Вы здесь

История средних веков. 4. Норманнские племена (В. Н. Казакова, 2009)

4. Норманнские племена

К берегам Франции, Англии, Германии в IX–XI вв. приставали быстроходные парусные корабли, которые потом заплывали в устья рек и поднимались в глубь страны. На борту судов находились воинственные дружины норманнов («северных людей») или, как их называли на Руси, варягов (по Волхову и Днепру они добирались до Византии и стран Арабского халифата). То были выходцы из Северной Европы – норвежцы, датчане, шведы. В самой Скандинавии их именовали викингами (происхождение слова «викинг», возможно, означало на древненорвежском языке – залив, куда они ставили свои суда).

Это был период широкой экспансии, в которой разрозненные военные набеги, со временем сменившиеся более организованными походами, возглавляемые скандинавскими конунгами (королями), переплетались с развитием международной торговли, с колонизацией и открытием новых земель. В самой Скандинавии этот период ознаменовался усилением распада родоплеменных отношений и зарождением предпосылок для возникновения первых государственных образований. Вместе с тем «эпоху викингов» произошли глубокие перемены в материальной и духовной культуре скандинавских народов. Развертывается внутрення колонизация – частичное освоение и заселение лесных зон Скандинавского полуострова. Возникают новые типы быстроходных и маневренных кораблей, на которых викинги плавали по Северному и Балтийскому морям; суда викингов бороздили Средиземное море и Атлантику, вплоть до Исландии и островов у побережья Северной Америки. На основе развернувшейся международной торговли поднялись важные ее центры в Северной Европе – Хайтабю в Дании, Бирка на озере Меларен в Южной Швеции, Скирингосаль в Южной Норвегии. Успехи в строительном и фортификационном деле выразились, в частности, в сооружении системы уникальных по конструкции военных кольцевых укреплений в Ютландии на близлежащих островах.

Первые упоминания о нападениях викингов восходят к самому концу VIII в., когда в 793 г. отряд скандинавов напал на монастырь на Северо-Восточном побережье Англии, разграбил и сжег его. Вскоре разбойничьи нападения стали истинным бедствием для населения приморских районов Англии, Ирландии, Франкского королевства, Германии, Южного побережья Балтийского моря.

Датским завоевателям удалось разграбить и подчинить своей власти обширные территории в разных частях Европы; они переселялись на острова Северной Атлантики. После 870 г. выходцы из Норвегии открыли и начали заселять Исландию. Первым поселенцем здесь был Ингольф Арнарсон, обосновавшийся на юго-западном берегу вблизи горячих гейзеров, в Рейкьявике («Залив дымов»). В IX – начале X вв. норвежцы и датчане завоевали значительную часть Ирландии, основав здесь свои королевства. На рубеже IX и X вв. часть датского войска, которое воевало в Северной Франции, обосновалось на острове Котантен, его предводитель Роллон получил эту часть страны от французского короля на условии защиты страны от норманнов. Формально вассальное владение Франции, новое герцогство Нормандия фактически было независимым и от слабых западно-франкских королей, и от датских конунгов. Примерно к 930 г. норвежцами была заселена вся береговая кромка Исландии. Расселившись по обособленным хуторам, колонисты занимались скотоводством и морским промыслом и в гораздо меньшей степени – земледелием. В 930 г. было учреждено общее для жителей Исландии вече – альтинг – и были приняты по норвежскому образцу первые законы. В 80-е гг. X в. исландцами и норвежцами была открыта Гренландия, которую они начали заселять, а после этого – острова у побережья Северной Америки, названные ими Хеллюланд («Страна плоских камней», Маркланд («Страна лесная»), Виланд («Страна дикого винограда»). Во главе этих экспедиций стоял Лейв Счастливый, сын Эрика Рыжего, первого гренландского поселенца. Ученые склонны полагать, что скандинавы действительно открыли Ньюфаундленд, где обнаружены следы построек того типа, который характерен для скандинавских. Лейв опередил Колумба на полтысячелетия.

Крупнейшее достижение скандинавских захватчиков – подчинение ими Англии, королевство которой, ослабленное внутренними усобицами, стало их добычей. Сначала датские и норвежские вожди поступали на службу к королям Англии, получая от них жалованье и награды, а потом превратили эти платежи в огромную контрибуцию, взимаемую с населения. В 1016 г. датский вождь Кнут занял английский престол, а после смерти брата сделался королем Дании. В 1028 г. он добился власти и Норвегии, так возникла держава Кнута Великого, недолговечная, как и все раннесредневековые политические образования. Последним викингом на престоле считают Харальда Хардрада («Сурового правителя»), который в молодости ходил походами на Восточную и Южную Европу, служил в варяжской гвардии в Константинополе, воевал в Италии и Сицилии, и чьей женой была дочь великого князя Киевского Ярослава. В походах викингов можно видеть последнюю волну Великого переселения народов. Но, в отличие от германских и других племен, викинги и их потомки, феодализировавшиеся вожди и рыцари, вслед за ними и военно-крестьянские колонисты восприняли ту социальную структуру, которая уже складывалась в захваченных ими областях, видоизменяя ее. Этот новый социальный опыт они переносили и к себе на родину. Процессы феодализации в Скандинавских странах начались под воздействием импульсов, пришедших из более «продвинутых» стран Запада, но привели к ощутимым результатам уже после завершения «Эпохи викингов».

В Дании, Швеции и Норвегии, развивавшихся вне сферы античного мира и сравнительно поздно испытавших влияние развитых феодальных обществ, долго сохранялись пережитки родовых отношений и патриархального рабства. Раннефеодальный период длился в Скандинавии до ХII-ХIII вв. Сложившийся в этих условиях феодализм был своеобразен: в Скандинавских странах не получили большого распространения личная зависимость крестьян и барщина, а Норвегия их вообще не знала; права феодалов на лены были более ограничены, а вассальные отношения (феодальная иерархия) – менее развиты, чем в странах Западной Европы. Что касается Исландии, колонизированной преимущественно норвежцами, то в ней феодализм вообще не развивался, и она оставалась страной свободных самоуправляющихся хуторян до 60-х гг. XIII в., когда Исландия пала под властью норвежского короля. Складывание классового общества в условиях Скандинавии шло медленно. Большую роль играли органы местного самоуправления – тинги, областные и окружные собрания бондов (свободных). На них вершился суд, решались споры, заключались различные сделки. Постепенно усиливалось общественное влияние знати. Источником ее могущества были прежде всего стада скота, торговля и особенно богатства, захваченные в морских походах и набегах викингов. На земельных владениях знать эксплуатировала рабов и пленных, отчасти из числа обедневших свободных, которых наделяли земельными участками.

По мере роста могущества знати, с одной стороны, и подчинения ей части свободных – с другой, углублялся процесс классообразования и возникали предпосылки для образования государства. Походы викингов ускорили этот процесс.