Вы здесь

История средних веков. 9. Западная Европа в эпоху феодальной раздробленности (В. Н. Казакова, 2009)

9. Западная Европа в эпоху феодальной раздробленности

Характерной чертой социально-политических отношений, сложившихся в Европе к середине XI в., была неразрывная связь между феодальной собственностью на землю и политической властью феодала. Крупная вотчина представляла собой не только хозяйственную единицу, но и как бы маленькое независимое государство – сеньорию. По отношению к населению своих владений феодал был не только землевладельцем, но и государем – сеньором, в руках которого находились суд, администрация, военные и политические силы. Такая организация общества обусловила господство в Европе X–XI вв. политической раздробленности.

Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу феодальной иерархии («лестницы»). На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном – главой феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли – нередко бывшие области – непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, а также высшие представители клира, графы, архиепископы, епископы и аббаты крупнейших монастырей. Фактически они были почти независимы от короля: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высшую юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы – обычно тоже весьма крупные землевладельцы, – носившие часто звания баронов, были рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях определенной политической властью. Ниже баронов стояли более мелкие феодалы – рыцари – низшие представители господствующего класса, у которых не всегда были вассалы.

Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, как правило, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала – не мой вассал». Среди церковных феодалов также существовала такая иерархия по рангу занимаемых должностей (от папы римского до приходских священников). Многие из них одновременно могли быть вассалами светских феодалов по своим земельным владениям и наоборот.

Основой и обеспечением вассальных отношений являлось феодальное земельное владение – феод, которое вассал держал от своего сеньора. В качестве специфического военного держания феод считался привилегированным, «благородным» владением, которое могло находится только в руках представителей господствующего класса. Передача феода вассалу – ввод во владение – носило название инвеституры. Акту инвеституры сопутствовала торжественная церемония вступления в вассальную зависимость от другого феодала, публичное признание себя его «человеком». При этом он приносил клятву верности сеньору. Во Франции вассалы подчинялись только сеньорам. С конца XI в. династия Каролингов правила лишь номинально, реальная власть находилась в этот период в руках какого-нибудь из наиболее влиятельных северофранцузских феодалов, обычно графа Парижского из рода Робертинов, отличившихся в борьбе с норманнами. С пресечением в 987 г. династии Каролингов магнаты возвели на трон представителя именно этого рода, – Гуго Капета. Его потомки – Капетинги – правили страной до 1848 г. Смена династии нанесла авторитету королевской власти сильный удар, поскольку во многих районах, особенно на юге, Капетинги были признаны далеко не сразу, а главное, формально.

Наиболее сильные тенденции отделения от центра были в провинциальных городах с нероманским населением. Неудивительно, что уже в начале X в. Гасконь, Бретань, Нормандия и в меньшей степени Бургундия оказались фактически независимыми. Особый статус этих земель получил отражение в титулатуре правителей – герцогов. С властью короля считались только на северо-востоке, но здесь ему противостояло несколько крупных феодалов, из которых по крайней мере двое – графы Фландрии и Шампани – были сильнее своего верховного сеньора. Суверенные права Гуго Капета и его преемников на деле ограничивались их собственным доменом – небольшой и до начала XII в. почти не увеличивавшейся территорий между Парижем и Орлеаном, получившей в последствии название Иль-де-Франс – «Остров Франции».

В Германии, после того как пресеклась династия Каролингов, королем был избран один из герцогов – Конрад I Франконский, при котором вспыхнул первый конфликт между королевской властью и племенным герцогом, закончившийся поражением короля. Однако несмотря не сепаратизм герцогов, в Германии в это время существовали уже объективные предпосылки для усиления королевской власти: с конца IX в. Германия стала ареной для набегов норманнов, а с начала X в. – венгров, обосновавшихся в Паннонии. Объективные предпосылки для усиления королевской власти были использованы королями Саксонской династии, при первых представителях которой – Генрихе I и Оттоне I – фактически сложилось Германское раннефеодальное государство. Генрих I искусной политикой добился признания своей власти всеми племенными герцогами. Используя феодальные распри во Франции, ослабившие ее власть в Лотарингии, и опираясь на поддержку части местных феодалов, он присоединил Лотарингию к Германскому королевству. Успешно велась борьба против набегов венгров. Большое значение имело строительство замков и создание тяжеловооруженной конницы рыцарей, способной эффективно бороться с подвижными венгерскими отрядами. Первая крупная победа была одержана над венграми в 933 г. на саксоно-тюрингской границе.

Чтоб узнать сепаратистские устремления и укрепить авторитет центральной власти, ей были необходимы органы управления, способные проводить на местах политику королевской власти. Эту задачу сын Генриха I Оттон I пытался решить при помощи союза с церковью, которую он стремился поставить на службу государству. Щедро одаряя церковь земельными владениями и политическими правами, Оттон I вместе с тем стремился прочными узами привязать ее к престолу. Все епископские и аббатские должности находились в распоряжении короля. Он не скрывал, что его целью является возрождение империи Карла Великого. Тогда считали, что император может быть коронован только в Риме. Отгон I совершил несколько походов в Италию, занял Рим и в 962 г. принял из рук папы римского императорскую корону. Так возникла средневековая «Римская» империя во главе с германским королем (с конца XII в. она стал именоваться Священной Римской империей. Относительно сильной оказалась королевская власть в Англии. После ее подчинения норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем в XI в. все ее бароны и рыцари стали вассалами короля.