Вы здесь

История туризма и гостеприимства. Глава 2. Средневековые традиции путешествия и гостеприимства (Л. П. Воронкова, 2018)

Глава 2

Средневековые традиции путешествия и гостеприимства

2.1. Путешествия в средневековом мире

Географическая картина мира в Средние века

Благодаря древним путешественникам география античной эпохи получила свое развитие как наука, которая описывала окружающие суши и морские берега, дальние страны и их население. Были составлены карты освоенной человечеством части мира.

Дальнейшее развитие география получила в арабской культуре. Арабы путешествовали по Индийскому океану от Африки до Зондских островов. Проводя воинственную политику и поддерживая торговые отношения со многими странами, арабы занимали ключевые позиции на великих торговых путях. Все это способствовало тому, что арабские путешественники и мореходы давали описание всех стран от Испании до Туркестана и устья Инда. Так, арабский историк, географ и путешественник аль-Масуди (конец IX в. – 956 или 957 г.) из Багдада, объединивший исторические и географические наблюдения, получил прозвище «арабского Геродота».

Аль-Масуди (конец IX в. – 956 или 957 г.)


Большую часть жизни он провел в путешествиях, посетив страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу, а также посещал Сирию, Аравию и Египет. Возможно, побывал он и в Китае. Упоминал аль-Масуди также о Киевской Руси и Хазарии. Впечатления о своем путешествии он оставил в книгах «Золотые пояса и россыпи драгоценностей» и «Сообщения и наблюдения», которые являются признанным вкладом в мусульманскую литературу и по сей день.

Именно арабам принадлежит заслуга сохранения античного географического наследства. В IX веке на арабский язык были переведены географические сочинения Птолемея, что, несомненно, повлияло на состояние географических представлений. Раннесредневековые карты, составленные арабами, во многом уступали птолемеевским картам, поскольку строились без градусной сетки, объекты наносились на карты лишь с использованием правильных геометрических фигур. Вместе с тем карты, составленные видными арабскими географами, были шагом вперед по сравнению с античными. В XII веке знаменитый арабский путешественник аль-Идриси (1100–1165) был приглашен сицилийским королем в Палермо для составления географических карт. До нас дошла его карта. Аль-Идриси – автор географического сочинения «Отрада страстно желающего пересечь мир» (или «Географические развлечения»), более известная как «Книга Рожера», поскольку она была написана по велению короля Сицилии Рожера II, известного своим интересом к географии. Был также отлит из серебра диск весом более 90 кг с детальной картиной мира. Эта перевернутая карта (югом кверху) была более точной, чем все карты того времени, и ею продолжали пользоваться вплоть XV в.

Гибель Древнего Рима ознаменовала начало новой культурной эпохи, которую принято называть Средними веками. Это название было дано гуманистами, обозначившими так период между античной культурой и временем возрождения античных традиций в Европе. Хронологическими рамками европейского средневековья принято считать две ключевые в истории даты: падение Римской империи и начало эпохи Великих географических открытий, а точнее, открытие Колумбом Америки. Согласно другой точке зрения, средневековьем называется промежуток времени от Клавдия Птолемея до Христофора Колумба.

В Европе достижения в области географии не был столь впечатляющими. Господство христианской религии отринуло многие научные достижения греческих ученых. Географические представления стали складываться на основе библейских догм и отдельных географических идей античной науки. Была античная идея о шарообразности Земли. Мир стал представляться в виде плоского диска, закрепленного над водами и накрытого хрустальным небосводом. Мир представляется как плоский круг, до края которого вполне может дойти человек. Этот мир неоднороден. Его пространство наполнено религиозным содержанием. В нем можно найти святые места и проклятые участки. Сама жизнь человека представлялась трудным путешествием во времени, «восхождением» к миру божественного. Бытовая жизнь человека определяется религиозным культом. Одним из существенных элементов религиозного культа является посещение почитаемых мест, связанных со святым или божеством.

В европейском средневековье популярной была «географическая теория» купца, и позднее монаха из Синая Козьмы Индикоплова («плаватель в Индию»), жившего в первой половине VI в. Константин, как звали его в светской жизни, был родом из Александрии. Он побывал в Индии и на Цейлоне, торговал в странах Красного моря и Персидского залива. Примерно между 535 и 547 гг. им был написан дошедший до нас богословско-космографический трактат под названием «Христианская топография». В этом труде он поделился своими наблюдениями. Козьма описал животный и растительный мир, товары из разных стран, привел разнообразные географические и этнографические сведения. Поведал он и о христианских церквях разных портов, и о проникновении христианства в Восточную Африку. Отвергнув систему Птолемея и представления о шарообразности Земли, Козьма Индикоплов представлял землю в виде шатра библейского пророка Моисея, т. е. прямоугольника, омываемого океаном. Этот океан отделяет обитаемую сушу от восточной земли, где находится рай и откуда берут начало Нил, Ганг, Тигр и Евфрат. В «Христианской топографии» Козьма приводит существовавшие в то время легенды, в том числе о Вавилонской башне, и гипотезы о движении Солнца, происхождении письменности и др.

С середины XIII в. жители Европы стали больше путешествовать, но это мало повлияло на их географические воззрения. Феодальная раздробленность не стимулировала тягу к миграциям. Перед путешественниками периода раннего средневековья не стояли задачи, популярные в античном мире, такие как получение образования, участие в спортивных мероприятиях, знакомство с культурой. Не интересовало их и расширение географических представлений, тем более если они противоречили религиозным представлениям. В этот период паломничество были одной из немногих распространенных форм путешествия людей.

Религиозная картина мира и путешествия

Средневековье представляет собой сложный историко-культурный феномен, который имеет свою специфику у разных народов. Поэтому лучше говорить о европейском средневековье, русском средневековье, о средневековом периоде арабской культуры и т. д. Несмотря на существенные различия, культуры различных народов в данный период имеют ряд общих черт. Образ мира во всех этих культурах основан на религии. К этому времени уже существовали практически все мировые религии, древнейшая из которых – буддизм – появилась в Индии еще до нашей эры, а самая молодая – мусульманство – сформировалась на Ближнем Востоке в VI–VII вв. н. э. В Европе во времена Римской империи во II–III вв. получила распространение христианская религия, ставшая господствующей религией европейского средневековья.

Средневековый мир ограничивает земной кругозор человека, открывая перед ним бесконечность небес. Взоры людей устремлены в небо. Церковные колокола отбивают ход времени. Представления о шарообразности Земли и идея единого Мирового океана прочно забыты. Мир представляется как плоский круг, до края которого вполне может дойти человек. Этот мир неоднороден. Его пространство наполнено религиозным содержанием. В нем можно найти святые места и проклятые участки. Сама жизнь человека представлялась трудным путешествием во времени, «восхождением» к миру божественного. Бытовая жизнь человека определяется религиозным культом. Одним из существенных элементов религиозного культа является посещение почитаемых мест, связанных со святым или божеством.

Практически во всех религиях мира есть природные объекты, храмы и захоронения, которым поклоняются верующие. Во времена Древнего мира верующие отправлялись с культовыми целями к храмам, святилищам и святым источникам. Причины, побуждающие верующих людей отправиться в дальнее странствие, самые различные: надежда получить духовную поддержку, желание избавиться от недугов или преследующих их неудач; необходимость исполнить наложенную епитимью и многое другое.

Госпиталь для паломников. Гравюра XV в.


Так формировалась религиозная традиция, получившая название паломничества[20], которая овладела широкими массами верующих и получила свое масштабное развитие в эпоху средневековой культуры, несмотря на то что паломничество как явление зародилось в век весьма скудных географических познаний и крайне неразвитых средств сообщения. Представители всех мировых религий совершают паломнические путешествия. Буддисты повторяют в своих путешествиях странствия Будды, приверженцы сикхизма идут на поклонение в Золотой храм в городе Амристсар на севере Индии, а последователи индуизма почитают и поклоняются сакральным объектам Кришны и Вишны, совершают омовение в водах священной реки Ганг. Паломничество как культурный феномен известно еще с древнейших времен, и каждая религиозная культура имеет свою географию паломничества.

Буддийское паломничество

Поклонники Будды совершают паломничество – накхор (букв, «обход по кругу») с целью очиститься от мирской скверны на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святому месту. Основные места паломничества в буддизме связаны с важными событиями жизни Будды Шакьямуни, основателя самой древней мировой религии на планете.

Всего таких мест восемь. Четыре из них определил сам Гаутама Будда в Махапаринирвана-сутре, подходящие для паломничества последователей его учения и способные вызвать духовный прогресс. Это храмовый комплекс Лумбини на месте сада, где царица Майядэви родила сына Сиддхартху, в Непале; всемирно известный индийский город Бодхгая, где, сидя под баньяновым деревом, Будда достиг просветления; Сарнатх— пригород индийского города Варанаси, где Буддой была произнесена первая проповедь, в которой он впервые стал рассказывать о своем опыте. Здесь были даны первые учения, ставшие основой южного буддизма, и город Кушинагар – место, где в 543 г. до н. э. Гаутама Будда закончил свою жизнь, ушел в паринирвану. Почитаемыми и известными для буддийских паломников являются еще четыре города Северной Индии – Раджагриха, Шравасти, Санкасья и Вайшали.

В I веке н. э. из Индии в Китай пришел буддизм. Эта новая религия впоследствии окажет огромное влияние на развитие всей китайской культуры. Но первоначально процесс утверждения и укрепления буддизма в Китае был длительным и трудным, потребовалось значительное время и усилия многих проповедников. С IV века н. э. среди верующих пробуждается интерес к посещению священных мест. Китайские монахи-буддисты устремляются в Индию. Сложились два основных маршрута паломничества: северный и южный. Первый шел по Великому Шелковому пути через территории современного Пакистана и Афганистана в северную Индию. Вторым путем следовали через Южно-Китайское море, Бенгальский залив и высаживались на восточном побережье Индии.

В древние времена буддийские паломничества были многолетними, ведь расстояния, которые приходилось преодолевать верующим, были огромными. История сохранила многие имена китайских буддийских паломников – Фа Сяня, Сюань Цзяна, И Цзина и других.

Одним из основателей паломнического путешествия в Китае считается буддийский монах Фа Сянь (в переводе с кит. – «прославляющий учение», 338–424 гг.). Он был первым из китайских паломников, не только успешно совершившим путешествие в Индию, длившееся 15 лет, но и написавшим ценный труд «Описание буддийских государств». Побывал он и на острове Цейлон, где находится священная гора Шри-Пада, которую буддисты называют Местом святого следа, считая, что сам Гаутама Будда посетил это место. На вершине горы находится большой плоский камень, на котором Будда проповедовал свое учение. Верующие и других религий считают гору священной. Так, мусульмане уверены, что именно здесь Адам впервые ступил на землю, отсюда и название горы Пик Адама, данное португальцами. Для христиан это место, где свой след оставил христианский апостол, святой Томас (Фома). Фа Сянь приводит различные данные и сведения о повседневной жизни, политическом устройстве, хозяйственных отношениях в Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Как отмечают исследователи, особую ценность труду придает то, что Фа Сянь постоянно указывает источник получения сведений и фактов.

Через два столетия вначале правления китайской династии Тан монах-пилигрим Сюань Цзан (ок. 600–664) отправился на родину буддизма. Его путь пролегал через Северо-Западный Китай и Среднюю Азию, далее через территорию современного Северного Пакистана в центр полуострова, где в то время располагалось государство одного из индийских правителей. Пробыв в Индии 17 лет, с 629 по 645 г. Сюань Цзян записывал свои путевые впечатления, которые составили впоследствии ставшие знаменитыми «Записки о странах Запада в эпоху великой династии Тан». В отличие от описания Фа Сяня труд Сюань Цзана был более объемным и более содержательным. Сюань Цзан затрагивал многие аспекты жизни Индии, приводил сведения об устройстве индийских городов, по географии, этнографии, истории, подробно описывал повседневную жизнь и быт индийцев. Эта книга переведена на многие языки мира и вошла в сокровищницу китайской классической литературы.

В период династии Тан было переведено на китайский язык множество сочинений, которые собрал и привез из своего 25-летнего паломничества в Индию известный буддийский монах И Цзин (635–713).

Благодаря буддийским паломникам Китай познакомился с древнейшей культурой Индии. В первой половине VII в. китайские паломники перестали обходить горы Тибета. Они разведали более короткие пути, через высокогорные проходы Тибета и Гималаев они спускались на равнину Ганга. Они открыли многие великолепные храмы и святые места Индии для других народов, многие из которых не пощадила история, когда они погибли от рук мусульманских завоевателей в XI–XIII вв. Это делает описанные сочинения Фа Сяня, Сюань Цзяна, И Цзина и других китайских путешественников еще более значимыми источниками, позволяющими сохранять память человечества, вновь открывать священные места буддизма.

Арабские путешественники и паломники

Еще более широк был географический кругозор арабов, появившихся на исторической арене Передней Азии. Арабов можно считать одним из самых путешествующих народов того времени. В результате образ «человека путешествующего» становится популярным в восточной литературе.

С VII века арабские племена, проживавшие на Аравийском полуострове, обрели новую религию – мусульманство. Основатель новой религии Мухаммед (около 570–632 гг.) вынужден был покинуть Мекку и переселиться в соседний город Медину. Хиджра (по-арабски «переселение») состоялась 16 июня 622 г. Эта дата станет началом нового мусульманского летоисчисления. После смерти пророка руководители мусульманских общин получают титул халифа, что означает «заместитель», «наместник».

Первыми халифами были ближайшие сподвижники Мухаммеда, которые завершили объединение Аравии, заложив основы гигантской империи арабов – Халифата. География военных походов арабов велика— она охватывает Средиземноморье, африканское побережье и территорию Западной Европы. Завоевание Испании маврами в 714 г. привело к усилению влияния арабской культуры.

Народы, населявшие арабский Восток, прославились не только завоевательными походами, именно они налаживали торговые связи с другими странами. В IX–X веках арабских купцов можно было встретить на сухопутных дорогах Востока, Северной Африки и Средиземноморского побережья. Корабли арабских торговцев плавали по всем морям Европы, по Красному морю и Индийскому океану. Из арабских путешественников по Передней Азии наиболее известны Сулейман из Басры (1494–1566), который совершил путешествие в Китай, посетив Цейлон и Суматру, Андамановы и Никобарские острова. В его записках описано много удивительных приключений на море и островах, населенных каннибалами. Много путешествовал хорезмский ученый-энциклопедист аль-Бируни (924—1048), автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, точным наукам, геологии и др. Бируни обобщил собранные им во время путешествия материалы в своем трактате по математической и описательной географии «Каноне Масуда». В 1030 году он выпустил труд, посвященный Индии, аль-Бируни обрисовал быт, культуру индийцев, изложил их религиозно-философские системы.

Последующие столетия были ознаменованы расширением географии странствий. Арабский писатель Ибн Даста (2-я половина IX – начало X в.), живший в Персии, значительно расширил географию путешествий, совершив длительное странствие, результатом которого стала историко-географическая энциклопедия своего времени «Книга драгоценных сокровищ», содержавшая интересные сведения о стране народов Восточной Европы (славян, русов, булгар и др.), которые считаются древнейшими в дошедшей до нас арабской географической литературе.

Путешествия были столь распространенным явлением, что великий врач, уроженец небольшого селения близ Бухары Абу Али Ибн Сина (ок. 980—1037), которого европейцы называли Авиценной, в своем «Каноне врачебной науки» посвятил специальную главу советам путешествующим. В этом трактате семь параграфов, где выдающийся целитель дает рекомендации по режиму питания, профилактике здоровья и оказанию помощи путешественникам в разных климатических зонах, а также советы для путешествующих по морю. Авиценна, в частности, советует путешественнику, лишенному привычных вещей, к которым он привык в своем доме, относиться с особым вниманием к своему питанию. Необходимо употреблять пищу хорошего качества и в небольшом количестве, для того чтобы «она переваривалась хорошо, и в сосудах не скапливались излишки. Не следует отправляться в путь с полным желудком, чтобы не испортилась пища и не явилась потребность пить воду». Относительно употребления воды Авиценна дает особые наставления по ее очищению и обеззараживанию.

Самым известным арабским путешественником считается Абу Абдаллах Ибн Баттута из Танжера (Марокко), который в XIV в. побывал почти во всех странах тогдашней Азии, познакомился с северным побережьем африканского материка и долиной Нила. Во времена второго путешествия он пересек Сахару в разных направлениях. В дальнейших своих путешествиях Ибн Баттута посетил Крым, побывал в низовьях Волги, побывал в Средней Азии. Несколько лет он прожил в Индии, далее он прошел через Индостан на юг, посетил Мальдивские острова, Цейлон и морем прибыл в Китай. Пройдя по суше и по морю в общем более 130 тыс. км, Ибн Баттута вернулся домой и написал книгу под названием «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий», более известную как «Путешествия Ибн Баттуты». Книга о его 25-летних путешествиях, содержавшая большой исторический, географический и этнографический материал, была переведена на несколько европейских языков и стала ценным пособием по средневековому страноведению.

Мусульманское паломничество

Завоевательные походы арабов, развитие торговли приводят к быстрому распространению мусульманства. Мусульманское паломничество имеет давнюю историю. Исторически ислам возник в VII в. в проповедях пророка Мухаммеда. Приверженцев ислама называют мусульманами. Как и представители других религий, мусульмане совершают паломничество к святым местам. Источниками раннего мусульманского паломничества являются книги арабских ученых, географов и историков (аль-Идриси, аль-Масуди, Ибн Фадлана, Ибн Баттуты и других) и путевые заметки, хождения паломников. Паломничеством в исламе считается посещение двух священных городов – Мекки и Медины.

Хадж приурочен к трем знаменательным событиям в исламе, таким как воссоединение и прощение Адама и Евы после их изгнания из Рая, готовность Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила ради Бога и жизнь Пророка Мухаммада как пример смирения и покорности. Ритуалы хаджа установил Пророк Мухаммед в ходе своего паломничества в 623 г. Всем мусульманам предписывается раз в жизни совершить паломничество в Мекку, где находятся основные мусульманские святыни – Кааба и построенная вокруг нее мечеть Харам. Кааба – это мусульманская святыня в виде кубической постройки, сооруженная из серого камня с одной дверью и без окон. В восточный угол Каабы на высоте около полутора метров вмонтирован священный Черный камень, символизирующий ключ к Небесному храму. Во время хаджа совершается обряд таваф – ритуальный обход против часовой стрелки вокруг Каабы. К Каабе, как ориентиру, обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.

В Коране говорится, что это первое сооружение, возведенное людьми непосредственно для поклонения Богу. Считается, что до появления ислама Кааба была одним из мест языческого поклонения, вокруг которого стояло множество языческих божков. Позднее это сооружение неоднократно перестраивалось и современный вид приобрело в 1996 г.

Священная мечеть Харам, называемая иногда Запретной (Заповедной) мечетью, находится в самом центре Мекки. Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 г. Существующая сейчас мечеть, была известна с 1570 г., имеет форму прямоугольника, внутри которого и находится Кааба.

Главная цель паломничества в Мекку состоит в том, чтобы семь раз обойти вокруг Каабы и прикоснуться к Черному камню. Умра – это малое паломничество, связанное с посещением города Мекки, а также Запретной мечети. Оно может проводиться в любое время года.

Вторым по значению священным городом для мусульман является Медина, или Город пророка, в котором находится могила Мухаммеда. Паломничество в Медину не имеет обязательного характера для верующих. Многие паломники после посещения Мекки направляются молиться к могиле пророка.

Священные для мусульман места есть и в древнем Иерусалиме. Это город, в котором останавливался пророк Мухаммед во время своего легендарного ночного путешествия из Мекки. В мусульманском квартале расположен Харам-эш-Шериф (священный двор) со святынями ислама. Это знаменитые мечети Омара и Аль-Акса. Мечеть Скалы была построена в 691 г. повелению халифа Омара, отсюда ее второе название. Через два года на месте христианской базилики была сооружена мечеть Аль-Акса, в северном крыле которой находится место Маком Азиз, где по преданию пророк Мухаммед вознесся на небо из Иерусалима.

История мусульманского паломничества в России берет свое начало в те времена, когда на территории современной Российской Федерации возникли государства, население которых приняло ислам. Это Волжская Булгария, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское и другие ханства. В те времена хадж из-за трудностей пути был доступен только состоятельным людям, знати или купцам.

Вопросы и задания для повторения

1. Какой вклад в развитие географических представлений внесли арабские географы и путешественники эпохи раннего Средневековья?

2. В чем заключаются особенности средневековой культуры?

3. Назовите основные центры буддийского паломничества. Назовите основные центры буддийского паломничества в Индии и Непале?

4. Когда возник ислам, какую роль эта религия сыграла в формировании арабской культуры? Расскажите о знаменитых арабских путешественниках средневековья.

5. Какие основные центры мусульманского паломничества вы знаете?

2.2. История христианского паломничества

Истоки христианского паломничества

Христианская религия имеет давнюю традицию посещения святых мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии, святых апостолов и мучеников. Исторические источники говорят о том, что, начиная с IV в. складываются маршруты передвижения паломников по святым местам Палестины. Поклонение Гробу Господнему является важнейшей целью паломничества христиан. Начиная с IV в., пилигримы стремятся пройти по стопам Иисуса Христа на Голгофу.

Родоначальницей паломничества на Святую Землю считают св. Елену, императрицу Константинопольскую, мать императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской Империи. Она посетила Израиль в 326 г. В следующие 300 лет византийского правления Палестина наполнилась храмами, которые были воздвигнуты на Святых местах, практически все из которых были отображены топографически.

Исторические свидетельства паломничеств можно найти в описаниях этих путешествий. Об Израиле как древнейшем объекте христианского паломничества можно найти сведения и в таком более старинном путеводителе, как «Бордоский путешественник», написанный в 333 г. неизвестным паломником их города Бордо. Частично до нас дошли фрагменты «Хождения Игерии» (Itinerarium Egeriae), которое считается древнейшим известным образцом подобных произведений, составленных женщиной. Игерия, хотя имя паломницы точно не установлено, совершила паломничество в Палестину в 381–384 гг. Пробыв в Иерусалиме три года, она посещала другие места библейских событий[21]. Но не все однозначно относились к паломничеству. Так,

Святитель Григорий (ок. 335–389), вселенский учитель церкви, названный Богословом, осуждал чрезмерное увлечение паломничеством, особенно когда паломники совершают путешествия в Иерусалим из праздного любопытства. По мнению святителя Григория, безобразий здесь куда больше, нежели благочестия. «В Палестине изобилует грех и всякое нечестие… Зачем стараться делать то, что не приближает к Царствию Небесному? Ведь Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим, как доброго дела… Если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты и был на Голгофе, ты столь же далек от Христа, как и тот, кто не исповедовал и начала веры… И напротив, поистине в сердце того, кто имеет Бога, находится и Вифлеем, и Голгофа»[22]. Лучше быть простым отшельником, чем показным паломником, заключает он. Паломничество приобретает подлинный смысл только для укрепления веры.

Эту позицию в то время поддержали и другие отцы Церкви, выступив против массового увлечения паломничеством, которое осуществляемое без благословения священства, а скорее из праздного любопытства или тщеславия и с другими сомнительными целями.

Иерусалим – центр паломничества

Изначально потоки паломников устремлялись в Вифлеем, город, в котором родился Иисус. В 325 году над несколькими пещерами была построена базилика, а позднее, во времена правления императора Юстиниана в VI в., возведен храм Рождества Христова.

Большое число священных мест находится в Иерусалиме. Этот город – место, куда стремится попасть каждый христианин. История этого города насчитывает 4 тыс. лет. Впервые он упоминается в древних летописях середины II тысячелетия до н. э. В X веке до н. э. Иерусалим – центр Иудейского царства. Еще во времена царя Давида здесь была столица его государства. Царь Соломон, сын Давида, построил здесь Первый храм, развалины которого – Стена плача – с V в. являются местом паломничества представителей иудаизма. В VI веке до н. э. был построен Второй храм. Красоту этого величественного сооружения описал древний историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях», сравнив этот храм со сверкающей горной вершиной. Второй храм был разрушен в I в. н. э. во время Иудейской войны. Представить великолепие этого сооружения можно по точной модели Второго храма, воссозданной уже в наше время, в 60-е гг. XX в., в масштабе 1:50 и демонстрируемой ныне на территории одного из иерусалимских отелей.

В 33 году близ Иерусалима, на горе Голгофа, был распят Иисус Христос. Во времена византийского императора Константина, воздвигшего у Святого Гроба храм, который является главной святыней христианства и целью паломничества, в христианских странах Запада путешествие в Палестину стало популярным. Этому также способствовало то, что халифы не мешали паломникам, а скорее им покровительствовали, позволив пилигримам построить церкви и больницу.

Иерусалим пережил немало трагических испытаний и разрушительных воин. Неоднократно он подвергался вражеским нападениям, его захватывали войска вавилонского царя Навуходоносора (586 г. до н. э.) и знаменитого полководца древности Александра Македонского (322 г. до н. э.). В 640 году Иерусалим был завоеван арабами. Этому городу суждено было стать столицей Иудейского царства, входить в состав Священной Римской империи, Византии, Арабского халифата, быть частью турецкой Османской империи и т. д. Во времена I Крестового похода его провозгласили столицей Иерусалимского королевства крестоносцев. Все эти потрясения не могли не оставить свой след в истории города, он полон памятников ушедших эпох. Иерусалим считается священным городом у представителей разных религий: у христиан, иудеев, мусульман.

История крестовых походов

По окончании эпохи раннего Средневековья происходили масштабные миграции населения, названные Великим переселением народов, сформировавшие основную картину средневекового мира. В Европе образовались и крепли многочисленные государства, королевства и ханства, которые, к примеру, как Франкское государство, впоследствии занимало значительную часть Европы и сыграло немаловажную роль в ее истории. Подобные этнические перемещения стояли в череде последующих миграций, охвативших практически всю территорию Европы и выплеснувшихся за ее пределы. Наряду с этим в Западной Европе в X–XI вв. происходили важные для ее последующего развития события, одним из которых является появление городов. Число городов стремительно возрастало и к XV в. достигло почти 10 тыс. городов. Усиление новых городов привело к заметным изменениям социально-экономической, политической и культурной жизни европейского населения, появлялись новые традиции и т. д.

Средневековые города, возникавшие прежде всего на пересечении торговых путей, способствовали развитию торговли и налаживанию отношений с соседями, обеспечивали защиту населения от войн и междоусобиц и т. д. Вот почему одним из факторов, сопровождающих развитие городов, стало возникновение слоя профессиональных воинов.

Важной особенностью европейского развития в этот период явилось усиление влияния христианской церкви и расширение ее границ распространения. Способствовали этому и названные позднее Крестовыми походы. Современные ученые рассматривают Крестовые походы как военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства. Осуществлялись эти «паломничества за море», «пути в Святую Землю» или экспедиции, как их называли вначале, под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман с целью нравственного, духовного очищения, движения к спасению. Пилигримам, участникам этих походов, нашивали на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лк. 14, 27), отсюда и название этих походов.

Началу Крестовых походов способствовали и другие обстоятельства. Уже говорилось о росте числа городов, усиливающемся могуществе государств, усилении влияния христианской церкви, но были и более прозаические, экономические проблемы. Перенаселение городов, нехватка пахотной земли, неурожаи, болезни – это и многое другое заставляло искать новые земли, новые источники пропитания.

Призыв к походам прозвучал из уст римского папы Урбана II после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г. Не дожидаясь формирования войска, в странствование по стезе Господней отправилась многотысячная толпа простого народа, безоружных бедняков, которые отправлялись в путь с женами и детьми. Значительная часть из этих пилигримов погибла в пути от эпидемий, невзгод и лишений, тысячи были взяты в плен и проданы в рабство, десятки тысяч уничтожены турками-сельджуками. Более подготовленным к походу было войско рыцарей. Военное преимущество крестоносцев, выступивших к весне 1097 г., привело к завоеванию Иерусалима в июле 1099 г. и основанию Иерусалимского королевства, просуществовавшего до 1291 г., и других христианских графств княжеств.

Крестовые походы служили не только цели освобождения Иерусалима. Еще с глубокой древности завоеватели стремились подчинить Палестину, являвшуюся центром культуры того времени. Это был своеобразный перекресток цивилизаций, через который проходили важнейшие торговые пути. Как полагают ученые, крестовые походы в страны Восточного Средиземноморья свидетельствуют о желании европейцев укрепиться в этом регионе. Фактически крестовые походы привели к переселению больших масс народа на Восток. Трудно переоценить информационное значение этих походов. Когда крестоносцы и пилигримы оказывались на Востоке, перед их глазами представали диковинные животные и растения, неизвестные народы. Обычаи и традиции, одежда и вооружение, устройство городов говорили о том, что жившие здесь люди являются хранителями древнейших культур. Их достижения в науке и сельском хозяйстве, в строительстве и врачевании удивляли и восхищали крестоносцев. Рыцари были поражены и восхищены храбростью палестинцев и щедростью восточных правителей.

Мусульманский Восток оказал заметное влияние на культуру Западной Европы. Образование христианских государств на землях древней Палестины, многочисленные путешествия паломников привели к распространению знаний о странах Ближнего Востока. На полях европейских крестьян стали выращиваться гречиха, рис, арбузы, абрикосы, лимоны и другие культурные сельскохозяйственные растения. Европейцы познакомились с ветряными мельницами, привезли прекрасные ткани, восприняли некоторые обычаи и привычки восточных народов.

Священная война, начатая из ненависти к исламу, способствовала активизации торговли с мусульманами и, как следствие, более бурному развитию европейской культуры. Развивающаяся Русь также не осталась в стороне от этого процесса и включилась в межкультурные коммуникации, направив на Восток своих путешественников и пилигримов.

История православного паломничества

Посещение святых мест совершали и православные верующие, которых вело христианское усердие и желание поклониться Гробу Господнему. Православное поклонение святыням имеет свои особенности по сравнению с католическим. Период церковной истории с 717 по 867 г. связывают с эпохой иконоборчества. В период императоров-иконоборцев всякое поклонение иконам жестоко преследовалось. В 754 году при императоре Византии Константине V даже был созван Собор, осудивший почитание икон. Пришедшая к власти императрица Ирина, регент при своем малолетнем сыне Константине VI, тайно почитала святые иконы и по совету Патриарха Тарасия решилась на созыв Собора. Седьмой Вселенский Собор проходил в Никее в 787 г. Этот древний город в Малой Азии на месте современного турецкого города Изник сыграл определенную роль в истории паломничества. Именно захват Никеи турками-сельджуками, которые сделали ее столицей Румского султаната, стал толчком к началу первого Крестового похода.

Святые отцы VII Вселенского Собора сформулировали догмат об иконопочитании для всех народов, которые исповедуют православную веру. Этот догмат повлиял на понимание паломничества в православии.

Конец ознакомительного фрагмента.