Смысл жизни
Возможно, каждый человек на планете хотя бы один раз в жизни задавал сам себе вопросы. Кто я такой? Зачем я появился на свет? Какой смысл моей жизни? Такие же вопросы занимали умы мыслителей всех времён и народов. Все философские теории, с широким разнообразием пытающиеся объяснять окружающий мир и человека в нём, отталкиваются от этих вопросов, пытаются найти на них ответы, хотя во многих из них отсутствует сам термин – «смысл жизни». Громадный массив литературы, тоже включает в себя попытки ответов на эти вопросы. Писатель, прежде чем взяться за перо, осмысливает окружающую его действительность, происходящие события. Они указывают ему на существующие в обществе проблемы, и зарождающиеся новые явления. Он придумывает события, которые могли происходить, придумывает судьбы и характеры персонажей, которых списывает со знакомых, проживающих рядом с ним, или встречавшихся на его жизненном пути. Он, возможно совсем неосознанно, через придуманные события, судьбы и характеры героев, их конфликты, даёт свои ответы на постоянные и вечные вопросы о смысле жизни. Религиозная идеология смысл жизни вообще, видит в божественном промысле, а смысл жизни человека в частности, видит в служении богу, в искоренении греха, и спасении своей бессмертной души. С такой версией смысла жизни не могут согласиться те, у кого научная система мышления, они отрицают существование бога. Коммунистическая идеология, теоретической базой которой служит философская теория Карла Маркса, имела свой взгляд на смысл жизни человека. Николай Островский устами героя своей книги Павла Корчагина высказывает её такими словами: – «Жизнь одна, и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы умирая, мог сказать, вся жизнь и все силы отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». У такой оценки смысла жизни человека тоже найдутся яростные противники. В такой концепции смысла жизни, вопросы появляются сами собой. От чего и от кого освобождать человечество? Хочет ли человечество, чтобы его освобождали? Кто-то из писателей по поводу смысла жизни человека сказал: – «Человек рождён для счастья, как птица для полёта». Фраза красивая, но бессмысленная. Летать, летать всегда, есть неотъемлемое свойство птицы, её природный признак. Счастье не является неотъемлемым свойством человека, оно не сопутствует человеку постоянно, оно не является природным признаком человека, как способность летать для птицы. Постоянно испытывают счастье, разве что душевно больные люди, пациенты психиатрических клиник. Здоровые люди большей частью испытывают совершенно иные чувства. Среди них, муки творчества, неудовлетворённость собственной жизнью, не сбывшимися надеждами и ожиданиями. Минуты счастья и поводы для них, у каждого человека индивидуальные, у каждого человека свои, неповторимые. Бездомный, не имеющий средств существования, будет счастлив, когда найдёт в мусорном контейнере кусок колбасы, пригодной для поедания, или недопитую бутылку вина или водки. Сверхбогатого олигарха, мультимиллиардера трудно признать счастливым, если у двери его спальни, где он проводит время с женой или любовницей, или у двери туалета, где он отправляет естественные надобности, несёт службу охрана. У олигарха бывают счастливые мгновения, только, возможно, более редкие, чем у большинства населения. Александр Пушкин пишет в стихотворении: – «Но мысль ужасная здесь душу омрачает, среди цветущих нив и гор, друг человечества печально замечает, везде невежества убийственный позор…». В эти минуты он глубоко несчастен. Счастье, это редкая категория удовлетворённости поисками своего места, своею жизнью, результатами своего труда. После завершения романа «Евгений Онегин», Пушкин прочёл его в полностью готовом виде, и в восторге воскликнул: – Ай да Пушкин, ай да молодец!
Безусловно, для Пушкина это была минута счастья, глубочайшего удовлетворения результатами своего творчества. Редкие мгновения счастья называть смыслом жизни человека, не совсем корректно. Смысл жизни вообще, и человека в частности, это вечный философский вопрос. За многие тысячи лет ответа на него не найдено. Зарождение жизни вообще, в том числе человека в частности, есть событие закономерное и неизбежное. Оно вытекает из свойств материи, как неизбежный результат её развития. Зарождение жизни вообще, и человека в частности, так же объективно и неизбежно, как и зарождение солнца, солнечной системы. Нелепо будет звучать вопрос о смысле существования солнца. Рождение человека тоже событие закономерное и неизбежное, это результат мощного инстинкта продолжения рода. Но, рождение личности со своим неповторимым «Я», событие совершенно случайное. Чтобы появился на свет я, человек с МОЕЮ системой мировоззрения, с МОИМ сознанием, нужно было, чтобы мощный инстинкт толкнул моих родителей навстречу друг другу, и произошёл физиологический акт именно в ту минуту, в которую это когда-то и произошло. Если бы половой акт произошёл раньше, или позже, неповторимое моё «Я» никогда бы не появилось не белом свете, родились бы мой брат или сестра, поскольку в это время самым активным оказался бы другой сперматозоид. У закономерных и случайных событий нет смысла, они происходят без чьей-то воли, потому, что должны произойти, как неизбежный результат развития. Каждый человек, в рамках существующего бытия, сам определяет смысл своей жизни, ставит себе задачи, ищет точки приложения своим способностям, если они имеются. Только сам человек определяет свою судьбу и смысл своей жизни. Он, рано или поздно, сам ставит себе задачи, сам выполняет их. Не всем удаётся их выполнить, кому-то мешают внешние условия, кто-то не проявляет должных усилий для их выполнения. Многие после винят свою судьбу, словно она заранее кем-то и где-то записана, и не зависит от его воли. Другие люди ставят себе задачи и идут к их выполнению, преодолевают все препятствия на их пути, в конечном итоге добиваются своей цели, сами наполняют свою жизнь определённым смыслом, выполняют поставленные самим себе задачи. Как яркий пример подобного, можно вспомнить жизнь Михаила Ломоносова, из самых недр народа дошедшего до славы великого учёного. Внешние обстоятельства ему никогда не помогали, они всегда были только тормозом. Каждый юноша обдумывает свою дальнейшую жизнь, ищет точки приложения своим способностям. В результате этих поисков и упорству в достижении своих целей, кто-то становится знаменитым, как Ньютон или Коперник, кто-то широко известен в узком профессиональном круге, кто-то известен только в среде родственников и небольшого числа знакомых по месту работы, или по месту проживания.