12. Культура Западной Европы
Еще в поздней античности христианство стало той объединяющей оболочкой, в которую могли вселиться самые разные взгляды, представления и настроения – от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов. В сущности, христианство времени перехода от античности к Средневековью являлось весьма восприимчивой формой, отвечающей потребностям массового сознания эпохи. Это было одной из важнейших причин его постепенно усиления, поглощения им других идеологических и культурных явлений и соединения их в относительно унифицированную структуру.
В этом отношении огромное значение имела деятельность отца церкви, крупнейшего теолога, епископа Гиппонского Аврелия Августина, многоплановое творчество которого очертило границы духовного пространства Средних веков вплоть до XIII в., когда была создана теологическая система Фомы Аквинского. Августину принадлежит наиболее последовательное обоснование догмы о роли церкви, ставшей основой средневекового католицизма, христианской философии истории, развитой и в сочинении «О граде Божием», в христианской психологии. До августиновской «Исповеди» греческая и латинская литературы не знали такого глубокого самоанализа и столь глубокого проникновения во внутренний мир человека.
Для понимания генезиса Средневековой культуры важно учитывать, что она прежде всего формировалась в регионе, где еще недавно находился центр мощной, универсальной римской цивилизации, которая не могла исчезнуть исторически одномоментно, в то время как продолжали еще существовать социальные отношения и институты культуры. Даже в самое тяжелое для Западной Европы время не пресекалась римская школьная традиция. Средневековье восприняло такой важнейший ее элемент, как система семи свободных искусств, делившихся на два уровня: нижний, начальный – тривиум, включавший грамматику, диалектику, риторику, и высший – квадривиум, в который входили арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Один из самых распространенных в Средние века учебников был создан африканским неоплатоником V в. Марцианом Капеллой. Это было его сочинение «О браке Филологии и Меркурия». Важнейшим средством культурной преемственности между античностью и Средневековьем был латинский язык, сохранивший свое значение как язык церкви и государственного делопроизводства, международного общения и культуры и послуживший основой сложившихся впоследствии романских языков. Наиболее яркие явления в культуре конца V – первой половины VII вв. связаны с усвоением античного наследия, которое стало питательной средой для оживления культурной жизни в остготской Италии и вестготской Испании. Магистр Оффиций (первый министр) остготского короля Теодриха Северин Боэцкий входит в число наиболее почитаемых учителей Средневековья. Его трактаты об арифметике и музыке, сочинения по логике и теологии, переводы логических сочинений Аристотеля стали фундаментом средневековой системы образования и философии. Боэция нередко называют «отцом схоластики». Блестящая карьера Боэция внезапно прервалась. По ложному доносу он был брошен в тюрьму, а потом казнен. Перед смертью он написал небольшое стихотворение в стихах «Об утешении философией», которое стало одним из самых читаемых произведений Средних веков и Возрождения. Идея соединения христианской теологии и риторической культуры определила направление деятельности квестора (секретаря) и магистра Оффиция остготского короля Флавия Кассиодора. Его перу принадлежат «Варии», уникальный сборник документов, деловой и дипломатической переписки, ставший на много веков образцом латинской стилистики. На юге Италии в своем поместье Кассиодор основал обитель Виварий – культурный центр, объединивший школу, мастерскую по переписке книг (скрипторий), библиотеку. Виварий стал образцом для бенедиктинских монастырей, которые начиная со второй половины VI в. превращаются в хранителей культурных традиций на Западе вплоть до эпохи развитого Средневековья. Среди них наибольшей известностью пользовался монастырь Монтекассино в Италии.
Вестготская Испания выдвинула одного из крупнейших просветителей раннего Средневековья – Исидора Севильского, за которым закрепилась слава первого средневекового энциклопедиста. Его главное произведение – «Этимологии» в 20 книгах – свод того, что сохранилось от античного знания. Не надо думать, однако, что усвоение античного наследия осуществлялось беспрепятственно и в широких масштабах. Преемственность в культуре того времени не была и не могла быть полной преемственностью достижений классической античности. Борьба шла за то, чтобы сберечь лишь незначительную уцелевшую часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для становления культуры, ибо сохраненное составило важную часть ее фундамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее. В конце VI – начале VII вв. против идей допущения языческой мудрости в мир христианской духовности резко выступил папа Григорий I, осуждавший суетное мирское знание. Его позиция на несколько веков восторжествовала в духовной жизни Европы, да и впоследствии находила приверженцев среди деятелей церкви до конца Средневековья. С именем папы Григория связано развитие агиографической литературы, как нельзя лучше отвечавшей запросам массового сознания людей раннего средневековья. Жития святых надолго становятся излюбленным жанром в эти столетия социальных потрясений, голода, бедствий и войн. Святой становится новым героем человека, стремящимся к чуду, измученным страшной реальностью.
Со второй половины VII в. культурная жизнь в Западной Европе приходит в полный упадок, она едва теплится в монастырях, несколько интенсивнее – в Ирландии, откуда на континент исходили учителя-монахи. Крайне скудные источники не позволяют воссоздать сколько-нибудь полную картину культурной жизни варварских племен, стоявших у истоков средневековой цивилизации в Европе. Однако общепризнанно, что ко времени Великого переселения народов, к первым векам Средневековья, относится начало складывания героического эпоса народов Западной и Северной Европы (древненемецкого, скандинавского, англосаксонского, ирландского), который заменял им историю. Варвары раннего средневековья принесли своеобразное видение и ощущение мира, исполненное еще первобытной мощи, питаемой родовыми связями человека и общности, к которой он принадлежал, воинственной энергии, характерного для родового чувства неотделенности от природы, нерасчлененности мира людей и богов.
В X в. импульс, приданный культурной жизни Европы Каролингским возрождением, иссякает из-за непрекращающихся войн и усобиц, политического упадка государства, наступает период «культурного безмолвия», продлившийся почти до конца X в. и сменившийся кратким периодом подъема, так называемым Оттоновым возрождением, после которого в культурной жизни Европы уже не будет периодов столь глубокого упадка, как с середины VII до начала IX вв. и на протяжении нескольких десятилетий в X в. XI–XIV вв. станут временем, когда средневековая культура обретет свои классические формы.