земледелии – на оросительных работах, а в скотоводстве – в качестве пастухов. К вытеснению свободных кочевников-скотоводов из общественного производства приводил рабский труд, применяемый в скотоводстве и земледелии. Процесс разложения первобытных отношений происходил в Аравии благодаря развитию торговли и ростовщичества, относительно быстрее – в Мекке, где сложился рабовладельческий уклад и где в зародышевом состоянии имелся ряд государственных учреждений. Ислам – новая идеология, он выступал в качестве одной из надстроек новообразовавшегося государства.
Коран, древнейший первоисточник начального периода истории ислама, стоял на страже неприкосновенности, незыблемости частной собственности. Так, кража, похищение чужой собственности беспощадно и безжалостно наказывались: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели как устрашение от Аллаха». Как милость Аллаха рассматривается наличие неравенства в распределении жизненных благ между людьми. Угнетательский антинародный режим, который был характерен для всех селений, в Коране оправдывается и освящается. Коран призывал к безусловному послушанию носителям власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». В Коране встречаются высказывания против алчного накопления имущества, страсти к наживе, против накопления драгоценных металлов, денежных сокровищ. Пропагандируется идея об оказании материальной помощи нуждающимся. В особенности Коран настаивал на ограждении интересов сирот, на непосягательстве на их имущество. В Коране имело место благосклонное отношение к торговле. Коран настаивал на строгом, неуклонном соблюдении договоров, взаимных соглашений, обязательств между отдельными лицами. Но Коран не был единственным источником экономических идей в Средневековой Аравии.