Тема 4. Философия эпохи средневековья и возрождения
План
1. Философия эпохи Средних веков.
2. Философия эпохи Возрождения.
А) Средневековая картина мира
Средневековая картина мира имела ярко выраженный религиозный характер. Это объяснялось тем, что в ее основании лежали религиозно-мифологические представления библейской традиции. С этой традицией были связаны Священные писания иудеев (Таннах), христиан (Новый Завет) и мусульман (Коран).
Центральным понятием средневековой картины мира без сомнения является Бог, который представал в виде вечного и совершенного существа, творящего мир и человека ради дарования им радости существования. Для библейской традиции принципиальное значение имело различие между Богом и миром, которое в дальнейшем получило наименование теизма (от лат. теос – Бог). Это различие заключалось еще и в том, что Бог творил мир из ничего (креационизм, от лат. creatio – сотворение) и поддерживал своим вмешательством его существование (провиденциализм).
Первые люди нарушают гармонию, существовавшую между Богом и миром, совершают акт неповиновения божественной воли и тем самым впускают в мир зло. Из сострадания к людям Бог стремится к их спасению (сотереология) и сначала через пророков сообщает правила, которыми им необходимо руководствоваться, а затем посылает в мир своего Сына. Последний воплощается в Иисусе Христе, который своей смертью искупает грехи мира и дает возможность всем верующим в него спастись на Страшном суде (эсхатология). Б) Патристика
В истории христианской средневековой философии можно выделить три основных этапа: апологетику (II–IV вв.) – время борьбы христианской мысли с языческой (греческой) философией, патристику (IV–VII вв.) – эпоху формирования христианских догматов и схоластику (VIII–XIV вв.) – период детальной разработки религиозно-философского мировоззрения.
Основной задачей периода патристики стало обоснование христианского вероучения с помощью переосмысленных положений философии Платона и неоплатоников. Наиболее яркими представителями патристики на Востоке был Василий Великий, на западе – Аврелий Августин.
Василий Великий с помощью категорий античной философии попытался обосновать христианский догмат о триединой природе Бога. По утверждению Василия Великого, божественная сущность едина, поэтому бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – это не три разных бога, но три проявления единого Бога. Эти проявления получили наименование лиц или ипостасей и не обладали отдельным существованием. Обоснование догмата о триединой природе Бога было осуществлено Василием Великим с помощью философских категорий – существование, сущность и явление, заимствованных им из греческой (языческой) философии.
Одним из важнейших моментов в учении другого отца церкви – Бл. Августина (354–430 гг.) – следует признать его историософию, то есть учение о смысле и назначении человеческой истории. Августин, опираясь на библейское предание, подверг резкой критике античные представления о цикличном характере истории и мира. Согласно Августину, мир сотворен Богом, а потому имеет начало и конец. Центральным событием истории человечества является пришествием Христа. После него жизнь каждого человека получила особый смысл, поскольку теперь индивид поставлен перед выбором – принять Христа и проповеданные им духовные ценности, либо выбрать мир и телесные насаждения.
В первом случае человек спасется и войдет в Царствие Небесное, которое в земной жизни представлено церковью, а во втором – погибнет вместе с главным земным учреждением – государством. Таким образом, Авгутину удалось подчеркнуть неповторимость и бесценность человеческой жизни и доказать приоритете церкви над государством.
В) Схоластика
Основная задача, стоявшая перед средневековой философией в эпоху схоластики (от лат. схола – школа) заключалась в разработке целостного религиозно-философского мировоззрения, в раках которого можно было бы ответить на все вопросы теоретического характера. В схоластической философии обычно выделяют реалистическое и номиналистическое направления, которые по-разному решали важнейшую для данной эпохи проблему универсалий.
Под универсалиями понимались общие понятия, такие как «человек», «дом», «растение». При этом реалисты считали, что универсалии представляют собой самостоятельно существующие сущности вещей. В противоположность им номиналисты полагали, что общие понятия существуют только в человеческом разуме и представляют собой результат фиксации речью сходных признаков предметов.
Конец ознакомительного фрагмента.