Вы здесь

История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы. 10. Учения Колумеллы (А. В. Приходько, 2009)

10. Учения Колумеллы

Колумелла, Луций Юний Модерат (I в. н. э.), отрицал утверждения о том, что кризис в сельском хозяйстве Рима связан с убыванием плодородия почвы. Колумелла, римский писатель и агроном, в своем обширном трактате «О сельском хозяйстве» находит связь упадка сельского хозяйства с кризисом рабовладельческой системы эксплуатации. Недостатки хозяйствования на земле, по его мнению, привели к оскудению сельского хозяйства. Земля отдана в «наказание палачу», т. к. на ней работают «худшие рабы». Колумелла негодует на то, что землевладельцы не удостаивают «самолично хозяйствовать в поместьях». Колумелла выступает в роли пропагандиста рационального хозяйства, продолжая традиции Катона и Варрона. Не следует покупать большего имения, чем это допускается «рациональным расчетом». «Обширное поле, плохо возделанное, принесет меньше дохода, чем малое, но возделанное тщательно».

В отличие от Катона и Варрона Колумелла не видел смысла в потреблении собственных продуктов труда, у него в большей степени выражено стремление производить товары для рынка. Обширное использование достижений науки своего времени – единственно верный путь к ведению хозяйства.

Для повышения производительности труда рабов Колумелла ратовал за необходимость разделения труда между ними, рационального и пропорционального распределения рабов между различными работами. Так, например, Колумелла считал, что «рабы – пахари и виноградари – должны представлять две различные группы». Группа рабов не должна превышать десяти человек при работе на большом пространстве.

Колумелла уделяет внимание моральному фактору в отношениях между господином и рабами, старается пробудить и зародить дух соревнования между рабами, создавая тем самым дополнительную массовую производительную силу. Колумелла стремился узнать личные качества раба, видел в них людей с большим опытом работы на земле. Рабыни, которые отличаются большой плодовитостью, освобождаются от работ, а иногда им предоставляется свобода. Вилик должен обладать высокими моральными качествами, быть мастером своего дела, насколько это допускает его рабское происхождение. Однако Колумелла полагал, что «прилежный труд и опытность вилика, возможность и желание делать затраты не имеют такого значения, как присутствие самого хозяина». Как мы можем убедиться, последней инстанцией, к которой обращался Колумелла в своем стремлении повышать производительность труда раба и его надсмотрщика, являются страх перед господином, насилие, внеэкономическое принуждение.

В идеальном хозяйстве Колумелла отражался кризис, упадок и, как следствие, крах рабовладельческой системы хозяйствования.

Колумелла считал, что, применяя к колонам принцип выгодности, господину в отношении к колонам не следует быть слишком взыскательным к тому, что следует колону «по праву». Следует привлекать к обработке земли в качестве арендаторов сельских жителей, «прочно привязанных к месту», не следует допускать чрезмерных льгот, он считал невыгодной для владельца имения частую смену колонов (арендаторов). Только в личном управлении имением Колумелла видит преимущества. Колумелла писал: «Если климат и почва мало-мальски приличны, то личное хозяйничанье владельца всегда принесет больше дохода, чем сдача в аренду колонам». Вместе с тем Колумелла полагал, что в отдаленных имениях «обработку всякого поля предпочтительно поручать свободным колонам, чем рабам во главе с виликом». Высказывания Колумеллы о колонах представляют большой интерес. Они свидетельствуют о том, что в середине I в. н. э. колонат был широко распространен.

В системе поощрений материального и духовного характера, применяемых ко всей массе рабов, Колумелла видел путь к достижению максимально рационального ведения сельского хозяйства. О рабском труде в античном мире мы можем узнать из трактатов Катона, Варрона и Колумеллы – важных первоисточников из литературы по аграрному вопросу в Древнем Риме, материалы для суждения об эволюции взглядов идеологов рабовладения в Древнем Риме. Главное достижение Рима – то, что экономические отношения стали строиться в Риме не на традициях или обычаях, а на нормах права. Римские юристы создали довольно стройную систему законодательных норм, охватывающих широкий спектр экономических взаимоотношений, и, как оказалось, норм, пригодных к различным социальным системам, основанным на частной собственности и рыночных отношениях. В основу законодательных установлений в странах Европы были положены римские «институции» и «кодексы».

Подведем краткий итог. Основная форма экономического мышления древних римлян – это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится в виде практических рекомендаций. Мыслители античного Рима оказали влияние на развитие экономической науки, заложив основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность, право собственности.