Вы здесь

История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. Тема 2. Философия древнего мира (А. А. Акулова, 2014)

Тема 2. Философия древнего мира

Часть 1. Философия Древнего Востока

План

1. Философия Древнего Китая.

2. Философия Древней Индии.

1. Философия Древнего Китая

А) Религиозно-философская картина мира

Древнекитайская философия получила свое оформление на рубеже VI–V вв. до н. э. и была представлена двумя основными школами – даосизмом и конфуцианством. Вместе с тем, еще до Лао-цзы и Кун-цзы (Конфуция) в Китае существовала религиозно-философская традиция, определившая предмет и проблематику указанных школ.

Центральным понятием древнекитайского религиозно-философского мировоззрения является понятие Дао. Согласно древним представлениям, первоначально существовала только пустота (сюй), в которой под влиянием пульсирующих ритмов инь и янь образовалась воронка и произошла вспышка энергии. В результате возник зародыш будущего космоса, мировое яйцо – Дао.

Как первоначало мира, порождающее из себя все многообразие вещей, Дао обладает всеми характеристиками основных процессов и явлений. Оно одновременно божественно и антропоморфно, телесно и духовно, естественно и идеально.

Находясь в постоянном движении, мировое яйцо разрывается на пять горизонтальных и пять вертикальных элементов. Горизонтальные элементы – дерево, огонь, металл, вода, земля – являются природными, носят пассивный, женский характер и выражают космический ритм – инь. Вертикальные элементы – ли (ритуал), и (долг), синь (доверие), жэнь (человеколюбие) и дэ (добродетель) – являются духовными, обладают активным, «мужским» характером и выражают космический ритм – янь. Инь и янь путем сочетания указанных элементов порождают третий ритм – энергию цзы, которая создает видимый космос.

Первоначально мир представлял собой гармоничное сочетание инь, образовавшего землю, янь, сформировавшего небо, и цзы, занявшего в виде ветра место между небом и землей. Но применение человеком техники разрушило первозданную гармонию и впустило в центр космоса пустоту (сюй). Запомнить эту пустоту, восстановить гармонию мира может только воплощение энергии цзы – совершенный мудрец, способный научить людей правильному существованию в мире.

Б) Философия даосизма

Основатель даосизма Лао-цзы (VI–V в. до н. э.) полагал, что восстановление вселенской гармонии возможно только путем возврата человека и мира к первоначальному состоянию. По мнению Лао-цзы, человек исказил своим вмешательством природу, нарушил добродетель вещей (дэ). Для того, чтобы исправить данную ситуацию, необходимо слиться с природой и дать проявиться в мире естественному ходу вещей – Дао.

Реализация Дао осуществляется с помощью этического принципа у-вей, который определяется Лао-цзы как неслужение, неучение, ненасилие, незнание и т. д. в области социальной жизни принцип у-вей означал отказ от насильственной организации людей в государстве. По Лао-цзы предоставить людям возможность быть самими собой, и тогда они самоорганизуются в совершенное государство. Правитель также должен избегать активной деятельности. Как сказано в книге Лао-цзы «Дао-дэ-цзын», «лучший правитель – это тот правитель, о котором его подданные знают только то, что он есть».

В) Философия конфуцианства

В противоположность Лао-цзы, Конфуций (551–479 гг. до н. э.) видел путь восстановления вселенской гармонии не в возврате к естественному состоянию, но в создании цивилизованного общества, построенного на принципах добра и справедливости. Таким образом, Конфуций сделал акцент не на природном, но на духовном аспекте Дао и потому полагал, что человеку необходимо вырабатывать Дао и не растворяться в нем.

Генерирование Дао осуществляется с помощью формирования индивидом таких свойств своего характера как добродетель (Дэ), человеколюбие (жэнь), долг (и) и доверие (синь). О нравственности человека можно судить по тому, как он выполняет ритуалы (ли) и правила этикета. Если индивид по-настоящему добродетелен, то он будет оказывать формальные знаки вежливости по отношению к старшим и вышестоящим.

Соблюдение всеми людьми правил конфуцианского этикета должно привести к возникновению общества «великого процветания» (ли-цзы), в котором в котором будут царить семейные отношения. В таком государстве правитель испытывает по отношению к подданным чувство отеческой любви, а подданные по отношению к правителю – чувство сыновей почтительности.

2. Философия Древней Индии

А) Религиозно-философская картина мира

Представления древних индийцев о мире складывались в рамках религиозной традиции, основными вехами которой следует признать: 1) ведический период, связанный с формированием сборников священных текстов Вед и Упанишад; 2) эпический период – время создания поэм «Махабхарата» и «Рамаяна»; 3) классический период – эпоха становления шести философских школ, признававших авторитет Вед.

Мир, с точки зрения древних индийцев, представлял собой порождение сверхличностного божественного сознания Брахмана – Атмана и в силу этого имел иллюзорную природу. Подобно тому как сознание не имеет границ, порожденная им вселенная бесконечна во времени и пространстве. В ней существует бесконечное количество миров, которые возникают, существуют определенные периоды времени – кальпы, которые разрушаются и возникают вновь.

Являясь частью универсального сознания, сознание человека не исчезает со смертью тела, но переходит в другое тело и таким образом может перерождаться до бесконечности. Закону перерождения – карме – подвержены не только люди, но и боги. Последние могут воплощаться в животных и людей. Поэтому жизнь любого существа для индуса священна.

Бесконечная смена жизни и смерти тяготит человека и со временем он пытается преодолеть страдания путем подчинения своего тела сознанию, а затем растворить свое сознания во вселенском разуме. Отождествив себя со вселенной, человек выходит из круга перерождений – сансары и достигает умиротворения в нирване – состоянии вечного блаженства.

Б) Философия йоги

Одной из шести ортодоксальных школ древнеиндийской философии является йога, оказавшая огромное влияние как на индусское, так и на буддистское мировоззрения. Значение философии йоги заключается в том, что она указала конкретные приемы установления контроля человека над собственным сознанием.

Согласно йоге, человеческие страдания возникают оттого, что чистое сознание, душа (гитта) отождествляет себя с физическим телом и так называемым тонким телом – манасом, к которому относятся эмоции, интеллект, самосознание. На основании этого в йоге различают три омраченных и два нормальных состояния разума. К омраченным состояниям ума относят блуждание, притупление и относительное успокоение мыслей. Для нормального состояния ума характерно сосредоточенность на одном предмете и прекращение мышления.

Достижение нормального состояния ума осуществляется тремя путями, каждому из которых соответствует особый вид йоги. Первый из них – путь познания – джняна-йога, второй – путь поклонения и эмоционального слияния с божеством – бхакти-йога, третий – путь активного нравственного действия – карма-йога.

Непосредственными этапами достижения успокоенного, медитативного состояния ума являются: 1) яма – обуздание мыслей и страстей; 2) нияма – самодисциплина, выражающаяся в соблюдении нравственных требований; 3) асана – особые положения тела, направленные на выработку равновесия физиологических и энергетических процессов; 4) пранаяна – упражнения, направленные на установление контроля над дыханием; 5) пратьяхара – прекращение деятельности чувств; 6) дхьяна – размышление; 7) дхарана – сосредоточенность мыслей на одном предмете; 8) самадха – прекращение деятельности сознания. Последовательное прохождение этих ступеней должно привести к переживанию индивидом экстатического состояния, то есть к выходу сознания за пределы чувственного мира и к его слиянию с космическим разумом.

В) Философия буддизма

Буддизм, возникший в Индии, относится к так называемым неортодоксальным школам, поскольку в нем отрицается как авторитет Вед, так и существование души – Атмана. Согласно буддистскому вероучению, жизнь представляет собой волнующийся океан явлений и процессов. В основе мира лежат психофизические элементы – дхармы, колебание которых порождает иллюзию существования вещей и человеческого «Я».

Иллюзорность мира объясняется еще и тем, что дхармы имеют пустотный характер, поэтому мир не имеет начала, но может иметь конец. Для этого необходимо, чтобы индивидуальное сознание правильно понимало сущность бытия и путем нравственного поведения смогло вырваться из пут обусловленного существования. Нравственное мышление и поведение являются непременными условиями преодоления мира и законов перерождения, поскольку реальность представляет собой отражение глубинных желаний человека. Преодолев омраченность своего мышления, человек постигает свою подлинную природу, которая тождественна вселенскому сознанию – сознанию Будды.


Выводы: характерными чертами философии древнего Востока являются ее связь с религиозно-мифологическими представлениями и направленность на нравственное совершенствование человека.