Вы здесь

История цивилизации. Истоки цивилизации (Николай Сташков)

© Николай Сташков, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Истоки цивилизации

Вселенная бесконечна во времени и пространстве. Многолика её материя. Это звёзды и вращающиеся вокруг них планеты, это звёздные скопления, это, мчащиеся в межзвёздном пространстве с космической скоростью, астероиды и метеориты. Это также магнетизм и гравитация. Материя находится в постоянном движении, развитии, это её основное свойство. Гибнут и зарождаются звёзды и планеты, большие звёздные системы. Астероиды, кометы и метеориты попадают в гравитационные ловушки. Вселенная развивается. В её разных уголках создаются условия, в которых неизбежно зарождается живая материя. Это тоже одно из основных и важнейших свойств материи. Такие условия, благоприятные для зарождения живой материи, во всех уголках необъятной вселенной. С большой долей достоверности можно предположить, что жизнь на планете Земля, событие не уникальное и не единичное. Такие планеты широко распространены во вселенной, но они разделены гигантскими расстояниями в сотни, тысячи и миллионы световых лет, поэтому встреча инопланетных разумов в ближайшем, обозримом будущем весьма проблематична.

Жизнь на планете начинается с первого зарождения живой клетки. Это событие не разовое, оно происходит постоянно, с ним каждый человек за свою жизнь встречается многократно. Продукты питания, в отлично простерилизованной и герметично закрытой посуде, имеют определённые сроки годности, при прошествии которых, в посуде неизбежно зарождаются микроорганизмы. Зарождение живой клетки становится пусковым механизмом, который включает развитие живой материи, и механизм её эволюции. Проследить эволюционные изменения человек не в состоянии. Слишком велика, слишком огромна несопоставимость временных рамок жизни человека, и эволюционных изменений. Сорок тысяч лет, ориентировочное время существования на планете Земля человека мыслящего, лишь краткий миг на линии эволюции живой материи.

Через много миллиардов лет после первого рождения живой клетки, планета заселена миллионами видов животных. Суровая борьба за существование, методом эволюции, формирует у животных необходимые навыки и инструменты выживания, в виде острых зубов и когтей, острого зрения и слуха, длинного липкого языка, наличия яда и многих других компонентов выживания. Они необходимы любому виду животного мира, чтобы захватить больше пищи, затратив, при этом, как можно меньше усилий. Есть ещё одна необходимость, нужно каким-то образом исчезнуть из поля зрения другого хищника. Именно такие задачи выполняют приобретаемые эволюционным путём навыки и инструментарий животного, которые эволюция и вносит в его арсенал.

Для сохранения вида, многоклеточные организмы разделены по половому признаку, и наделены мощным инстинктом продолжения рода. Этот мощный инстинкт возник у животных не сам по себе, он не является чьим-то безвозмездным даром. Мощный инстинкт продолжения рода, которому не может сопротивляться ни одна особь любого вида животного, является результатом многотысячелетних эволюционных изменений. На эту тему нет научных изысканий, можно только использовать метод логических рассуждений. Вполне обосновано, можно высказать предположение, что миллиарды видов животных зарождались на планете, но не смогли выжить, покинули лицо планеты, потому, что эволюция не успела зародить в этих видах животных мощный инстинкт продолжения рода. Без накопленного опыта продолжения жизни в потомстве, они должны были покинуть сферу выживания. Выжили, и продолжают существовать, только те виды животных, которые приобрели инстинкт продолжения рода.

Несмотря на колоссальные различия в форме построения тел, и их размерах, все виды животных устроены по одной аналогии. Они состоят из клеток, и имеют общие принципы жизнеобеспечения. Все животные имеют системы дыхания, кровоснабжения, питания, продления рода и многие другие системы, позволяющие выживать в занимаемой ими нише.

Все животные имеют мозг, в котором записана вся информация эволюции. Он зарождается в самые первые дни после соединения половых клеток. Он, вместе с мозгом матери, постепенно выстраивает тело плода по тем характеристикам, которые эволюция записала в половых клетках, и организует узкую специализацию клеток, не только плода, но и взрослого организма. Из одних и тех же элементов, поступающих в организм с питанием, мозг синтезирует клетки тканей разного назначения. Например, ткани мышц, костей и многих других тканей живого организма. У разных народов, населяющих планету Земля, абсолютно разные продовольственные материалы, а клетки тканей идентичные. Кроме того, ни один житель планеты, ни представитель животного мира, ни человеческого общества, не употребляет кислоту, которая находится в желудке каждой особи, и переваривает поступающую пищу. Это является доказательством того факта, что мозг управляет синтезом клеток тканей.

Мозг управляет движениями животного в пространстве, и всеми системами жизнеобеспечения его организма. Чтобы полнее понять функции мозга и его значение для организма, рассмотрим механику простейшего движения. Для примера возьмём сгибание руки человека. В этом движении принимают участие бицепс, трицепс и ещё несколько других мышц, которые в данный момент просто проигнорируем. При сгибании руки бицепс укорачивается и тянет две кости, шарнирно соединённые в суставе, навстречу друг другу. Трицепс при этом удлиняется. Он не только не тормозит бицепс, но помогает ему, толкает кости друг к другу. При этом, эти мышцы изменяют свои размеры, и конфигурацию. При сгибании руки бицепс становится короче и толще, а трицепс становится длиннее и тоньше. Изменение размеров и формы мышц должны быть одновременны и синхронны, иначе мышцы будут тормозить друг друга и рука не согнётся. Мышцы состоят из миллиардов клеток, каждая из которых должна одновременно, однонаправлено и синхронно изменить конфигурацию. Такое возможно только в одном случае: если все клетки указанных мышц подчиняются командам одного центра. Таким центром, команды которого выполняют миллиарды клеток, может быть только мозг. Только он, мозг, и никакой другой орган, не способен управлять всеми клетками организма. У любого, другого органа живого организма, имеются иные задачи, которые он и выполняет. Кроме того, когда человека бьют по голове, и он теряет сознание, человек в этот момент обездвиживается, хотя все остальные органы его функционируют. Следовательно, только он, мозг, руководит всеми движениями и животного, и человека. Любой человек может провести эксперимент, подтверждающий это утверждение. Для этого потребуется лишь лист бумаги. Если взять его двумя пальцами одной руки и отпустить, не составит никакого труда поймать лист второй рукой. Положительный результат будет при всех попытках. При попытке поймать лист бумаги, когда его держит и отпускает другой человек, положительный результат будет очень редким. Из ста попыток больше девяноста окажутся неудачными. Большой загадки в этом нет. В первом случае, мозг одной руке подаёт команду «отпусти», и следом другой руке следует команда «лови». Положительный результат при всех попытках. Во втором случае, от глаза поступает сигнал в мозг, что лист падает, мозг его обрабатывает и даёт команду руке, «лови». На получение и обработку сигнала мозгом уходят доли секунды, их почти всегда бывает достаточно, чтобы лист не был пойман, и благополучно упал. Этот механизм неосознанно используют многие виды животных, например зайцы, когда спасаются от хищника. Они часто меняют направление бега. Драгоценные доли секунды, уходящие у хищника на обработку мозгом сигналов глаз, иногда позволяют жертве уходить от погони, спасти свою жизнь.

Мозг не только управляет всеми системами движения и жизнеобеспечения животного, он накапливает информацию прошедшей эволюции, перерабатывает её, формирует на её базе инстинкты и рефлексы, определяющие поведенческую модель любого вида животного, кодирует её в половых клетках. Полученные от родителей инстинкты и рефлексы помогают особи выживать в суровой борьбе. Но, рефлексы и инстинкты, это инструменты ограниченного действия, как скальпель хирурга при лечении простудных заболеваний. Они позволяют животному адекватно реагировать только на известные факторы окружающей среды, которые мозг накапливал миллионы лет. От врага нужно бежать, спасаться. Появляется пища, следует её хватать. Но изменяется среда обитания, природные стихии проявляют свою мощь, животные мигрируют по планете в поисках добычи, или спасаются от врагов и природных катаклизмов. Инстинкты не всегда дают возможность опознать угрозу и адекватно отреагировать. Требуется для выживания дополнительный механизм, более пластичный и гибкий. Такой механизм создаёт эволюция животного мира. В незнакомых ситуациях, когда инстинкты бессильны, на помощь приходит такой продукт работы мозга, как разум. Это более гибкий механизм. Он позволяет не только, и не просто реагировать на условие окружающей среды, а оценивать ситуацию, и адекватно на неё реагировать. Какой-то долей разума, которую невозможно ни взвесить, ни измерить рулеткой, обладают все виды животных. Когда животное на своей тропе встречает незнакомый предмет, оно настораживается, на расстоянии рассматривает его. Если не ощущает угрозы, подходит, обнюхивает, изучает запахи и внешний вид. Это говорит о наличии разума. Инстинкт в данном случае не способен привести животное к подобным действиям. Можно проанализировать тактику охоты льва. Он никогда не нападает на молодого, здорового буйвола. Он понимает, что противник сильнее, и имеет защиту, в виде острых рогов. Прежде, чем атаковать потенциальную жертву, лев наблюдает, оценивает ситуацию. Он бросится в атаку, когда предполагает её положительный исход. Хотя атака не всегда бывает удачной, но она носит некий отпечаток осмысленного характера, по крайней мере, очень похожа на таковой. Это ещё раз подтверждает наличие разума. Многие животные производят на свет очень малое количество потомства. У большинства видов животных детёныши рождаются совсем беспомощные. Они самостоятельно не смогут выжить в дикой природе. Мать их не только кормит и охраняет, но и учит премудростям выживания. Известно много случаев, когда детёныш животного терял свою мать. Его выхаживал человек, давал ему убежище и кров. Тогда детёныш не получает от матери суммы знаний о выживании в условиях жестокой борьбы за существование, и навсегда теряет эту способность. Уже выросший, оказавшись на воле, он неизбежно погибает. Способность обучать и воспринимать обучение тоже говорит о наличии разума. Некоторые виды животных приняли коллективный образ жизни. Стаей легче добывать корм, спасаться от врагов, охранять и обучать потомство. Стая очень похожа на социальную группу, где каждая особь подчиняется её правилам, и выполняет в стае некие функции. Стаю всегда возглавляет вожак. Он в жестокой схватке с другим претендентом на этот статус, завоёвывает своё право быть вожаком. Вожак имеет некие преимущества перед другими особями стаи. Ему достаётся лучшая часть пищи, добытой стаей. Он может совокупляться с любой самкой. Борьба за власть с её привилегиями, зародившаяся в животном мире, войдёт в человеческое сообщество, и станет его постоянным спутником. Принятие коллективного образа жизни и элементы социализации стаи тоже говорят о наличии некоторой доли разума у животных, измерить количественную характеристику которого невозможно.

Мозг, как материальная субстанция, постоянно развивается. У одного, или нескольких видов животных, разум начинает приобретать новое качество, новый формат. Зарождается сознание. Оно начинается с образного мышления. Через глаза, уши, системы обоняния и осязания в мозге отражается множество предметов окружающей среды. Это множественный растительный и животный мир, грозные природные стихии, реки, горы, моря и многое иное. Настойчиво вторгается необходимость опознания предметов и явлений среды обитания, их отличия одного от другого. Вначале в мозге рождаются их образы, которыми уже можно как-то оперировать, опознавать, и адекватно на них реагировать. Затем зарождается необходимость какого-то обозначения, понимания предметов и явлений, и их отличия одно от другого. Далее нужна необходимость коммуникативной связи между особями, для передачи информации, очень важной для сохранения жизни. Все названия, как искусственные звукосочетания, зарождаются с подражания естественным природным звукам. Издаваемые природные звуки, напрямую соотносятся с конкретным предметом или явлением, которые издают эти звуки. Первоначально, только подражательный звук указывает соплеменнику на некий предмет, или явление. И только спустя огромный промежуток времени, начинают формироваться слова, которые обозначают предмет, явление и событие. Очень медленно и постепенно расширяется словарный запас. Изменение форм и пропорций лица совершенствует речевые органы. Речь становится неотъемлемой частью человеческого бытия. Из животного мира закономерно и неизбежно начинает выделяться не просто разумное, а мыслящее существо. Процесс длится десятки, или сотни тысяч, возможно, и миллионы лет. В результате, на планете Земля появляется Гомо Сапиенс, человек разумный, мыслящий. Он обладает сознанием. Сознание и разум не синонимы. Сознание есть высшая форма разума, его венец. Это комплекс мироощущений, мировосприятий, мировоззрений, склонности к воображению, фантазированию, мистике, способности мыслить образно, логически и абстрактно, и многих других компонентов. Зарождение на планете Земля человека мыслящего, обладающего многофрагментарным сознанием есть процесс естественный, закономерный и неизбежный. Человек занял на планете пустовавшую миллиарды лет нишу разума.

Труд не может быть архитектором зарождения человека, как это трактует теория Марксизма. Пока нет человека, нет, и не может быть никакого осознанного труда, тем более общественного. В животном мире элементы, якобы, труда имеют широкое распространение. Птицы из подсобных материалов вьют гнёзда, используют их в качестве жилища, где высиживают яйца и выкармливают птенцов до того времени, как поставят их на крыло. Многие виды животных роют норы, где отдыхают, спасаются от хищников и устраивают запасы корма на зимний период. Бобры строят плотины. Муравьёв и термитов вполне заслуженно называют трудоголиками. Их сооружения, в сравнении с их собственными размерами, выглядят такими же грандиозными, как Египетские пирамиды для человека. Но ни муравьи, ни термиты не стали людьми, не приобрели речь и мышление. У этих видов животных действия, похожие на труд, эволюцией заложены в инстинкты, это их ниша существования. Не труд, а биологическое развитие мозга приводит к новому качеству разума, зарождению и развитию сознания, и тогда из животного мира выделяется мыслящее существо – человек. Он сумел понять страшную, для всего животного мира, стихию огня, освоить её, и поставить себе на службу. Это самое грандиозное достижение человечества. С освоением огня процесс образования человека, его выделение из животного мира, который продолжался много миллионов лет, можно признать законченным. Осмысленный, целенаправленный труд зародится, когда созреют необходимые условия, когда он станет насущно необходим для удовлетворения потребностей человека в искусственных изделиях. Таких потребностей у человека пока нет, и не будет ещё долгое время. Между освоением огня, который является рубежом появления человека, и зарождением труда, между этими грандиозными событиями, пролегает временной отрезок, равный многим тысячелетиям. Огонь становится надёжным другом человека, помогает в быту, защищает от непогоды и набегов хищников. Огонь меняет уклад жизни человека, способствует изменению его внешнего облика, становится важным фактором изменения направления вектора развития от биологических изменений в сторону развития социума и технологии. С появлением огня на службе человека зародилась и начала развиваться пищевая технология. Приготовленная на огне пища вкусная, сочная и мягкая. Её поедание уже не требует мощных челюстных мышц. Работающие с меньшим усилием мышцы постепенно слабеют, уменьшаются в размерах. Не работающие мышцы атрофируются. Это влечёт за собой постепенное изменение форм и пропорций лица. От близкого соседства с огнём волосяной покров на теле человека медленно, но неуклонно редеет.

Огонь человек получил от естественных пожарищ. Многие тысячи лет он не умеет получать его искусственно. Затухание огня в очаге, для обитателей пещеры, или другого естественного убежища, в котором обитают люди, является для них очень серьёзным бедствием. Естественные пожарища, где человек может получить огонь, имеют сезонный характер. В межсезонье для этого, требуются рискованные набеги на чужие становища. Поэтому огонь в очаге нужно поддерживать постоянно. На эту роль больше подходит женщина. Она по физическим данным пока не уступает мужчине, но в периоды деторождения не принимает участие в охоте. Только поэтому на неё и возлагается поддержание огня в очаге. Зарождается социальное расслоение человеческого сообщества по половому признаку. Внутри его устанавливается и закрепляется различие функциональных обязанностей мужчины и женщины. Роль защитника и добытчика, совершенно естественно и закономерно, возлагается на мужские плечи. Женщина становится хозяйкой и хранительницей очага. В её обязанности входит поддержание огня, обихаживание детей, приготовление пищи и одежды. Отсутствие очень тяжёлых физических нагрузок, которые были необходимы ей при охоте, начинает формировать более нежный и изящный, чем у мужчины, внешний облик и пропорции тела женщины.