Вы здесь

История цивилизации. Сознание и развитие человечества (Николай Сташков)

Сознание и развитие человечества

«Бытие определяет сознание». Такими словами облёк свою мысль древний философ. Фраза стала крылатым выражением, вошла в историю, как устойчивый и неизменяемый фразеологический оборот, имеющий некую смысловую нагрузку. Попробуем рассмотреть категории бытия и сознания. Бытие представляет собой природный материальный мир, во всех его проявлениях. Это горы, степи, пустыни, океаны, моря, реки. Это проявление грозных сил природы. Это наводнения, ураганы, землетрясения, дым, пепел и раскалённая лава проснувшихся вулканов. Могучие силы природы несут гибель живым организмам, попавшим в зону их действия. Бытие, это и плавное течение рек, спокойная рябь на глади морей и океанов, ласковый бриз и тёплое солнце, дающее жизнь. Это разнообразие растительного и животного мира. За миллиарды лет существования планеты природный материальный мир почти не изменился. Те же реки, горы, степи, пустыни, моря и океаны. Так же день сменяется ночью. Те же солнце, луна и мириады звёзд, точечными огоньками светящиеся в небе. Так же меняются времена года. Очень медленно изменяются растительный и животный мир. Сознание человека за этот период зародилось, и сформировалось в многофрагментарный комплекс, и из животного мира выделился человек мыслящий. Следовательно, бытие не могло формировать и определять сознание. Только биологическое развитие мозга является главным и единственным фактором зарождения сознания, а роль бытия нулевая. Если бы бытие формировало сознание, человек на планете никогда бы не появился, поскольку бытие за многие миллионы, или даже миллиарды лет почти не изменялось. Следовательно, у неизменяющегося бытия, не было, и нет мотивации, определять сознание. Справедливость этого изречения можно признать только с момента появления человека, и его активного участия в изменении бытия. Только с момента появления человека, и его активного участия в изменении бытия, бытие и сознание стали определять и изменять друг друга. Теперь они связаны между собою нерасторжимыми узами, оказывают друг на друга взаимовлияние. В систему бытия в сегодняшнем мире, входит не только естественный материальный мир, но и мир, созданный человеком, куда входят материальные объекты, и не материальные сферы, такие, как традиции и обычаи народа, общепринятые нормы морали, системы права и мировоззренческие категории. Уже новая форма бытия определяет сознание, которое, в свою очередь, изменяет бытие трудом мастеровых рук человека, изучением среды обитания, и формированием различного рода идей, идеологий, народных традиций, обычаев и верований. Они определяют различия разных народов и их слоёв.


Сознание человека включает в себя десятки, возможно сотни компонентов, оно для человека решает всё, его отношение в семье, в среде коллег, знакомых, и даже среди незнакомых попутчиков и прохожих. Жизненный путь человека определяет то, что есть в его сознании: его характер, воля, знания, способности, таланты и прочее. Только сознание определяет поступки человека, склонность к действиям в том или ином направлении. В сознании человека формируются некие формы табу, которые запрещают ему совершать некоторые действия и поступки. Большинство людей не могут переступить табу, другие перешагивают через него, только в угрожающих жизни обстоятельствах. Есть и такие люди, в сознании которых табу с лёгкостью меняет границы, или покидают поле его сознания. Один советский генерал в фашистском плену предпочёл смерть предательству. Его в зимний мороз обливали водой и превратили в ледяную статую, но он не изменил присяге, и не пошёл на службу врагу. Другой советский генерал спокойно перешагнул через табу, изменил присяге, и стал служить врагу. Некоторые фрагменты сознания носят устойчивый характер, они неизменны на протяжении длительного времени. К подобным компонентам сознания относятся, веками выработанные обычаи и традиции народа, и религиозные предрассудки. Они настолько устойчивы в сознании, что могут стать серьёзным мотивом для начала горячего, военного конфликта. Любой учёный историк может привести не один исторический факт, подтверждающий высказанное положение. Другие компоненты сознания бывают менее устойчивые, они могут легко поменять глубину, или легко затеряться в большом количестве компонентов. Сознание, это сфера не материальная. Оно не обладает массой, геометрическими формами, пространственными размерами и прочими характеристиками объектов материального мира. Поэтому его компоненты, несмотря на то, что они длительное время имеют устойчивый характер, склонны к изменению. В сознании человека имеются верования, идеи, и другие компоненты. Именно они создают мотивацию того, или иного поступка, безмотивных поступков не бывает. Очень трудно, почти невозможно, заставить человека действовать в направлении, которое противоречит его сознанию. Возможно такое, только под страхом смерти, и то не всегда. Общественное сознание, это, по некоторым его компонентам, сумма сознаний тысяч или миллионов человек, входящих в это сообщество. Это может быть весь народ, или его отдельные социальные слои. События в масштабах народа, или его социального слоя, тоже в обязательном порядке имеют мотивацию. Мотив есть компонента сознания, результат осмысления реальной ситуации. За осмыслением следует мотивация, и только затем происходит необходимое действие, которое обязательно находится в русле мотива. Цепь свершившихся и происходящих непрерывно событий и есть развитие человечества. Следовательно, сознание является основным и единственным двигателем развития человечества. Из приоритета сознания в механизмах эволюции цивилизации вытекают некоторые выводы, которые показывают характер развития человечества, и направление его вектора.

Вывод первый. Линия развития человеческой цивилизации носит непрерывный, линейный характер. Прерывание линии развития, будет означать гибель человечества.

Вывод второй. Развитие человечества происходит методом проб и ошибок, и вектор развития направлен в сторону раскрепощения человека. Глубоко в сознании у каждого народа скрыто стремление к некоему идеалу, которое не имеет чёткого контура, формы его размыты. Его туманные очертания видятся в разных проявлениях, в разных состояниях общества, в разных идеях и идеологиях, которые изменяются в сознании народов. Эти идеи и идеологии, которые в данное время оформлены в сознании, присутствуют в нём. Только они в данное время составляют мотивацию движения народа, или его социального слоя. Они приводят народы, и его социальные группы к действию. В изменчивости подобной мотивации событий большого масштаба, и состоит метод проб и ошибок. Этот метод проб и ошибок постоянно присутствует в глобальных событиях, как на мировой арене, так и в отдельно взятой стране, или народе. Метод проб и ошибок характеризует человечество, определяет уровень развития человечества. Поэтому никто и никогда не учится на чужих ошибках. Учит человека и человечество только свой собственный опыт. Как выразился великий поэт, «опыт сын ошибок трудных». Через какое-то время мотивация может измениться, и происходит другое, возможно, противоположное историческое событие. В изменении общественного сознания, в появлении новых идей, определяющих мотивацию движения общества, или его какого-то слоя, и состоит принцип развития методом проб и ошибок. История человечества изобилует его подтверждениями. Наиболее ярким примером служит принятие немецким народом идеологии фашизма. Совсем недавние события, связанные с распадом Советского Союза, и его ухода с исторической арены, прекрасно подтверждают метод проб и ошибок. Любой учёный историк приведёт ещё множество подтверждающих примеров.

Вывод третий. В общественном сознании каждого народа присутствуют только его идеи, сформированные за многовековую историю, выстраданные им за многие годы, или даже века. Они со временем могут слегка изменяться, но общее направление осознанного народом стремления, его вектор остаются почти неизменными. Поэтому, каждый народ может воспринимать только те идеи и идеологии, которые очень близкие его сознанию. Следовательно, невозможно экспортировать революции из одной страны в другую по чьему-то злому умыслу. Не может один человек, или небольшая группа лиц привести в движение огромные массы народа. В современной России, можно часто услышать высказывание, что немецкий шпион Ленин совершил революцию в России. В корне ошибочное утверждение. Один человек не в состоянии всколыхнуть народ огромной империи, где более ста миллионов человек. Такое возможно, если вбросить в народное сознание идеи, очень близкие тем, что находятся в сознании народа. И никак иначе. Множество идей вбрасывалось в это предреволюционное, и революционное время в сознание народа. Кадеты, как и члены временного правительства, на всех собраниях и митингах, призывали народ к демократии, и войне до победы. Анархисты призывали народ к отречению от любой власти. Народ остался равнодушным ко всяким призывам, он поддержал только идеи большевиков во главе с Лениным. Их идеи оказались в это время близки сознанию народа Российской империи. Он не только поддержал большевиков, но и защитил Советскую власть в гражданской войне. Нищий, безграмотный народ изгнал из страны хорошо вооружённые, профессиональные армии белого движения, интервентов и бандитских группировок разных мастей. Это может говорить только о том, что Советская власть в это время была близка народу, и была легитимна. Она была выбором народа. В это время именно идеи большевиков оказались близкими народному сознанию, только они отвечали его чаяниям и стремлениям. Можно привести и ещё один исторический пример. Армия Лжедмитрия составляла две или три тысячи Польских крестоносцев, когда пошла на Москву. Любой человек в состоянии понять, что такая численность армии не способна взять столицу крупного государства. На русской территории армия Лжедмитрия пополнилась русскими людьми. На территории Руси она увеличилась в несколько раз. Это тоже характеризует метод проб и ошибок.

Вывод четвёртый. Если сознание определяет мотивацию событий, действий народов в том или ином направлении, следовательно, свершившимся событиям альтернативы не было. Всегда, за всю историю человечества происходили именно те события, только одна мотивация которых находится в данное время в общественном сознании. В данный момент, в данное время нет мотивации других событий. Потом может появиться необходимость изменений, но должно пройти какое-то время, чтобы появились новые идеи и идеологии. История Российской империи прекрасно подтверждает подобное умозаключение. В тысяча девятьсот семнадцатом году альтернативы Октябрьской Революции не было. Это был выбор народа. Способствовало такому событию и жестокая система рабства, когда человека могли обменять на собаку, купить, продать, разделить семью, убить раба. Правда, ко времени революции рабство было отменено, но в народном сознании оно оставалось очень длительное время. Кроме того, сколько солдат погибло под ударами шпицрутенов? Время Монархии, когда офицер мог спокойно ударить солдата или матроса по лицу. Это было банальным явлением. Такому офицеру грозило только то, что некоторые его коллеги, затем могли не подавать ему руку. Альтернативы Революции не было. Народное сознание за семьдесят лет изменилось, и Советская империя развалилась.


Многие писатели силой своей фантазии отправляли своих героев, используя неодолимую волю случая, на необитаемый остров. Цивилизованный человек оказывался один в дикой природе. Он не имел при себе ни одного необходимого ему для жизни предмета, множество которых окружали его в потерянном для него мире. Но цивилизованный человек обладает множеством знаний, они помогут ему выжить во враждебной ему среде. Он знает, как получить огонь, он разожжёт костёр, хотя при этом до крови сотрёт руки. Он изготовит примитивное оружие для защиты и охоты на мелкого зверя. Он, пусть не много, знает съедобные грибы и растения, и будет их использовать для питания. Он сумеет изготовить прочные нити, сплетёт сеть для ловли рыбы. Оказавшись в дикой природе, современный человек в своей памяти обнаружит множество полезных для выживания знаний, которые за ненадобностью в повседневной жизни лежали невостребованными в закоулках памяти. Первобытный человек не знает ничего. Тысячи поколений предков научили его выживать в суровой борьбе за существование без знаний окружающего мира, которые для сохранения жизни были не обязательны. Его мозг, уже научившийся мыслить, представляет собою чистый лист бумаги, на котором пока почти ничего не написано. Пока у человека два грандиозных достижения, окончательно выделивших его из животного мира. Он освоил огонь и научился членораздельно говорить. Поскольку очень малый объём знаний, словарный запас его речи также невелик. Слова состоят из звукосочетаний, подражающих природным звукам. Продолжается биологическая эволюция человека. По её законам он теряет волосяной покров, изменяются пропорции и черты его лица. Расширяется сфера сознания, оно дополняется новыми фрагментами. Получает распространение вера в богов, зарождается множество предрассудков. Это процесс объективный, закономерный и неизбежный. Мыслящему человеку очень трудно существовать в совсем незнакомом мире, состояние информационного вакуума тяжким грузом лежит на его, ещё не окрепшей, психической системе. Боги, мифы и многие предрассудки защищают его психику, дают возможность развития. В сообществе зарождаются обычаи и традиции. Они указывают человеку направление и содержание поступков, иначе сложно ориентироваться в мире, в окружении множества себе подобных, где у каждого из них свои интересы и запросы. Обычаи и традиции включают в себя нормы морали, которые диктуют индивидууму правила поведения, организуют его поведенческую модель. Обычаи, традиции и нормы морали запрещают человеку такие действия и поступки, которые несут угрозу сообществу, придают ему слабость и неспособность выстоять против натиска внешнего противника. Безопасность особи гарантирует только безопасность сообщества. Возможно, в те далёкие времена термина «Патриотизм» не было, но его смысл был понятен древнему человеку, имел для него значение главного фактора выживания в суровом мире почти постоянной борьбы за природные ресурсы, которые на освоенной территории беднеют, и перед человеком в перспективе почти всегда маячат голодные периоды. Он пока кормится только охотой и сбором растительных плодов, пригодных для пищи. Освоение земледелия и приручение животных, слишком длительные процессы, они требуют знания, необходимые навыки и множество инструментов, которыми пока человек не владеет. Защита и укрепление сообщества кладутся в основу всех действий человека, его основной задачей и нормой поведения. Расширение территориальной сферы владения и влияния станут постоянными мотивами внешних конфликтов. В результате военных действий какая-то часть сообществ теряет самостоятельность, его субъекты, сумевшие выжить в кровавых схватках, растворяются среди недавних противников и ассимилируются. Естественно и вполне закономерно появляются крупные общественные образования. Часть сообществ, не выдерживает военного натиска, отступает на другие территории со сложным ландшафтом и с более суровыми климатическими условиями. Человек расселяется по всей планете. Главным фактором способности выживания сообщества в военных конфликтах служит численность его населения, рождение здоровых детей, когда мальчики вырастают в сильных мужчин. Но, порою, на свет появляются нежизнеспособные отпрыски. Умение человека мыслить, запоминать события и анализировать их, привели к пониманию, что причина кроется в полигамии, когда возможны сексуальные контакты даже между самыми близкими родственниками. Естественно и вполне закономерно, в сообществе зарождается потребность моногамных семейных союзов, главного признака успешного роста численности общества, и его выживания в частых военных конфликтах. Человек постепенно выходит из естественных убежищ, устраивает искусственные, примитивные семейные жилища. В это время начинает проявляться мотивация воздействия на окружающую среду. Человек начинает заниматься земледелием и животноводством, применяет примитивные каменные и костяные орудия. Семейное жилище и примитивное его обустройство имеют функцию выживания человека, и основой роста численного состава общества. Семья зарождается через одну-две тысячи лет после освоения огня, ориентировочно за тридцать тысяч лет до появления частной собственности. Вопреки трактованию Фридриха Энгельса, зарождение семьи и частной собственности не имеют причинно-следственных связей и разделены огромным временным промежутком. Одежду человек изобретает после становления семейных союзов, не из чувства стыда, а по совершенно объективным физиологическим мотивам.

Конец ознакомительного фрагмента.