Глава 6. Зарождение спиритизма в Америке
В июне 1854 года в Нью-Йорке появилась настоящая спиритическая организация – Общество по распространению спиритического Учения. В обществе состояли видные люди: судья Эдмондс, губернатор штата Висконсин господин Толмэдж. Организация учредила газету «Крисчиэн спиричуэлист». Кроме того, в программу работы общества входили ежедневные бесплатные сеансы для публики, которые проходили с десяти до тринадцати часов при участии мисс Кейт Фокс.
Самым важным фактом было, пожалуй, то, что медиумизм признали профессор Гэр и судья Эдмондс, выдающиеся люди своего времени. Мистер Гэр, в частности, писал:
«С помощью навыков медиумизма, которыми я овладевал, я делился своими размышлениями с духовными друзьями. Теперь мне нет нужды в заступничестве средств массовой информации против обвинений в обмане и мошенничестве. Это затрагивает мои личные убеждения, поэтому обсуждаться могут лишь они»[29].
Госпожа Хардиндж-Бриттен внесла немалый вклад в создание летописи Спиритизма. Читатели, которых особо заинтересует эта тема, могут направиться прямо к страницам ее книг, но и в нашем повествовании совсем не будет лишним короткий рассказ о миссис Хардиндж. «Апостол Павел в женском обличье» – так называли эту исключительную женщину, которая полностью заслуживает того, чтобы историки спиритического движения обратили на нее самое пристальное внимание.
Молодая, полная энергии миссис Эмма Хардиндж приехала в Нью-Йорк из Англии и осталась жить вместе с матерью в Соединенных Штатах. Она строго придерживалась Евангелического учения и не принимала Спиритизм: когда миссис Хардиндж впервые побывала на спиритическом сеансе, она просто ужаснулась. В 1856 году она опять столкнулась со Спиритизмом, и на этот раз истинность происходившего на сеансе была подкреплена вескими доказательствами, что поколебало ее недоверие к Учению. Спустя короткое время случай выявил, что она сама обладает весьма мощным медиумическим даром. Данный эпизод причисляют к сенсациям раннего периода развития спиритического движения. Миссис Хардиндж получила послание о том, что в Атлантическом океане затонул пароход «Пасифик» и что все, кто был на борту, погибли. Сообщение поступило от духа утонувшего члена экипажа. Хозяин судна пригрозил, что подаст в суд на миссис Хардиндж за распространение такой клеветы. Однако пароход действительно исчез в океане.
Свой неисчерпаемый энтузиазм миссис Эмма Хардиндж-Бриттен (эту фамилию она стала носить после второго замужества) направила на содействие новому движению, и ее след в истории Спиритизма оказался заметным. Она обладала сразу несколькими талантами: медиума, оратора, писателя, мыслителя; к тому же была увлеченной путешественницей. Все эти качества делали ее идеальным популяризатором Учения. Много лет она ездила по Америке, всюду пропагандировала новое движение и отражала нападки противников Учения – они называли ее воинствующей противницей христианства и говорили, что она отстаивает взгляды, полученные от наставников-духов. Тем не менее ее взгляды были лишь отражением того обстоятельства, что Церковь сама была очень далека от строгой морали и высших целей, для которых была предназначена, так что Отец христианства вряд ли стал бы критиковать Эмму Хардиндж. Взгляды этой женщины оказали большое влияние на позицию унитариев, которой до сих пор придерживается подавляющее большинство спиритов.
В Англию Эмма Хардиндж вернулась в 1866 году – здесь она продолжила писать свои книги «Чудеса XIX столетия» и «Современный американский Спиритизм». В этих монографиях видны ее исследовательский талант, ясный ум и четкая логика. Доктор Бриттен, за которого она вышла замуж в 1870 году, был, как и она, опытным спиритом. Их союз называли очень удачным, можно даже сказать, что это был идеальный брак. В 1878 году они поехали в качестве миссионеров Спиритизма в Австралию и Новую Зеландию. За несколько лет супруги основали в тех землях большое количество церквей и обществ.
Еще один заметный результат деятельности миссис Хардиндж-Бриттен – основанная ею манчестерская газета «Ту уорлдз». До сих пор ни одно спиритическое издание в мире не может поспорить с этой газетой в популярности. В 1899 году Эмма Хардиндж продвинулась еще дальше, и ее активность отразилась на религиозной жизни трех континентов.
Появлялись новые одаренные медиумы, комиссии исследователей вели свою работу (правда, эти исследователи частенько страдали предвзятостью). А еще становилось больше посвященных, возникали новые проявления. Стоит коснуться отдельных важных событий и тех, кто в них участвовал. Самыми примечательными личностями были Д. Д. Хоум и братья Дэвенпорт – они так долго обращали на себя самое пристальное внимание общественности, что рассказу об этих интересных людях мы посвятим целые главы.
Но были и не такие известные медиумы, например кузнец из Линтона – необразованный человек, который, тем не менее, под духовным руководством написал, как и Дэвис, превосходную книгу «Исцеление наций»[30] в пятьсот тридцать страниц. Понятно, что без помощи потусторонних сил кузнец не сумел бы создать такой значительный труд. Книга начинается с большого предисловия от имени губернатора Толмэджа, который показывает себя как великолепный знаток древности. Такие взгляды и суждения, как у Толмэджа, нечасто встречаются среди классиков и деятелей ортодоксальной церкви.
В 1857 году новые взгляды яростно преследовались в Гарвардском университете: студент Фред Уиллис, практикующий медиум, был исключен из учебного заведения. Казалось, что над Бостоном промчался дух тех, кто вершил суд над «ведьмами» в Салеме[31]. В то время не было никакой надежды преодолеть разногласия, которые рождались вокруг потусторонних сил. С одной стороны, это определялось стремлением извлечь пользу из подобного разоблачения. С другой стороны, внезапные открытия порождали более высокую активность умов. Так называемые медиумы порой вели себя нечестно и своими глупыми высказываниями и фанатичными поступками мешали успеху серьезных спиритов.
Перечисляя события раннего периода Спиритизма в Соединенных Штатах, нельзя не рассказать еще об одном случае, который наглядно демонстрирует то, как вторжение потусторонних сил может повернуть ход истории. Речь идет о сообщении, полученном из мира духов и повлиявшем на Авраама Линкольна в решающий момент Гражданской войны. Этот случай подробно описан и подкреплен свидетельствами очевидцев в книге об Аврааме Линкольне. Автор, миссис Мейнард, в девичестве Нетти Колберн, сама является одной из героинь книги.
Зимой 1862 года девушка, опытный трансмедиум, приехала навестить своего брата в госпитале Федеральной армии в Вашингтоне. Жена американского президента, миссис Линкольн, очень интересовалась Спиритизмом и пришла на заседание, которое устроила мисс Колберн. Результаты сеанса просто поразили ее, и миссис Линкольн решила познакомить девушку-медиума с самим президентом. Мисс Колберн рассказывает, как тепло ее принял президент, называет имена тех, кто присутствовал на приеме в Белом доме. Потом медиум вошла в транс и впала в бессознательное состояние. Вот как она описывает, что произошло дальше: «Мы беседовали с ним больше часа. Мои друзья позже рассказали мне, что мы говорили на те темы, которые привлекали президента. В числе таких тем, по словам друзей, было предстоящее оглашение Декларации об освобождении»[32]. Президенту нужно было решить, когда опубликовать этот документ, который имел силу закона, – Линкольн полагал, что появление Декларации ознаменует собой начало года. Президент был убежден, что данное событие будет главным за весь период его пребывания у власти, хотя некие партии, имевшие сильное влияние, рекомендовали не торопить события, рассчитывая тем самым задержать публикацию закона и пересмотреть его. На такие рекомендации президент не должен был реагировать. Он должен был оставаться стойким и решительным, чтобы завершить начатое и непоколебимо выполнить миссию, которую Провидение возложило на него. Все, кто присутствовал на приеме, были едины в своей оценке увиденного и услышанного: важность сообщения, его текст и характер речи совершенно не соответствовали хрупкой девушке. Все служило подтверждением того, что устами мисс Колберн говорил храбрый и сильный дух.
Возможно, это вторжение духов стало одним из наиболее значимых событий как в истории Спиритизма, так и в истории Америки. Линкольн убедился в своей правоте, его решение полностью изменило моральный дух армии северян и возродило в памяти людей крестовые походы. Кроме того, сообщение привело президента к идее посетить военные лагеря, и в результате этого визита боевой дух армии сильно воспрянул. Огромное значение этого случая читатель может понять, если переберет в памяти события Гражданской войны и жизни самого Линкольна.