Вы здесь

История средних веков. 8. Становление феодальных отношений в раннее Средневековье (В. Н. Казакова, 2009)

8. Становление феодальных отношений в раннее Средневековье

Феодальный строй сложился в Европе после Великого переселения народов, в результате взаимодействия позднеримских порядков с общественными отношениями, которые складывались у варваров, преимущественно германцев. Римское государство в последние десятилетия своего существования было ослаблено. Хозяйственная жизнь, а вместе с ней и реальная власть все более сосредоточивалась во владениях крупных собственников. После варварских вторжений значительная часть этих имений перешла к германским вождям, королям и дружинникам. В результате этих перемен значительная часть крестьянства попала в личную и поземельную зависимость от светской и церковной верхушки общества. Власть концентрировалась в руках тех, кто обладал силой, авторитетом и землями.

Важным этапом феодализма явилась новая волна нашествий на Западную Европу в IX–XI вв. – нападения арабов, венгров, норманнов. В эпоху политической раздробленности, последовавшей уже за распадом империи Карла Великого, в Западной Европе сформировалось общество, которое историки называют феодальным. Феод – это наименование земельного владения, пожалованного господином – сеньором (лат. «старший») своему вассалу – подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т. е. в полном вооружении и верхом на боевом коне. Владелец феода назывался феодалом. Феодальная вотчина являлась организацией для эксплуатации зависимого крестьянства, для присвоения крупными землевладельцами феодальной ренты – прибавочного труда крестьян в форме оброков и барщины. Земля в феодальной вотчине обычно делилась на две части: на господскую землю, или домен, на которой велось хозяйство феодала, и на землю, находившуюся в пользовании зависимых крестьян и состоявшую из наделов. На севере домен в таких вотчинах был довольно велик, составляя не менее 1/3 всех входивших в него земель. В состав господской, или домениальной, земли входили барская усадьба – дом и двор с хозяйственными постройками, иногда с мастерскими вотчинных ремесленников, сад, огород, виноградник, скотный двор и птичник сеньора. С барской усадьбой обычно были связаны мельница и церковь, которая считалась собственностью феодала. Пахотные земли, луга и виноградники вотчинника, разделенные на мелкие участки, лежали вперемежку (черезполосно) с участками зависимых крестьян.

Крестьянское население вотчины не было единым по своему происхождению и правовому положению. Оно делилось на три основные группы – колонов, литов и рабов-сервов. Колоны не утратили полностью личной свободы, но уже находились в поземельной зависимости от вотчинника, не могли уйти со своего надела, находившегося у них в наследственной собственности. Рабы, жившие в вотчине, разделялись на две категории: дворовые рабы, не имевшие надела, и рабы, сидевшие на земле. Первые жили и работали на господском дворе; их можно было продать и купить, и все то, что они приобретали, рассматривалось как собственность господина. Рабы, наделенные землей и прикрепленные к ней, обычно отчуждались без земли и по своему фактическому положению были уже не рабами, а зависимыми крестьянами. Промежуточное положение между колонами и рабами (сервами) занимали литы, обычно находившиеся под патронатом какого-либо светского или духовного крупного землевладельца и державшие свой земельный надел в наследственном пользовании. Грани в правовом положении отельных категорий крестьян постепенно стирались, и они все больше сливались в единую массу зависимых. Зависимые крестьяне всех категорий обязаны были нести повинности в пользу сеньора – выполнять барщину и оброк.

Община, в которую объединялись крестьяне, теперь зависела от феодала. Община ведала хозяйственными делами, следила за тем, чтобы у всех общинников были равные условия для ведения хозяйства. На сельском сходе крестьяне сообща решали свои вопросы. Отказываясь выполнять чрезмерные требования феодала, крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей.

В феодальной деревне господствовало натуральное хозяйство. Преобладание натурально-хозяйственных отношений объясняется низким уровнем развития производственных сил, в частности, отсутствием общинного разделения труда между ремеслом и сельским хозяйством. В феодальной вотчине ремесленный труд был соединен с сельским хозяйством, что обеспечивало феодала также основными изделиями ремесла. Производством одежды, обуви и необходимого инвентаря занималось также население деревни. Все, что производилось в вотчине, шло главным образом на снабжение всем необходимым барского двора и за редким исключением потреблялось внутри вотчины. В этот период существовали и рынки и даже ярмарки, денежное обращение. Но торговые связи не играли существенной роли в хозяйственной жизни вотчины и вообще деревни. Продавались излишки, в т. ч. иногда зерно или шерсть, а покупалось то, чего нельзя было произвести в вотчине: соль, вино, металл, иногда оружие, а также предметы роскоши, пряности, привозимые иностранным купцами из заморских стран. Постоянных торговых связей между отдельными феодальными вотчинами не было. Внешняя торговля была развита слабо, удовлетворяла только потребности верхушки общества в предметах роскоши и не оказывала серьезного влияния на общий уровень экономической жизни.

Лишение крестьян собственности на землю и втягивание их в зависимость вызывали ожесточенное сопротивление, как еще свободного, так и уже зависимого крестьянства. Оно принимало различные формы. Одной из них были массовые побеги крестьян. Нередко происходили и открытые крестьянские выступления. Но они обычно терпели поражение вследствие своей стихийности и неорганизованности. Однако сопротивление крестьян вынуждало представителей господствующего класса фиксировать повинности зависимых крестьян. Фиксация феодальной зависимости хотя бы на некоторое время ограждала крестьян от повышения нормы эксплуатации. Фиксация феодальных повинностей диктовалась и стремлением феодалов определить и закрепить размеры своих вотчинных доходов.

Феодальное общество было аристократично, в нем пользовались авторитетом и властью люди знатного происхождения, которые придерживались особого поведения, не свойственного всем остальным. Феодальное общество – общество, разгороженное юридическими, сословными перегородками, очень далеко от правового равенства. Для того чтобы обеспечить свою безопасность, человек вынужден был искать себе покровителя, господина и защитника. По словам Энгельса, за четыреста лет, прошедшие со времени крушения Западной Римской империи, был сделан шаг вперед, «исчезло античное рабство, исчезли разорившиеся, нищие свободные, презиравшие труд как рабское занятие. Между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин». Развившиеся на развалинах античного общества феодальные отношения обеспечивали дальнейший подъем общественных производственных сил и «был теперь для нового поколения исходный момент нового развития».

За пределами домена их власть признавалась постольку, поскольку они выступали как сюзерены, возглавлявшие верховную власть. Король улаживал конфликты между своими вассалами, в случае их гибели опекал их несовершеннолетних детей, предводительствовал на войне. В остальном крупные сеньоры были вполне самостоятельны: вершили суд, чеканили свою монету, собирали в свою пользу налоги, затевали частные войны, открыто вступали в конфликт с другим монархами и их вассалами, тем более что международные отношения строились на лично-сеньориальной власти. Вмешательству короля в свои личные, внутренне дела они решительно противились, напоминая, что именно они возвели Капетингов на престол.