Основные направления развития таможенной политики
В известной мере упрощая историю торговли, ее можно рассматривать как процесс чередования смены систем взимания торговых пошлин в разное время и в разных странах в зависимости от их политических интересов и уровня экономического развития. Необходимо сказать, что этот процесс всегда протекал между двумя крайностями – от фритредерства до протекционизма.
Фритредерство (англ. Free trade – свободная торговля) – течение в экономической политике промышленной буржуазии (возникло в Англии, где достигло особого влияния в 1-й половине XIX в.), считавшее, что основой экономической политики является свобода торговли и невмешательство государства в хозяйственную жизнь. Основная цель фритредерства состояла в отмене таможенных пошлин и вывозных премий, в установлении свободного ввоза и вывоза товаров[9].
Фритредерскую школу в России представляли: профессор Киевского и Московского университетов И. В. Вернадский, министр финансов Н. Х. Бунге. Идеи Адама Смита пропагандировались в «Трудах Вольного экономического общества». В этой связи следует отметить русского писателя и экономиста М. Д. Чулкова (1743 – 1795), видного экономиста А. К. Шторха (1766 – 1836). Их взгляды, изложенные в научных трудах и докладах, оказывали отрицательное влияние на таможенную политику. Однако концепция «чистого» фритредерства не получила широкого применения в России, в таможенной политике побеждали протекционистские тенденции. М. Н. Соболев подробно рассматривает обе тенденции в таможенной политике России во второй половине XIX в. и приходит к выводу, что фритредерство теряет своих сторонников. Идея фритредерства оставалась популярной среди предпринимателей, которые стремились выйти на международный рынок.
Протекционизм – система экономических мероприятий капиталистических государств, направленных к насаждению в стране крупной промышленности и ограждению ее от иностранной конкуренции с целью повышения прибылей капиталистов. В области сельского хозяйства – к повышению доходов помещичьих и кулацких хозяйств. К этим мероприятиям относятся: высокие таможенные пошлины на иностранные товары с целью сократить их ввоз, поощрение экспорта понижением вывозных пошлин, выдача денежных субсидий отдельным капиталистам и т. д. Протекционизм возник в XVII в. в Англии и получил широкое распространение в эпоху промышленного капитализма. Протекционизм вызывает рост цен на товары на внутреннем рынке и ведет к снижению жизненного уровня широких масс трудящихся[10].
Во Франции протекционизм был введен в 1667 г., в Пруссии – в конце XVII в., России и Австрии – в начале XVIII века. Ярким представителем идей протекционизма был германский экономист Фридрих Лист.
Основная философская посылка Ф. Листа заключалась в том, что национальное богатство состоит не в количестве меновых ценностей, а в развитии производительных сил. Еще ранее, за 50 лет до Листа, идеи протекционизма развивал американец Александр Гамильтон, бывший министром финансов в правительстве Дж. Вашингтона. Обосновывая потребность в необходимости введения протекционизма, упоминаемые авторы реализовали свои взгляды в практике таможенного дела. Идеи протекционизма были близки Наполеону I. Об этом свидетельствует его высказывание о том, что «таможня должна служить не ко взиманию подати, а к поощрению промышленности». Являясь представителями школы свободной торговли, Джон Стюарт Миль, Мишель Шевалье, Сен-Жан Батист считали, что для того чтобы выдержать конкуренцию с иностранными государствами в развитии промышленности, необходимо ограждать себя охранительным тарифом до тех пор, пока отечественные изделия смогут состязаться с иностранными. Как идеальный путь развития России рассматривал протекционизм Н. С. Мордвинов. Он считал, что только через развитие промышленности можно достичь высокого уровня всего народного хозяйства, и в первую очередь сельскохозяйственного производства. «Земледелец без ремесленника есть производитель грубый и неуспешный, обремененный игом, трудом по несовершенству орудий своих… без ремесел и рукоделий коснеет и само просвещение. Народ, имеющий только земледельцев и купцов, коснеет в бедности и всяких недостатках и, что важнее всего, не может быть народом свободным, ибо зависит от других по удовлетворению первейшим его нуждам». Взгляды Мордвинова поддерживали декабристы. Они намеревались включить его в состав будущего революционного правительства. Убежденным сторонником протекционизма в России был Е. Ф. Канкрин. В ряде своих трудов по экономике он обосновывает необходимость использования таможенного механизма для регулирования развития промышленности и внешней торговли. Канкрин впервые разработал положение о составлении тарифов. Он считал, что тарифом должны предусматриваться ценовые пошлины и, как исключение, пошлины с меры и веса. Тариф должен быть подробен и ясен. При привозе товаров, не упомянутых в тарифе, к которым он может быть применен различно, следует держаться умеренных мер, умеренной пошлины. «Никто, не исключая придворного ведомства, не должен пользоваться особыми привилегиями», – писал Канкрин. Он считал, что при вывозе за границу собственных продуктов следует устанавливать небольшую пошлину, а пропускать беспошлинно – это предубеждение[11].
Протекционизм – это государственность, утверждал Д. И. Менделеев. В своих работах он обстоятельно анализирует экономическое развитие Западной Европы и России и на конкретных примерах доказывает важность протекционизма и его взаимосвязь со свободной торговлей[12]. Он приходит к выводу, что его начальная форма стремится к тому, чтобы в стране развивались все отрасли промышленности, удовлетворяющие потребности всех слоев населения, а потому все, что ввозится, облагается высокими пошлинами или просто запрещается к ввозу. Протекционизм вторичный выполняет охранительные функции, потому что не заботится о развитии новых видов промышленности, а охраняет существующие производства.
Первое из этих понятий (фритредерство) означает свободу от всех торговых пошлин, предоставляющую возможность беспрепятственно провозить и продавать товары и полностью открывающую рынок для конкуренции другим, неместным производителям, второе – установление такого высокого размера пошлин, при котором становится невозможным получить прибыль, продавая привезенный товар, следовательно, теряется экономический смысл его привоза, и хозяевами на рынке становятся местные производители, не платящие торговых пошлин.
Развитие таможенной политики в любом государстве непосредственно зависит от конкретных экономических условий страны, сложившихся традиций, внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры. На развитие страны оказывали влияние определенные правящие круги, промышленники, финансисты, помещики, таким образом таможенная политика менялась в зависимости от теоретических воззрений протекционистов и фритредеров на разных этапах развития.