16. Образование государств в северной Европе
В походах викингов можно видеть вторую последнюю волну Великого переселения народов. Подобно тому, как германские и другие племена и союзы племен в V–VI вв. не ограничивались нападениями на богатую Римскую империю, но переселялись в отвоеванные у нее страны, создав там новые государства, так и скандинавы в IX–XI вв., переживавшие распад родоплеменного строя и испытывавшие потребность в земле и добыче, вторгались в страны Европы и во многом изменили ее социальную, политическую и демографическую структуру.
Однако вторая, заключительная, волна переселения отличалась от первой. В V–VI вв. варвары способствовали разрушению уже изжившей себя рабовладельческой системы, тогда как северные варвары в IX–XI вв. пришли в столкновении с новым, еще только формировавшимся социальным строем, разрушить который они были не в состоянии, и в конечном итоге включились в процесс феодализации. Процессы феодализации в Скандинавских странах начались под воздействием импульсов, шедших из более передовых стран Запада, но привели к ощутимым результатам уже после завершения «эпохи викингов».
В Дании, Швеции и Норвегии, развивавшихся вне сферы античного мира, долго сохранялись пережитки родовых отношений и патриархального рабства. Раннефеодальный период длился в скандинавских странах до XII–XIII вв. Сложившийся в этих условиях феодализм отличался значительным своеобразием: здесь не получали большого распространения личная зависимость крестьян и барщина, права феодалов на лены были ограничены, а вассальные отношения (феодальная иерархия) были менее развиты, чем в странах Западной Европы. Что касается Исландии, колонизированной преимущественно норвежцами, то в ней феодализм вообще не развивался и она оставалась страной свободных самоуправляющихся хуторян до 60-х гг. XIII в., когда Исландия попала под власть норвежского короля.
Замедленное развитие Скандинавских стран в немалой степени объясняется естественно-географическими условиями: относительно суровым климатом, преобладанием моренного, горного ландшафта с малым количеством удобных для хлебопашества земель. В горных районах Норвегии и Швеции земледелие было возможно лишь на ограниченных пространствах и велось весьма примитивно. Большую роль играло скотоводство; в лесных областях и на севере – в тундре – были распространены охота на пушного зверя и оленеводство, на побережье занимались рыболовством. Скандинавы издавна были искусными кораблестроителями и мореходами.
Основную массу населения Скандинавии составляли свободные – бонды. Это были земледельцы, скотоводы, охотники и рыбаки, имевшие собственное хозяйство и жившие на обособленных хуторах (в Норвегии и в некоторых районах Швеции, а также в Исландии), либо небольшими деревушками (в Дании и большей части Швеции). В датских общинах практиковались переделы земли. Большая семья являлась собственницей пахотной земли, которую нельзя было отчуждать; такое владение называлось одалем. Даже после того как начались разделы больших семей, выделявшаяся из их состава индивидуальная семья не получала права свободного распоряжения участками: сородичи сохраняли в течение длительного времени право преимущественного приобретения и выкупа одаля. Леса, луга и прочие угодья оставались в общей собственности жителей всего округа и считались «общими владениями» (альменнингами).
Складывание классового общества в условия Скандинавии шло медленно. Большую роль играли органы местного самоуправления – тинги, областные и окружные собрания бондов. На них вершили суд, решались споры, заключались различные сделки. У каждой области существовали собственные обычаи. В более позднее время, когда появилась письменность, областные правовые уложения были записаны.
Постепенно усиливалось общественное влияние знати. Источником ее могущества были прежде всего стада скота, торговля и особенно богатства, захваченные в морских походах и набегах викингов в IX – первой половине XI в. Там, где родовая знать имела земельные владения, она эксплуатировала рабов из пленных, отчасти из числа обедневших свободных, которых наделяли земельными участками. На Ютландском полуострове, в Сконе и на равнинных пространствах Швеции, где земледелие играло важную роль, возникали поместья с барской запашкой.
По мере могущества знати, с одной стороны, и подчинения ей части свободных – с другой, углублялся процесс классообразования и возникали предпосылки для складывания государства. Походы викингов ускорили этот процесс. Первые скандинавские короли (конунги), выделившиеся из родовой знати, в течение длительного времени в значительной степени оставались предводителями племен и племенных союзов. Тем не менее постепенно закладывались основы политического объединения. В Дании этот процесс начался еще в VIII в., а во второй половине X в. Харальд Синезубый значительно упрочил королевскую власть. Конунгу Харальду Прекрасноволосому в конце IX в. удалось подчинить себе многие племенные округа Норвегии, и в начале XI в. объединение Норвегии было в основном завершено.
Но королевская власть в Норвегии не была достаточно прочной. Король Олав Харальдссон был изгнан из страны и погиб в борьбе против восставших крестьян и знати. Затем Норвегия была временно включена в состав обширной, но непрочной державы датского короля Кнута.
В Швеции долгое время существовало два королевства: к северу – область свеев с центром в Упсале и южнее – область племен етов. Объединение их под властью королей Упсалы произошло к началу XI в. при короле Олафе Скетконунге. Однако еще и в XII в. власть шведского короля оставалась ограниченной.
Феодальный строй в Дании сформировался довольно быстро в связи с ранним развитием земледелия и частной земельной собственностью, контактами с Каролингской империей и огромными захватами в Европе. Первое на рубеже VIII и IX вв. возникло раннефеодальное государство Дании, объединившее под властью короля-викинга Готфреда Ютландию, Зеландию, мелкие острова, юг Скандинавского полуострова и Шлезвиг. Значительно упрочилось Древне датское государство в X в. при королях-викингах Горме Старом и его сыне Харальде Синезубом.
Но знать Исландии, где первый норвежец высадился в 874 г., сохранила независимость. Исландия оставалась политически самостоятельной аристократической республикой. Она управлялась сходом (впервые был собран в 930 г.) во главе со знатным «законоохранителем».
Для политической организации своего положения королевская власть стремилась опереться на христианскую церковь. Но христианизация наталкивалась на упорное противодействие крестьян и родовой знати, связывавших сохранение язычества с защитой своей независимости. Поэтому борьба против усиления королевской власти принимала подчас форму борьбы за сохранение язычества. Христианская церковь укрепилась в Скандинавии в конце X – начале XI вв., однако язычество окончательно не исчезло еще и в XII в. Тем не менее с успехами феодализации влияние церкви росло. Около 1103 г. было учреждено общескандинавское архиепископство с центром в Лунде.