6. Франкское государство при Меровингах
В 486 г. в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг из рода Меровея (отсюда династия Меровингов). Так начался первый период Франкского государства – с конца V в. до конца VII в., обычно называемый меровингским периодом.
При Хлодвиге была завоевана Аквитания, при его преемниках – Бургундия, а остготы уступили франкам Прованс. К середине VI в. Франкское государство включало почти свою территорию бывшей римской провинции Галлии. платить им ежегодную дань.
Процесс феодализации Франкского государства происходил в форме синтеза разлагающихся позднеримских и германских родоплеменных отношений.
На первом этапе существования Франкского государства (конец V – конец VII вв.) на севере Галлии позднеримская и варварская структуры существовали в виде различных укладов: разлагающихся рабовладельческого и варварского, родоплеменного, а также зарождающегося феодального (колонат, разные формы поземельной зависимости, дружинные отношения у франков), которому принадлежало будущее.
Важнейшим источником для изучения общественного строя франков в меровингский период является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических франков, произведенную, как полагают, в начале VI в., еще при Хлодвиге.
Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах. «Салическая правда» отражает архаические порядки первобытно-общинного строя, существовавшие у франков еще до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римского населения. По этому документу в этот период у франков существует вполне развитая частная, свободноотчуждаемая собственность на движимое имущество. Основной земельный фонд каждой деревни принадлежит коллективу его жителей – свободных мелких землевладельцев, составлявших общину. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины.
Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI вв. только зарождалась. Об этом свидетельствует глава «Об аллодах», согласно которой земельное наследство в отличие от движимого имущества наследовалось только по мужской линии.
В конце VI в. под воздействием имущественного расслоения и ослабления родовых связей в эдикте короля Хильперика эта глава была изменена: было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, а не «соседи», т. е. община. Земля становилась объектом купли-продажи, превращалась в собственность общинника.
Возникновение аллода стимулировало рост крупного землевладения у франков. Еще в ходе завоевания Хлодвиг присвоил себе земли бывшего императорского фиска. Его преемники постепенно захватили все свободные земли, которые сначала считались достоянием всего народа.
Притеснения со стороны крупных светских землевладельцев, церковных учреждений и королевских должностных лиц вынуждали свободных франков отдаваться под покровительство светских и духовных землевладельцев, которые становились их сеньорами. Акт вступления под личное покровительство назывался «коммендацией».
Королевская власть опиралась на поддержку складывающегося класса крупных землевладельцев.
В свое время Хлодвиг с дружиной, а за ним и все франки приняли христианство, что не только повысило авторитет короля у христианского населения Галлии, но и обеспечило ему и его преемникам союз с церковью. Принятие христианства сопровождалось введением латинской письменности. Почти в каждой деревне был возведен храм, где священник вел богослужение.