Вводная глава
История туризма и гостеприимства как наука
Роль путешествий в развитии культуры
Ученые, изучающие истоки человеческой цивилизации, полагают, что становление и развитие человеческой культуры было неразрывно связано с путешествиями древнего человека. Путешествие – это поиск путей сообщения. В древние времена путешествия способствовали расширению ойкумены, возникновению новых очагов цивилизации. Среди ученых, изучающих культуры разных народов, есть те, кто полагает, что сходство культур на разных континентах связано с путешествиями древних людей.
История мировой культуры зависит от «человека путешествующего». Наряду с научными теориями, доказывающими, что человек является творцом культуры, существуют и концепции, считающие человека лишь ее «носильщиком». Во время путешествий он распространяет, «переносит» культуры с одно места на другое, способствуя расширению географии культуры. В этом отношении интересна концепция немецкого этнографа, африканиста Лео Фробениуса (1873–1938). Он полагал, что культуры являются живыми, подобно организмам, обладают «душой», переживающей стадии рождения, взросления, старения и смерти. Поэтому каждая из них уникальна и самобытна. Фробениус подчеркивал, что культура растет сама по себе, без человека. Но распространяется она только благодаря путешествующему человеку. Этот процесс может, по мнению ученого, происходить как через контакты отдельных людей, так ив результате масштабных перемещений народов в результате воин, торговли и других миграций.
Эти идеи Фробениуса нашли отражение в теории диффузии, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов. Изучая материальную культуру, обряды, искусства и мифологию Америки, различные формы африканской культуры и доисторической Европы, ученые – сторонники диффузионизма нашли множество подтверждений своей теории. Следы этих процессов выявляются не только методом сравнительного изучения; на нее указывает и обширный полевой материал.
Вся история культуры – это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия («напластование»). Следовательно, диффузионисты противопоставили понятию эволюции, культурного прогресса понятие культурной диффузии, которая основывается на представлениях о пространственном перемещении, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров. И хотя эта концепция не является общепризнанной и оспаривается большинством ученых, но в ней дан интересный вариант объяснения роли «человека путешествующего» в развитии культуры.
Вокруг концепции культурной диффузии долго не утихали теоретические споры. За проверку идеи пространственного перемещения культур брались не только кабинетные ученые, но и путешественники. Самый известный пример тому – плавания Тура Хейердала[1], приложившего немало усилий для подтверждения гипотезы о первоначальном заселении островов Полинезии южноамериканскими индейцами культуры Тиауанако, начиная примерно с конца I тысячелетия до н. э. С этой целью он вместе с командой из шести человек совершил плавание на судне «Кон-Тики», построенном по древней технологии из бревен бальсового дерева. Им предстояло преодолеть путь в 4300 миль (8000 км) к островам Полинезии. Это путешествие, полное приключений и неимоверных трудностей, длилось 101 день. Мужественным мореплавателям удалось подтвердить гипотезу, что древние жители Перу могли доплыть до островов Полинезии не только на крепких судах, но и на добротно построенных плотах, если умело использовать благоприятные природно-климатические условия.
Удивление первых путешественников-европейцев, пересекших величайший из всех океанов, вызвало то, что в центральной его части было расположено множество маленьких гористых островов и низких коралловых рифов, отделенных друг от друга огромными пространствами воды. Большинство из этих островов было населено удивительными людьми, встречавшими европейцев на берегу с собаками, свиньями и домашней птицей. На острове Пасхи обнаружились следы древнейшей мегалитической культуры.
Ученые предлагали различные варианты ответа на вопрос: кто эти люди и откуда они пришли? Малайя, Индия, Китай, Япония, Аравия, Египет, Кавказ, Атлантида, даже Германия и Норвегия всерьез выдвигались в качестве родины полинезийцев. По мнению Тура Хейердала, «таинственные монолиты на острове Пасхи и все остальные памятники неизвестного происхождения, найденные на этом маленьком, открытом всем ветрам уединенном острове, который лежит на полпути между ближайшими островами и берегом Южной Америки, дали пищу для самых различных теорий. Некоторые исследователи обратили внимание на то, что находки на острове Пасхи во многом напоминают памятники доисторической цивилизации Южной Америки. Может быть, когда-то между островом и материком существовал мост из суши, который впоследствии опустился? Может быть, остров Пасхи и все другие острова Южного моря, на которых мы находим сходные памятники, представляют собой остатки погрузившегося вводу континента?»[2]. Ответы на эти вопросы и стремился найти Тур Хейердал, подтвердивший своими плаваниями древние истины о миграции людей и доказавший, что именно путешествие служило не только средством открытия новых земель, но и средством передачи и распространения культуры, превращая тем самым путешествия в основу культурно-исторического процесса.
Важность изучения истории туризма и гостеприимства
Вопросы изучения роли путешествий находятся в центре внимания истории туризма. История – это наша культурная память. Она запечатлевается в фольклоре, фиксируется в летописях, оседает документами в архивах и библиотеках, ей посвящены научные труды историков. О важности изучения истории немало сказано. Еще в древности римский оратор и философ Цицерон называл историю свидетелем прошлого, светом истины, живой памятью, учителем жизни. О значении знания истории писал испанский писатель Мигель Сервантес, когда сравнивал ее с сокровищницей наших деяний, свидетельницей прошлого и поучением для настоящего, предостережением для будущего.
Многое в необъятных просторах прошлого, несомненно, кануло в Лету и в настоящее время не упоминается ни в одной из летописей, ни в одном из более или менее достойных трудов историков. Но есть и такие явления истории, которые привлекают пристальное внимание ученых. Одно из них – история путешествий.
Как любая история, эта история открывает перед современным человеком дорогу в прошлое, дает возможность прикоснуться к наследию великих путешественников, понять, как формировались представления об окружающем мире, куда стремились люди в поисках нового, неизведанного. Прослеживая хронологию путешествий, человек расширяет горизонты познания. Это интересный и увлекательный поиск знаний, который к тому же имеет большое практическое значение по дальнейшему осуществлению туристской деятельности в современном мире.
Перед исследователями истории туризма стоит непростая задача: необходимо, основываясь на фактах и исторических свидетельствах, проследить ее логику развития, понять социально-культурную обусловленность истории путешествий, объяснить, почему туризм появился на определенном этапе этой истории. При этом понять историю туризма можно, только рассматривая это явление в широком социокультурном контексте.
Для научных исследований в науках о туризме используются различные источники. Такие как:
• вещественные (предметы быта, изобразительно-художественные источники, архитектурные сооружения и т. д.);
• письменные (летописи, журналы, документы, научные труды и т. д.);
• устное народное творчество (фольклор, мифы и легенды и т. д.);
• лингвистические (географические названия, личные имена и т. д.).
В последние годы активно используют ресурсы Интернета. Только привлечение всех видов источников позволит смоделировать историческое развитие туризма в разных культурах.
История странствий, художественное или документальное описание дальних стран и диковинных заморских чудес, удивительных обычаев и народов составляют целые пласты мировой культуры. Мотив странствий можно найти во многих жанрах художественной поэзии и прозы. Путешествие как самостоятельный литературный жанр возник достаточно давно. Определенную роль в его развитии сыграли легенды, путевые рассказы и записи самих путешественников, как это было еще у отца истории Геродота. И позднее были опубликованы многочисленные записки и дневники о путешествиях, которые составили всемирное литературное наследие и принесли практическую пользу тем, кто собирался в путешествие. Так, произведения Жан-Жака Руссо, повествование которых разворачивается на фоне пейзажей Швейцарии, во многом предопределили интерес путешественников к этой стране. Многие художественные произведения стали своеобразными источниками информации о странах, гостиницах и способах передвижения для туристов.
В мировой и отечественной художественной литературе часто используются приемы описания путешествия в виде путевого дневника и очерка. Интересны с познавательной точки зрения и книги-воспоминания о странах и народах, написанные купцами и послами. Среди наиболее известных упомянем «Хожение за три моря» русского купца Афанасия Никитина и «Книгу о разнообразии мира» итальянского купца Марко Поло, «Записки о Московии» немецкого посла С. Герберштейна и «Исторический рассказ о путешествии польских послов в Московию, ими предпринятом в 1667 г.» и др.
Особое внимание заслуживают художественные описания научно-географических путешествий, к примеру, книги «Путешествие в Уссурийском крае», «Монголия и страна тангутов. Трехлетнее путешествие в Восточной нагорной Азии» Н.М. Пржевальского или книги «Открытие Антарктиды» Ф.Ф. Беллинсгаузена и «Камчатские экспедиции» В.Й. Беринга и многие другие, из которых можно почерпнуть немало важных сведений, конкретных фактов по влиянию путешествий на развитие человека и его культуры.
В свое время немецкий философ Иммануил Кант заметил, что сами путешествия, как и чтение книг о путешествиях, следует отнести к средствам расширения науки о человеке, антропологии. Отечественный ученый П.Ф. Каптерев вначале XX в. был убежден в том, что настанет время, когда необходимым элементом хорошего, полного образования будет «кругосветное путешествие».
В свою очередь, изучая историю путешествий людей, можно понять сущностные механизмы самой культуры, ее наиболее значимые механизмы коммуникаций и возможные перспективы развития. В нашей стране становление истории туризма как науки началось достаточно поздно, лишь со второй половины XX столетия. В начале 80-х гг. стали появляться первые учебники по истории туризма. Среди ученых, занимающихся вопросами истории туризма и гостеприимства, можно отметить таких, как В.А. Квартальное, М.Б. Биржаков, И.В. Зорин, Г.П. Долженко, Г.С. Усыскин, В.В. Дворниченко, Ю.С. Путрик, Л.П. Воронкова, Г.Ф. Шаповал, М.В. Соколова и других.
Цель и задачи изучения истории туризма и гостеприимства
Применение исторического подхода к туризму осуществляется с целью определить причины возникновения и логику развития рассматриваемого явления. Осуществить это можно путем обращения к предыстории туризма. Описывая историю возникновения и развития туризма, меньше всего хотелось бы свести все к простому перечислению фактов, пересказу маршрутов странствований и воспоминаний путешественников. Каждая историко-культурная эпоха характеризуется специфическими традициями и условиями развития, характером путешествий и особенностей гостеприимства. История туризма, тесно связанная с историей гостеприимства, вплетается в культурный контекст.
Вот почему при анализе путешествий, туризма и гостеприимства важно рассматривать материальную, повседневную культуры народов. Реконструкция культурно-исторических эпох позволяет лучше понять, как культуры в разные периоды истории определяли цели и характер путешествий. Предстоит выяснить, чем путешествие отличается от туризма, на каком этапе произошло его становление и как это повлияло на характер современной культуры. Следовательно, цель изучения истории туризма и гостеприимства состоит в формировании целостного представления о развитии туризма и гостеприимства в контексте отечественной и мировой культуры.
Потребность в таком анализе вытекает из стремления выявить перспективы дальнейшего развития международного туризма. Исходя из общей цели, можно сформулировать следующие задачи:
• раскрыть истоки туризма в истории культуры, проследив динамику развития путешествий, их цели, задачи и социокультурные последствия;
• рассмотреть историю международного туризма в связи с определенным типом культуры, выявив особенности мотивации путешествий, дать характеристику «человека путешествующего» в разных культурах;
• проследить изменения в географии туризма и традиций гостеприимства в разные периоды истории;
• на основе описания традиций гостеприимства народов мира показать направления формирования системы гостеприимства и достижения гостиничной индустрии на современном этапе;
• выявить объективные предпосылки и причины становления организованного туризма и понять тенденции его развития и национальную специфику;
• раскрыть особенности российского туризма, его историю и особенности развития на всех этапах, проанализировать современное состояние российского туризма;
• показать состояние географии современного международного туризма, основные тенденции и перспективы его развития.
История туризма и гостеприимства представляет собой науку, изучающую различные типы культур с целью выявления характерных для них моделей «человека путешествующего», а также изучения влияния материальной и бытовой культуры на развитие традиций гостеприимства и раскрытия основных этапов, тенденций и культурно-национальных особенностей развития туризма.
Эта отрасль научных знаний не только представляет чисто академический, теоретический интерес для историка, но имеет и прикладное значение. Тем же, кто работает в туристской сфере и по роду своей профессии призван вовлекать людей в удивительный мир путешествий, история «человека путешествующего» окажет неоценимые услуги, дав богатейший материал для анализа. В современных условиях динамично развивающего международного и национального туризма знание истории путешествий и культурно-исторических традиций гостеприимства позволяет эффективнее вести туристско-гостиничный бизнес с учетом ценностных ориентаций потребителей, представляющих разные социальные группы и разные культуры.
Основные методы изучения истории туризма
Использование накопленного в мировой культуре теоретического и практического материала по осмыслению феномена туризма позволит выработать подходы и методы работы с историей.
Методология в любой науке – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Методология выступает как средство теоретического познания и преобразования действительности. В науке о туризме ученые опираются на общенаучную и частно-научную методологию в своих теоретических исследованиях сферы туризма.
К методам общенаучного исследования, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют междисциплинарный спектр применения, относятся:
• сравнительный (компаративный) метод предполагает исследования, позволяющие путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии туризма у народов разных стран;
• историко-типологический метод, основой которого является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе;
• системный метод представляет собой направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение туризма как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, т. е. рассмотрение туризма как системы, и другие методы.
История международного туризма, как любая частная наука, имеет свои специфические методы исследования, т. е. имеет собственный методологический инструментарий. При этом частно-научные методы не оторваны от общенаучных и базируются на их различных сочетаниях. Сами частно-научные методы, которыми пользуются ученые, имеют специфику в зависимости от поставленных целей исторического исследования. Среди частно-научных методов выделим такие методы, как:
• контент-анализ – метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся исторических источниках;
• метод картографирования маршрутов древних путешествий, определение территорий и их классификация;
• социально-психологические методы, позволяющие выявить мотивации туристских поездок в различные исторические периоды и возможные дифференциации путешественников.
Ученые могут использовать и другие методы при исследовании истории международного туризма с целью объяснить влияние различных факторов, выявить причинно-следственные отношения в различные периоды истории и на современном этапе.
Одним из основных методов классификации и сравнения исторических событий является типологизация. Само понятие «тип» (от греч. typos — отпечаток, форма, образец) означает своеобразную теоретическую модель для группы объектов или явлений, в которой фиксируются их общие признаки, свойства, принципы существования. Сам процесс типологизации связан с выделением в системе различных объектов и группировкой с помощью определенной модели. Наиболее распространенной в отечественной научной литературе является историческая типология культур. Она и будет положена в основу периодизации истории международного туризма. В процессе изучения истории международного туризма мы будем сопоставлять типы культур и типы «человека путешествующего», характерные для определенной эпохи и народа. Использование типологических критериев позволит избежать разночтений в характеристике этапов истории международного туризма, что встречается в современной отечественной и зарубежной литературе по туризму.
Основные понятия
История международного туризма так же, как и другие науки, формирует определенный понятийный аппарат. В задачи ученых входят анализ содержания понятия, выяснение его генезиса, его роли в научном исследовании и значения для раскрытия сущности рассматриваемого процесса. Возможные разночтения в толковании терминов отчасти связаны с тем, что наука о туризме постоянно и интенсивно развивается. Идет естественный для каждой отрасли научного знания процесс уточнения, конкретизации ее понятийного аппарата. К примеру, в научной литературе можно встретить разные позиции по вопросу разделения таких понятий, как «путешествие» и «туризм», или относительное единодушие в предпочтительном использовании термина «туристский» вместо «туристический» и т. д. В настоящее время вокруг толкования туристских терминов все еще продолжаются дискуссии и споры, которые носят не только чисто теоретический характер. Неразбериха в использовании понятий, их различное толкование, в том числе и ведомственное, приводят к усложнению туристской деятельности, ставят препоны на пути развития туристско-гостиничного бизнеса. Четкие, однозначные формулировки понятий имеют не только чисто теоретическое значение, но и практический, прикладной смысл.
Рассмотрим определения важнейших понятий – «путешествие» и «туризм». Большинство исследователей полагают, что понятия неразрывно связаны между собой, поскольку оба описывают определенный образ поведения человека. Путешествие – передвижение по какой-либо территории, акватории независимо от цели такого перемещения. Путешествие, к примеру, может принимать форму военных походов, переселений народов, экспедиций, кочевых миграций и т. д. В зависимости от целей и особенностей путешествий, люди, совершающие путешествия, могут быть натуралистами, моряками, паломниками, коммивояжерами и т. д. Так, путешественниками-натуралистами считают людей, занятых исследованиями природного и животного мира, отправляющихся в такие места на планете, где природа сохранилась в первозданном виде, а коммивояжерами называют находящихся в постоянных разъездах представителей торговых фирм, которые предлагают покупателям товары по имеющимся у них образцам. Из этого можно сделать вывод, что понятие «путешествие» является достаточно сложным. Оно описывает разнообразные перемещения людей в пространстве и во времени и, следовательно, может рассматриваться как более широкое понятие, чем «туризм».
Понятие «турист» было введено в литературный обиход приблизительно в 1800 г. В это время вышла в свет книга Пейджа «Анекдоты английского языка», в которой путешественник был назван туристом. Примерно в то же время во Франции публикуется словарь французского языка, включающий определение туриста как человека, путешествующего из любопытства или с целью «убить время». Позднее, в 1838 г., появляются «Воспоминания туриста» Стендаля, что дает основание именно его считать изобретателем слова «турист».
Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского слова tornus (движение по кругу; вертеть, вращать). В широком смысле оно означает передвижение с одновременной сменой быта людей. Наиболее выразительно оно во французском языке: tour означает путешествие с возвращением обратно к месту выезда. Во второй половине XIX в. это слово вошло в языки многих народов мира. В русском языке этот термин появляется несколько позднее.
Так, в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (1902) еще нет статьи «туризм», а термин употребляется лишь в статье об истории путешествий на велосипедах.
Одно из первых определений туризма было дано австрийским экономистом Германом фон Шуллардом в 1910 г., который описал туризм как общую сумму действий, в основном экономической сущности, имеющих непосредственное отношение к въезду, проживанию и передвижению иностранцев внутри и за пределами определенного государства, города или региона.
Слова «туризм» и «турист» французского происхождения и появились в русском языке сравнительно недавно. Большой академический словарь русского языка свидетельствует, что впервые эти наименования зафиксированы в «Словаре иностранных слов» издания 1937 г.
Определениями туризма стали активно заниматься во второй половине XX в. в связи с динамичным развитием и увеличением туристских потоков. Так, одно из первых определений международного туризма было дано в 1963 г. на конференции ООН по международному туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме.
Туризм представляет собой частный случай путешествий, имеющий три основных критерия. Это, в первую очередь, изменение места, т. е. выезд за пределы постоянного места проживания. Важным критерием является срок пребывание в районе туристской дестинации. Он может быть от 24 часов до года. И последний критерий туризма – турист не должен быть связанным с какой-либо трудовой деятельностью в местах временного пребывания. Вот как Всемирная туристская организация рассматривает туризм как деятельность людей, путешествующих и останавливающихся в местах вне их обычного окружения на период не более последовательного года для досуга, бизнеса или с другими целями, не сопряженными с деятельностью, подлежащей вознаграждению в месте пребывания.
Одним из важнейших понятий, которые используются в истории международного туризма, является «гостеприимство». Путешествия были бы невозможны, если путникам негде было бы остановиться на ночлег и получить провизию. Гостеприимство имеет долгую историю, оно начинается с древнейшей традиции «преломлять хлеб» со странниками. У разных народов мира складывались различные традиции и обычаи встречать гостей. Особенности бытовой культуры оказывают влияние на формирование гостеприимства как необходимой составляющей индустрии туризма. Термин «гостеприимство» происходит от старофранцузского слова hospice (хоспис), что означает «странноприимный дом». В бытовом смысле гостеприимство – это свойство характера человека, отличающегося радушием и хлебосольством, а также традиции встречи гостей в разных культурах. В контексте изучения туризма как раздела культуры это собирательное название системы обслуживания людей, находящихся в путешествии, на отдыхе вдали от своего дома.
Гостеприимство включает в себя такие важнейшие направления деятельности, как размещение и питание гостей, предоставление разного рода социокультурных услуг, в том числе развлекательных, проведение конференций. Немаловажное место в организации свободного времени постояльцев гостиниц и туристов занимают экскурсии. Экскурсия (от лат. excurcio – «поездка») представляет собой своеобразное путешествие с целью посещения различных достопримечательных мест и туристских объектов для непосредственного ознакомления с ними, а также прогулку с образовательными или увеселительными целями. Поэтому в научном лексиконе специалистов в области международного туризма используются термины «экскурсия», «экскурсант», «экскурсоведение» и «экскурсионная деятельность» для обозначения мероприятий, проводимых в форме походов и путешествий с познавательными, научными, увеселительными и другими целями.
Периодизация истории туризма и гостеприимства
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Задача каждого историка – не просто описать череду событий, а найти закономерности, обусловливающие ход исторического процесса, выделить его основные этапы или периоды.
В современной научной литературе по туризму можно найти различные подходы к вопросу о периодизации истории международного туризма. Выделяется несколько групп критериев. Согласно одним из них, периодизация истории туризма связывается с определенными странами, в которых наиболее активно развивается туризм в те или иные исторические периоды. Другие критерии связывают периодизацию развития туризма с историческими этапами развития, с той или иной периодизацией истории, принятой в современных науках. Третий критерий увязывают выделение периодов развития туризма с содержательными, структурными изменениями, которые происходят в самом туризме.
Рассмотрим варианты периодизации туризма. В первом случае история туризма связывается с развитием средств транспорта, которые используются во время путешествий. Так, американский ученый Дж. Уокер полагает, что историю туризма можно условно разделить на пять периодов (или эпох). Самым первым периодом он считал предындустриальный, когда люди использовали крайне примитивные средства передвижения. Последующие четыре эпохи связаны с изобретением новых транспортных средств. Это век железных дорог, далее следует век автомобиля, век реактивных авиалайнеров и, наконец, век круизов на морских лайнерах[3].
Содержательный критерий используется ив периодизации истории туризма, когда она определяется социально-экономическим развитием стран. Существуют и другие варианты периодизации истории европейского туризма. Предлагается, например, разделить его на четыре этапа. Хотя временные рамки разные ученые определяют по-разному, сущность этих этапов определяется одинаково. Первый этап рассматривается как становление и эволюция путешествий людей, определения целей и направлений потоков в зависимости от исторической эпохи развития государств. Длится этот период с древнейших времен до конца XVIII – начала XIX вв. Второй этап – фактически становление туризма как организованного и массового движения, формирование индустрии туризма – с начала XIX в. до конца Первой мировой войны. На третьем этапе – от 1918 г. до конца Второй мировой войны – речь идет о формировании мощной индустрии туризма как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма, создания международных отношений и формированию международных отношений в сфере туризма. И, наконец, со второй половины XX в. до настоящего времени – это четвертый период, связанный с глобализацией туризма со всеми характерными для него особенностями и чертами.
История развития туризма в России, по мнению некоторых ученых, насчитывает свыше 100 лет и может быть разделена на пять этапов в зависимости от исторических этапов развития страны. Первый – просветительский – длился до 1890 г. Начало второго – предпринимательского – было связано с развитием капитализма в России. В это время активно создаются туристские фирмы и конторы, которые занимаются частной предпринимательской деятельностью в сфере туризма. После социалистической революции в России начинается третий, организационно-централизованный, этап. Он продолжался с 20-х до 60-х гг. XX в. и характеризуется формированием советского туризма и появлением характерных для него государственных и общественных организаций. Четвертый этап – административно-нормативный (1960–1990). Начало пятого, переходного, этапа совпадает с началом процессов перестройки и реформирования экономики в стране, когда возрождаются традиции предпринимательства, в том числе и в сфере туризма. В основу данной периодизации положены в качестве критериев технико-экономические и социальные изменения в обществе, а также целевые функции туризма на разных этапах его развития.
Вопросы и задания для повторения
1. Какую роль в истории культуры, по мнению диффузионистов, играет «человек путешествующий»?
2. Каковы цели и значение плаваний норвежского путешественника Тура Хейердала?
3. Какую роль в распространении культуры играли реки и моря? Какие основные этапы в своем развитии, по мнению Л.И. Мечникова, проходят цивилизации?
4. Каковы цель и основные задачи изучения истории туризма и гостеприимства?
5. Определите понятия «путешествие» и «туризм». Чем объясняется многозначность понятия «путешествие»?
6. Когда впервые термины «турист» и «туризм» появились в западной и отечественной литературе?
7. Какой смысл вкладывается в понятие «гостеприимство»?
8. Назовите основные варианты периодизации истории международного туризма. Можно ли считать, что периодизация туризма в Западной Европе применима к России?
Дополнительная литература к вводной главе
1. Геродот. История: в 9 кн.: пер. Г.А. Стратановского. М.: ACT; Ладомир, 2001.
2. Долженко Г.П., Долженко Е.Г. Развитие научных исследований туристской деятельности в России: 1930–2010 гг.: электронное учебное пособие.
3. История туризма: учебник/ отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
4. Магидович И., Магидович В. Очерки по истории географических открытий. Очерки по истории географических открытий. Т. 1 (Древний мир и средневековье – до плавания Колумба). М.: Просвещение, 1983.
5. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки: пер. с франц. М.: Айрис-Пресс, 2013.
6. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. Глава IV. Первобытное путешествие / ред. Е.В. Смирницкая. М.: ИНН, 1995.
7. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: пер. с англ. В.Н. Егоров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
8. Хейердал Т. Древний человек и океан: пер. с англ. М.: Мысль, 1982.
9. Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики». Тайна острова «Пасхи» (Аку-Аку): пер. с англ. Ташкент: Кзыл Узбекистан; Правда Востока, Узбекистан Сурх, 1962.
10. Фробениус Л. Детство человечества. Первобытная культура аборигенов Африки и Америки: пер. с нем. 2-е изд. М.: Либроком, 2012.