Глава I. Большой Кавказский кинжал
Свершивши раннюю молитву,
Пока проснется генерал,
Старик лезгин кряхтит и чистит
Полуаршинный1 свой кинжал!
Константин Случевский,
русский поэт (1837—1904)
Фото 1. Большой кавказский кинжал
Фото 2. Большой кавказский кинжал в ножнах
Технические параметры и характеристики образца большого кавказского кинжала
Общая длина кинжала в ножнах – 780 мм.
Общая длина кинжала – 755 мм.
Длина клинка – 610 мм.
Ширина клинка – 54 мм.
Толщина клинка – 4,8 мм.
Вес кинжала – 831 г.
Вес кинжала в ножнах – 1031 г.
Представленный на фотографии №1 образец большого кавказского кинжала по своим характеристикам является редким для кавказского кинжала (фото 3—4).
Фото 3. Большой кавказский кинжал в сравнении с традиционнми казачьими кавказскими кинжалами ККВ (Кубанского казачьего войска). Длина кинжалов ККВ представленных на фото 3 составляет 475 и 460 мм соответственно2
Описание образца кинжала
• Кинжал кавказский, большой. Клинок стальной, кованный. Рукоять кинжала изготовлена из рога коричневого цвета, и состоит из хвостовика клинка и накладных плашек из рога, скрепленных с клинком металлическими заклепками. На лицевой части рукоятки кинжала установлены две металлические пуговицы.
• Клинок кинжала простой традиционной формы. Без украшений и клейм. В сечении клинок имеет ромбовидную форму со слегка вогнутыми внутрь плоскостями поверхности граней.
• Ножны кинжала современной работы: дерево, кожа, металл (навершие с шариком на конце и обоймица с кольцом для поясного подвеса).
• Кинжал изготовлен в середине или конце XIX века.
Фото 4. Сравнительные размеры различных образцов кавказского холодного оружия: кинжалов, шашки, двух сабель и ятагана
Большие кавказские кинжалы всегда считались редкими и сохранились в единичных экземплярах. (фото 5)
Фото 5. Большой кавказский кинжал с клинком украшенный стилизованным под змею узором в технике кофтгари
Ориентировочная цена отдельных экземпляров таких кинжалов в зависимости от сохранности, мастера, истории происхождения, использованных материалов для изготовления клинка, рукоятки, ножен и их украшения (простые или дорогие ножны, металл – дамаск, булат, серебро, инкрустация, резьба и т.д.), колеблется от 50 000 до 1 000 000 рублей (15 000—30 000 $ US).
Кинжалы таких больших размеров изготавливались исключительно на заказ. В традиции изготовления больших кинжалов на первый взгляд усматривается подражание на Кавказе русским армейским (артиллерийским) тесакам, которые стояли на вооружении русской армии с середины XVII до середины XIX века, или трофейными французскими тесаками, часто использовавшимся кубанскими казаками-пластунами3 (фото 12) во время и после Крымской войны. Однако, от армейских тесаков, кавказский большой кинжал отличался не только размерами: клинок тесаков до 50 см, кинжала более 50 см, но разнообразием форм, весом, стандартами украшений, конструкцией и качеством. Кинжал был не только легче, но и качество его клинка выше (фото 6—8).
Фото 64.
При этом однозначно прослеживается и в отношении армейских русских и французских пехотных тесаков и больших кавказских кинжалов гипотетическая преемственность славы римских легионов и их мечей. И нельзя исключать влияние просто моды – моды иметь большой кинжал. Чтобы всем было видно – что перед ними герой. (В качестве примера см. фото 13 в приложении к главе)
Фото 75. Фото 86.
Большие Кавказские кинжалы до сегодняшнего дня можно найти или встретить в горных частях Чечни и Дагестана. Где, в принципе, они и сохранились в максимально доступном количестве. При этом прослеживается не только традиция заимствования в среде кавказских племен7 и народов всего необычного, и доведение его до определенных местных стандартов и традиций. Обращает на себя внимание так же и то, что кинжалы больших размеров вполне могли быть заимствованы именно в этих своих качествах, в такой характеристике: размер, с сохранением принятых традиционных форм кавказского кинжала в том числе в части противопоставления их грузинским традициям длинных мечей и палашей. Традиционно, по мнению автора, влияние персидских оружейных традиций на кавказское оружие вообще и кинжалы в частности. Например, первые каджары или кинжалы с изогнутым клинком, бебут, изготовленные для вспомогательных казачьих частей персидского Шаха были так же большого размера, и по своим характеристикам сочетали в себе качества и кинжала и тесака (фото 9).
Фото 9. Большой кавказский кинжал и кавказский кинжал «Каджар», изготовленный в Персии в 1878 году и состоявший на вооружении Персидского казачьего полка и казачьего Е. В. Персидского Шаха конвоя (1879—1925)8
По мнению некоторых исследователей Кавказа кинжалы больших размеров могли использоваться кавказскими племенами и народами для ритуальных целей. В том числе для совершения обрядов и приведения в исполнения различных наказаний. Размеры кинжала позволяют предположить использование таких экземпляров исключительно пешими воинами, для которых требовалось иметь универсального оружия, заменявшего одновременно и кинжал, и саблю, и шанцевый (саперный) инструмент (фото 10—11).
Фото 10. Аланская сабля 11—12 века
Одновременно, следует заметить, что для нанесения рубящего удара в бою таким кинжалом, не смотря на его мощь и силу, по сравнению с кавказской шашкой времени требовалось больше. Для нанесения рубящего удара большим кинжалом требовалось предварительно выполнить замах, на что требовалось время. Значит, следовало забыть о ловкости и скорости. Большой кавказский кинжал требовал от воина не столько ловкости и сноровки, сколько наличия большой физической силы. Конструктивное преимущество шашки над рубящими свойствами большого кинжала было именно в скорости действия и максимально полезно исключительно для кавалериста. Одновременно, большой кинжал позволял пешему эффективно защищаться от конного.
Фото 11. Большой кавказский кинжал. В левой руке кинжал ККВ
Размеры, конструкция и вес (баланс веса кинжала в ножнах) представленного образца позволяют говорить (и это очевидно) о том, что традиционное ношение такого кинжала на поясе спереди с казачьей одеждой и одеждой народов Кавказа, и особенно на коне в седле, в значительной степени затруднительно и неудобно. Однако для пеших казаков—пластунов, такое холодное оружие, которое включало в себя два качества в одном, затруднение вряд ли было существенным (фото 12).
Фото 12. На фото черноморсие казаки – пластуны – участники Крымской войны с оружием. 1896 год. Марк Сопильняк (тесак), Федор Куповский (большой кинжал)9
Когда эта глава книги была уже готова, по старой академической привычке я отдал ее почитать специалистам. Или, по-научному, рецензентам. И все как один, стали говорить мне, почему я не написал о каких традиционных и культовых способах использования большого кинжала идет речь (фото 13—14).
Фото 13. Фотография 1901 года. Гурия (Западная Грузия). Дворянин Ноко Тавдгиридзе. Такие большие кинжалы назывались «Шатевари», что в переводе с грузинского означало «Атака». Предоставлена Заалом Асабашвили
Меня мучили сомнения в целесообразности описания этого, но их настойчивость все же склонили чашу весов в пользу того, что об этом следует рассказать. Хотя, безусловно, этот вопрос требует отдельного исследования и многих пояснений по ходу текста и материала.
Фото 14. Автор с большим кавказским кинжалом в руках
Но, зато, и главное доказательство наличия этого феномена древней традиции в материальной культуре сохранилось в избытке. Эти доказательства, датируемые начиная с древних времен (первой половины тысячелетия до нашей эры, еще с эпохи бронзового века), сохранились в многочисленных материалах добытых археологами (фото 15).
Фото 15. Фотография боевых кинжалов и мечей за период почти в 3 тысячи лет. Сверху вниз. Образец №1—2. Большой и малый синдо-меотские мечи, Кавказ. Образец №3. Стандартный кавказский кинжал начала 19 века. Длина кинжала 50 см. (полуаршинный). Образец №4—5. Сарматские кинжалы и мечи
Итак, к делу. Большой кавказский кинжал традиционно использовался на Кавказе, помимо участия в бою, для принесения клятвы, и для того, чтобы отрубать головы побежденному противнику с целью внушить врагу ужас и привести его душу в трепет.
Отрубать головы побежденному – давняя кавказская традиция. И эту традицию свято и неукоснительно соблюдали все народы Кавказа без исключения. Ранние доказательства этому датируются VI веком до нашей эры, с эпохи раннего железного века. При археологических раскопках нередко находили отдельно только черепа. Иногда наоборот. Захоронения достаточно часто встречаются без голов. Или в захоронениях встречаются крышки черепов, добытых в бою (свидетельства археолога Сазонова А. А.).
Зародившийся на заре железного века, а может и раньше, данный обычай бытовал на Кавказе в античное время и в средневековье. Согласно описанию Аммиана Марцеллина (330—395 гг.) аланов, «…ничем они так не гордятся, как убийством человека, и в виде славного трофея вешают на своих боевых коней содранную с черепа кожу убитых. Нет у них ни храмов, ни святилищ, нельзя увидеть покрытого соломой шалаша, но они втыкают в землю по варварскому обычаю обнажённый меч и благоговейно поклоняются ему, как Марсу, покровителю стран, в которых они кочуют…». (фото 16).
Фото 16. Деталь рисунка на колпачке из толстой золотой пластины с дважды повторенной группой двух воинов, один из которых держит за волосы отрубленную мужскую голову, а другой – меч. Курджипский курган. IV в. до н. э. Раскопки В. М. Сысоева, 1896. Место хранения – Эрмитаж
Отрубленные голова или правая рука являлась на Кавказе законной добычей воина и предметом гордости победителя. Головы врагов вывешивались на заборах и воротах, к ним же прибивались отрубленные руки. Так на Кавказе было повсеместно. И широко распространено до конца XVII века.
Конец ознакомительного фрагмента.