Восстановление государственности на Руси и ее влияние на внешнеэкономические связи в Московском государстве
Перспективы внешнеторговых отношений, которые сложились в этот исторический период времени, опирались на глубокие исторические торговые корни. Например, в XIII в. Новгород вступил в Ганзейский союз[18]. Вступление в этот союз помогло новгородским купцам расширить связи с немецкими и скандинавскими торговыми союзами.
Иностранным купцам были предоставлены в Новгороде беспошлинные льготы для торговли. Последние организовали в городе свои купеческие дворы, торговые склады, куда привозили различные изделия. К концу XIV в. Новгород успешно торгует с Киевом, Черниговом, Суздалем, Литвой, Москвой, Рязанью, Тверью.
Особенность русской торговли в этот период состояла в том, что, с одной стороны, государство располагало огромными сырьевыми запасами, с другой, отсутствовала даже скудная промышленность. В стране была слабо развита сеть дорог, не было людей опытных в ведении торговли, т. е. купцов.
По примеру Новгорода в Ганзейский союз вступил Псков, а затем Смоленск. Расширяется круг торговых отношений других русских городов с Западом. Пермь была связана со Швецией и Норвегией, Архангельск – с Ливорно. С одной стороны, вступление в этот союз носило положительный характер, а с другой, отрицательный, так как вся торговля в Новгороде практически полностью перешла к Ганзе, а русские города стали экономически зависимы. Ганзейские города до 1478 г. вывозили из новгородской и псковской земли несметные богатства. Они обогащались, используя льготные условия торговли, беспошлинный ввоз своих товаров.
«В 1478 г. по приказу Ивана III в завоеванном им Новгороде был закрыт немецкий купеческий двор, а ганзейские купцы лишены всех привилегий. Благоприятствие в торговле было предоставлено городам Дерпту, Ревелю, Риге. На российских рынках появились англичане и голландцы. Однако Ганзейский союз не сдавался. Он всячески пытался восстановить свой торговый статус в России. Более ста лет шли переговоры с русским правительством, но тщетно. Лишь в 1603 г. представители 58 городов, входящие в Ганзу, направили в Москву свое посольство. В «Инструкции» посольству были изложены ходатайства к русскому царю о восстановлении прежних привилегий в торговле. В частности, речь шла о восстановлении купеческих дворов и предоставлении права беспошлинной торговли.
Просьбы ганзейской делегации были удовлетворены. Однако Ганза не смогла восстановить свое былое положение. На первый план в торговле с Россией вышли англичане и голландцы, которые участвовали в зарождении и развитии беломорской внешней торговли, каковая была одной из древних.
Первыми открыли эту торговлю англичане Гут Виллуфби и Ричард Ченслер в середине XVI в. Корабль под командованием Р. Ченслера вошел в устье Северной Двины в 1533 г. Посланник Эдуарда VI и Елизаветы пытался открыть североморской путь в Китай и Индию, но попал в Россию. Он был принят Иваном IV. Возвратившись в Англию, Ченслер создал «Русскую компанию», которая регулярно вела торговлю с Россией. В дарованной грамоте русского царя в 1569 г. англичанам предоставлялось право беспошлинно торговать с Россией и провозить транзитом грузы в Персию и другие страны»[19].
Надо отметить, что в этот период таможенные пошлины также выступали средством политического воздействия.
Иностранные купцы имели на территории России свои склады для хранения грузов, а иногда и предприятия по производству товаров и переработке сырья. Англичане открыли в Холмогорах прядильню, в Вологде – канатную фабрику. Им было предоставлено право проводить работы по поиску железной руды.
Развивается торговля не только с Западом, но и с Востоком. В Китай доставлялись товары из Москвы, Устюга, Мангазеи, Тюмени и других городов.
Государство стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, к защите национальных интересов России в торговле через таможенный механизм уже во второй половине XVII в.
В 1649 г. в России были отменены привилегии иностранцам в вопросах торговли.
Таможенную пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские. Таким образом, Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.
В середине XVII в. в России объективно назревали таможенные реформы.
Отдельные княжества в этот период сохраняли особые таможенные границы, а это тормозило ход экономического развития централизованного государства, так как рост общественного разделения труда приводил к концентрированию небольших местных рынков в единый всероссийский рынок.
25 октября 1653 г. Алексеем Михайловичем был подписан Именной Указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». В указе говорилось: «Великий государь, слушав выписки и челобитья и сказок гостей и гостиной и суконной и черных сотен и слобод и городовых всяких чинов людей, указал, и Бояре приговорили: впредь свою Государеву и таможенную пошлину иметь с весчих и невесчих, со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городах с тутошних жилищных и с приезжих со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по десяти денег с рубля, почему который товар ценой на деньги в продаже будет».
Пошлины с иноземцев были повышены, т. е. стали взимать по 2 алтына (т. е. 12 денег), а за товары, отвезенные в глубь страны или обратно за рубеж, – еще 4 деньги с рубля.
В историографии таможенного дела указ от 25 октября 1653 г. рассматривается как Таможенный устав, а в большинстве случаев – как Торговый устав. Так или иначе указ стал важной вехой таможенной реформы в России, документом, содержание которого положило начало перестройки таможенного дела в соответствии с потребностями экономического и торгового развития Московского государства.
Расширение связей России с международным рынком, активизация торговли иноземных купцов объективно поставили вопрос о продолжении реформы. 22 апреля 1667 г. был составлен, а 10 мая введен в действие Новоторговый устав. В нем были уточнены разделы торга с иностранцами. Резко увеличены с них пошлины (почти в 4 раза), в пять раз повышена проезжая пошлина, введены запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары.
Новоторговый устав носил ярко выраженный протекционистский характер. Принятием устава завершился этап таможенных реформ, которые продлились до середины XVIII в., когда были ликвидированы внутренние таможни, отменена откупная система, и таможенные органы превратились в государственный аппарат со своей структурой и управлением.
Кроме общих положений, изложенных в уставе, в России практиковалась выдача иностранным купцам в каждом конкретном случае специальных жалованных грамот на торги. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.
Однако в XVII в. внешняя торговля России значительно отставала от западных стран. Торговля осуществлялась, как правило, иностранцами, которые заключали сделки с выгодой для себя, всячески стараясь не допускать развития русского купечества. Чтобы воспрепятствовать в этом иностранцам государство издает ряд законодательных документов, регулирующих взаимоотношения с западными торговцами[20].