Вы здесь

История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. Тема 4. Философия эпохи средневековья и возрождения (А. А. Акулова, 2014)

Тема 4. Философия эпохи средневековья и возрождения

План

1. Философия эпохи Средних веков.

2. Философия эпохи Возрождения.

1. Философия эпохи Средних веков

А) Средневековая картина мира

Средневековая картина мира имела ярко выраженный религиозный характер. Это объяснялось тем, что в ее основании лежали религиозно-мифологические представления библейской традиции. С этой традицией были связаны Священные писания иудеев (Таннах), христиан (Новый Завет) и мусульман (Коран).

Центральным понятием средневековой картины мира без сомнения является Бог, который представал в виде вечного и совершенного существа, творящего мир и человека ради дарования им радости существования. Для библейской традиции принципиальное значение имело различие между Богом и миром, которое в дальнейшем получило наименование теизма (от лат. теос – Бог). Это различие заключалось еще и в том, что Бог творил мир из ничего (креационизм, от лат. creatio – сотворение) и поддерживал своим вмешательством его существование (провиденциализм).

Первые люди нарушают гармонию, существовавшую между Богом и миром, совершают акт неповиновения божественной воли и тем самым впускают в мир зло. Из сострадания к людям Бог стремится к их спасению (сотереология) и сначала через пророков сообщает правила, которыми им необходимо руководствоваться, а затем посылает в мир своего Сына. Последний воплощается в Иисусе Христе, который своей смертью искупает грехи мира и дает возможность всем верующим в него спастись на Страшном суде (эсхатология). Б) Патристика

В истории христианской средневековой философии можно выделить три основных этапа: апологетику (II–IV вв.) – время борьбы христианской мысли с языческой (греческой) философией, патристику (IV–VII вв.) – эпоху формирования христианских догматов и схоластику (VIII–XIV вв.) – период детальной разработки религиозно-философского мировоззрения.

Основной задачей периода патристики стало обоснование христианского вероучения с помощью переосмысленных положений философии Платона и неоплатоников. Наиболее яркими представителями патристики на Востоке был Василий Великий, на западе – Аврелий Августин.

Василий Великий с помощью категорий античной философии попытался обосновать христианский догмат о триединой природе Бога. По утверждению Василия Великого, божественная сущность едина, поэтому бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – это не три разных бога, но три проявления единого Бога. Эти проявления получили наименование лиц или ипостасей и не обладали отдельным существованием. Обоснование догмата о триединой природе Бога было осуществлено Василием Великим с помощью философских категорий – существование, сущность и явление, заимствованных им из греческой (языческой) философии.

Одним из важнейших моментов в учении другого отца церкви – Бл. Августина (354–430 гг.) – следует признать его историософию, то есть учение о смысле и назначении человеческой истории. Августин, опираясь на библейское предание, подверг резкой критике античные представления о цикличном характере истории и мира. Согласно Августину, мир сотворен Богом, а потому имеет начало и конец. Центральным событием истории человечества является пришествием Христа. После него жизнь каждого человека получила особый смысл, поскольку теперь индивид поставлен перед выбором – принять Христа и проповеданные им духовные ценности, либо выбрать мир и телесные насаждения.

В первом случае человек спасется и войдет в Царствие Небесное, которое в земной жизни представлено церковью, а во втором – погибнет вместе с главным земным учреждением – государством. Таким образом, Авгутину удалось подчеркнуть неповторимость и бесценность человеческой жизни и доказать приоритете церкви над государством.

В) Схоластика

Основная задача, стоявшая перед средневековой философией в эпоху схоластики (от лат. схола – школа) заключалась в разработке целостного религиозно-философского мировоззрения, в раках которого можно было бы ответить на все вопросы теоретического характера. В схоластической философии обычно выделяют реалистическое и номиналистическое направления, которые по-разному решали важнейшую для данной эпохи проблему универсалий.

Под универсалиями понимались общие понятия, такие как «человек», «дом», «растение». При этом реалисты считали, что универсалии представляют собой самостоятельно существующие сущности вещей. В противоположность им номиналисты полагали, что общие понятия существуют только в человеческом разуме и представляют собой результат фиксации речью сходных признаков предметов.

Конец ознакомительного фрагмента.