Глава 1. История села Воробьёво
§1. Первые упоминания села Воробьёво (8 августа 1675 г.)
и его история до конца 20х годов XX века
В целом на территории современной Иркутской области Среднее Приангарье было освоено на несколько десятилетий ранее, чем остальные южные и восточные районы. Оно стало как бы базой колонизации восточных и южных районов Восточной Сибири.
Трудности снабжения хлебом из Енисейска, заложенного в 1619 г. и служившего в первой половине XVII в. исходным пунктом русской колонизации Приангарья, многочисленного контингента служивых людей заставили заняться поисками в долинах больших рек участков, пригодных под пашню. Уже в середине XVII в. благодаря освоению «Илимской пашни» в Среднем Приангарье сложился сельскохозяйственный район, который снабжал хлебом Прибайкалье и Якутск24. По сути, здесь сложился центр по распространению пашенного дела в Восточной Сибири, а Илимск стал оживленным торгово-промысловым пунктом.
Истинными первопроходцами Приангарья и Прибайкалья, как утверждают ученые, были не казаки и воеводы, а пашенные крестьяне. На начальном этапе сельскохозяйственного освоения среднего Приангарья русскими, в связи с распыленностью свободных участков, характерной особенностью была мозаичность, размещения угодий, которые обычно не выходили за пределы долин крупных рек и их притоков. Но в дальнейшем, по мере накопления практических знаний об особенностях местных природных условий, посадки плодово-ягодных и посевы более требовательных к теплу культур стали размещать в возвышенных местах, особенно южных экспозиций, подальше от котловин и западин25, где заморозки возможны в течение всего летнего сезона. Западины чаще всего использовались в качестве покосов или выгонов.
Важное место в жизни поселенцев занимало и животноводство. Разводили лошадей и крупный рогатый скот. Свиноводство и овцеводство не получили широкого распространения. Для первого не хватало хлеба, для второго – открытых пастбищ. Кроме того, заметное место в хозяйственной деятельности поселенцев занимали охота и рыболовство, роль которых возрастала по мере увеличения численности населения. Объясняется это тем, что первые поселенцы в основном были выходцами из северных областей Руси, имевшими навыки охоты и рыболовства.
Деревни на Ангаре размещались на участках, благоприятных для землепашества, рыбной ловли и защищенных от ветров и снежных заносов. При этом избегали понижения рельефа, и населенные пункты находились на солнечных открытых местах, хорошо видимых издали. Дома были из сосны. Обычно крестьяне в ангарских деревнях были одновременно хлебопашцами, рыболовами и охотниками в зависимости от сезона года.26
Считается, что первые деревни в Среднем Приангарье стали появляться, начиная с 30-х годов и, особенно, в конце XVII столетия. Однако в статистическом сборнике «Список населённых мест Сибирского края. Иркутский округ» за 1929 год указана точная дата основания села Воробьёво – 1626 год.
Эта дата не вызывает сомнений, поскольку жители сибирских деревень передавали из поколения в поколение наиболее значимые исторические сведения.
Фрагмент таблицы из «Списка населённых мест Сибирского края. Выпуск XVIII. Иркутский округ» за 1929 год. В таблице указаны порядковый номер населённого пункта по району, название населённого пункта, род населённого пункта, его местоположение, год возникновения, число хозяйств по переписи 1926 года, численность населения: мужчин, женщин и обоего пола.
Село Воробьёво самое большое после Братска поселение на Средней Ангаре. Оно было расположено в устье р. Эдучанка по левому берегу Ангары, в 225 км от Братска. Здесь горы отходили на запад и образовывали обширную террасу, удобную для развития сельского хозяйства. Благодаря наличию хороших пашенных угодий и благоприятному месту поселение довольно быстро выросло в крупное село27.
Расположение села Воробьёво на Ангаре
А вот, как описывает расположение села Воробьёво в своём дорожном дневнике Николай Спафарий, делая запись 8 августа 1675 года28:
6. Посередь реки Тунгуски островъ маленкой, от речки 2 версты. На правой стороне островъ на полверсты, отъ острова 3 версты. Посередь реки Тунгуски островъ, отъ острова три версты. А выше того острова немного на правой стороне островъ версты на 3. А позади того острова на той же стороне деревня русская. А подле той деревни речка Едуганка, а выше той деревни версты съ 2 займище Илимского ямского охотника Давыдка…
По передаточной описи 1723 г. в селе Воробьёво было всего два двора. Село названо, как утверждает Шерстобоев, по реке Воробьёвке29. Картографический анализ показывает, что река Воробьёвка и река Эдучанка – это два названия одной и той же реки, русского и эвенкийского происхождения.
Схема села Воробьёво
Воробьево – село многопорядкового типа. Две его улицы с двухсторонней застройкой обращены на юго-восток и идут вдоль Ангары. Другие с односторонней застройкой в верхних концах изгибаются по берегу тихой реки Эдучанки и представляют собой живописную композицию на фоне отдаленных гор. Интересна и такая деталь. Дома, выходящие фасадами на Ангару и Эдучанку, – с белыми наличниками и ставнями, а на внутренних улицах они сохраняют цвет дерева или покрашены в другие тона, но только не в белый. В центральной части села находилась деревянная церковь, построенная в начале XX в. на месте старой. Здесь же был дом волостного правления. Огороды и хозяйственные постройки располагались между порядками и на берегу Ангары.
Улица села Воробьёво. Фото А. Я. Ковалёва, начало 70-х годов XX века
В селе не сохранились древние дома. Часть из них перестроена: расширены окна, навешены новые прорезные наличники и ставни, перебраны крыши, переделанные фронтоны забиты тесом и украшены затейливой резьбой. Построены новые дома в XIX и XX вв. И в этом своем новом обличье село привлекает своеобразием и красотой. Несмотря на относительно невысокий берег, Воробьёво воспринимается с низа Ангары с далеких расстояний, а с верха – неожиданно выныривает из-за леса острова Большого (длиной 6,5 км) и сразу же открывается полным фронтом.
Вид на село Воробьёво. Фотография предоставлена старожилами села
В деревнях, как правило, отсутствуют палисады, деревья на улицах и во дворах, сады, что вполне естественно для лесного и сурового края. Дома поставлены с видом на красивые пейзажи. Деревни и села со стороны рек, с окружающих гор и холмов представляют живописные композиции. Хорошо вписанные в природные условия, они сами активно участвуют в образовании интересных ландшафтов30.
Берег реки Эдучанка. Фотография предоставлена старожилами села
Хозяйство и быт пашенного крестьянина в Сибири (при отсутствии помещичьего гнета) складывались в более свободных формах, чем у крепостного крестьянства. Полунатуральное земледельческо-промысловое хозяйство многосемейного ангарского поселенца (в с. Воробьёво одна семья насчитывала 30 человек31), обилие леса способствовали выработке собственного типа удобного крестьянского двора (усадьбы).
Чтобы обеспечить себе нормальные условия жизни, каждый крестьянин в ангарских деревнях был одновременно хлебопашцем и рыболовом, отличным охотником, уходившим на всю зиму в тайгу на промысел зверя. Такая напряженная и суровая жизнь выработала сильного решительного человека – умельца на все руки. Удаленная от промышленных центров, каждая семья обеспечивала себя всем необходимым для существования. Это определило и домашний уклад, и типы строений. Для каждого труда и промысла нужны были свой инвентарь, свои помещения для работы и хранения. Отсюда – количество, форма и размеры кладовых, сараев32.
К концу XVIII в. численность населения несколько возросла, наиболее доступные для освоения долинные земли были в основном исчерпаны. Поэтому началось наступление на тайгу с целью увеличения сельскохозяйственных угодий. Поскольку для увеличения площади сельхозугодий в тайге требовались большие затраты физического труда, то крестьяне, помимо корчевки и расчистки леса, применяли и поджоги.
В это время и в течение XIX в. охота также становится одной из важнейших отраслей хозяйства, особенно там, где было мало возможностей для увеличения площадей под сельхозугодия. Охотились на белку, соболя, лисицу, лося и др. Возникают специализированные предприятия по добыче пушнины.
Краевед из Иркутска Александр Денисюк обнаружил любопытное свидетельство того, как жители ангарских селений страдали от «алчности хозяина тайги – топтыгина». Журнал «Гражданин», вышедший в 1873 году, опубликовал в рубрике «Вести со всего мира» статью «Разорение от медведей в Иркутской губернии»33.
Эта заметка расширяет наши представления о жизни воробьёвцев. Так, неизвестный автор пишет:
Каждогодно почти жителямъ Карапчанской волости приходится, благодаря алчности и неразборчивости въ пищѣ царя нашихъ лѣсовъ – таптыгина (медвѣдя) переносить довольно чувствительныя лишенiя. Безпрепятственно разгуливая около поселенiй, онъ никогда не отказывалъ себѣ въ лакомомъ блюдѣ. Но хищная алчность лѣснаго хозяина особенно, кажется, обнаружилась здѣсь въ настоящемъ году. Почти въ каждой деревнѣ онъ оставилъ слѣды своихъ нападенiй. Въ одномъ Воробьевскомъ селенiи насчитываютъ до двадцати пяти головъ домашняго скота, павшихъ жертвою его кровожадности…
Крестьяне Воробьевскаго селенiе разсказывали, что на дняхъ медвѣдь посѣтилъ даже ихъ селенiе и, пробѣгая по улицѣ, чуть не смялъ одну женщину, которая, ничего не подозрѣвая спокойно шла къ сосѣдямъ. Замѣчательно, что народъ въ это время весь былъ по домамъ. Надобно сознаться про здѣшняго мужика что пока не заставишь его сдѣлать что либо силой – самъ онъ никогда не догадается. Не говоря уже о томъ, что безпечность въ этомъ случаѣ прямо ведетъ къ упадку домохозяйства въ нашемъ крестьянствѣ, она много вредитъ и въ отношенiи нравственно – религiозномъ.
Последнее замечание сделано совсем не случайно. Сохранились свидетельства (одно из которых приводится в заметке) о том, что селяне не всегда в борьбе с царём тайги использовали оружие и силу. Зачастую они обращались к шаманам. Например, в 1871 году жители деревни Банщиково, располагавшейся неподалёку от Воробьёво, пригласили для борьбы с медведем кочующего тунгуса Мирона и провели за деревней шаманский обряд34.
Кроме сельского хозяйства, охоты и рыболовства, в поселениях, расположенных на берегах рек, развитие получает обработка древесины – строятся деревянные дощаники, струги, барки и другие средства передвижения как по воде, так и по суше; расширяются лесозаготовки, люди занимаются смолокурением.
Таким образом, вплоть до 50-х годов XX в. Среднее Приангарье оказалось не затронутым индустриализацией, которая, как правило, характеризуется процессами крупномасштабного освоения природных ресурсов и преобразования природы.35
В конце XIX века в селе была построена церковь. Сооружение и открытие новых церквей в отдаленных северных районах епархии было делом чрезвычайно сложным. Связано это было с недостаточным количеством священнослужителей, а также с отсутствием дорог, а отсюда и доставкой необходимой церковной утвари и другими не менее важными причинами. Поэтому, когда жители деревни стали ходатайствовать о строительстве церкви, иркутский архиепископ Парфений разрешил возвести только часовню. Было рекомендовано строить часовню «по форме церкви с той именно целью, чтобы можно было совершать в таковом доме священнодействие на походных антиминсах36». Но по окончании строительства решено было освятить здание по чину церкви и приписать ее к приходу Николаевской церкви с. Карапчанка. Освящение состоялось 17 января 1865 года. Существует народное предание, объясняющее довольно редкое посвящение церкви памяти Чудотворца Григория, связывающее это с «помощью сего святителя во время какого-то древнего потопа в Ершовской деревне», поблизости от д. Воробьево.
Церковь памяти Святого Григория Неокесарийского в селе Воробьёво. Архивная фотография начала XX века
Церковь представляла собой небольшой сруб под четырехскатной кровлей с главкой на стройной шейке. С восточной и западной сторон выступали более низкие прирубы алтаря и притвора, также увенчанные главками. Ярусная четвериковая колокольня, завершённая четырёхскатным колпаком, соединялась с церковью крытым переходом. Килевидный верх наличников напоминал о мотивах древнерусской архитектуры. До наших дней церковь не сохранилась.
Церковь памяти Святого Григория Неокесарийского в селе Воробьёво середина XX века. Фотография предоставлена старожилами села
В начале XX века село Воробьёво состояло из 64 дворов, в которых проживало 217 душ мужского пола и 188 женского. Это было самое большое село по количеству дворов в Карапчанском (Николаевском) приходе Киренского уезда. По численности – второе после села Невонского37.
Таблица из научно-справочного издания «Православные храмы Иркутской епархии XVII – начало XX века», составленного И. В. Калининой
Отдалённость от центров революционной борьбы объясняет отсутствие упоминаний в исторической литературе конкретных сведений об этом событии в селе Воробьёво. Восстанавливая хронологию революционных событий и установления советской власти в Киренском уезде, можно проследить историю этого периода в сельской местности. Велика вероятность того, что жители села Воробьево были в курсе происходивших изменений в государственной жизни России.
«1906 г. 12—15 февраля. Киренская группа РСДРП организовала стачку речников, грузчиков и приказчиков.
1908 г. 12 ноября. Политическая демонстрация ссыльнопоселенцев и жителей с. Братское во время похорон политического ссыльного И. А. Герасимова, умершего от чахотки.
1917 г. 3 марта. В Киренске большевики провели совещание политических ссыльных, на котором было решено выпустить листовку воззвания к населению с объяснением событий в Петрограде.
4 марта. В Киренске рабочие объявили однодневную забастовку в ознаменование свержения царизма.
Вторая половина марта. По всем волостям Иркутской губернии прошли сходы, на которых избирались делегаты на уездные съезды крестьянских уполномоченных.
1918 г. 28 февраля. Иркутский губернский народный комиссариат обратился ко всем уездным, волостным и сельским Советам крестьянских депутатов в связи с решением об обложении налогом имущих слоёв деревенского населения»38.
Во время Гражданской войны этот район был занят колчаковцами, против которых боролись партизанские отряды. Лишь в конце 1919 года Карапчанскую волость удалось освободить от них. 15 октября была восстановлена власть Советов и волостной исполнительный комитет организовал по сёлам сбор денег и продовольствия для партизан.
Историк Приилимья Пушкарёв пишет об этом следующее: «Местное население, хотя и пассивно, но всё же помогало советам и партизанам продовольствием, фуражом, порохом, свинцом, деньгами. Большие суммы на собственное содержание и вооружение партизаны получили ограбив несколько церквей по крупным илимским сёлам»39.
С 1921 года начинает свою деятельность Воробьёвский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Каких-либо письменных документов о его деятельности в период с 1920 по 1930 год не сохранилось.
Таким образом, с. Воробьёво прошло трудный путь исторического развития и вступило в XX век со своими традициями и укладом. По существу, это село мало отличается от других сёл, стоящих на Ангаре. В нём проживали в основном крестьяне, которые мало интересовались политикой и стремились выполнять свои обязанности.
§2. Коллективизация и индустриализация в истории села
Восстановить ход исторических событий помогают сохранившиеся архивные документы: похозяйственные книги, протоколы собраний местного населения и земельного общества. К Воробьёвскому сельскому Совету, образованному в 1921 году, относились колхозы двух населённых пунктов: села Воробьёво (колхоз «Искра») и деревни Банщиковской (колхоз «Сила»).
О материальном благополучии и заботе государства о своих гражданах говорит хотя бы тот факт, что практически все сохранившиеся документы написаны простым или химическим карандашом на бумаге из канцелярских книг середины XIX – начала XX вв., поэтому документы можно читать с двух сторон.
В 1933—34 гг. в селе Воробьёво проживало 409 человек (едоков), из них нетрудоспособных 244 человека, всего в селе 84 двора40. В 1935 году с. Воробьёво по похозяйственным книгам насчитывало 107 дворов. На каждый двор приходилось в среднем 4—5 человек: 1—2 человека – 19 дворов, 3 человека – 5 дворов, 4 человека – 15 дворов, 5 человек – 21 двор, 6 человек – 18 дворов, 7 человек – 9 дворов, 8 человек – 9 дворов, 9—11 человек – 5 дворов. Всего в селе проживало 487 граждан41.
Колхозное движение в Сибири развивалось в трёх формах: тозы, артели, коммуны. По архивным документам трудно определить, какая форма хозяйства существовала в селе Воробьёво, т. к. в документах 1931 года упоминается и коммуна, и сельскохозяйственная артель «Искра», которая впоследствии именуется колхозом с таким же названием.
В похозяйственных книгах указывается дата вступления крестьянина в колхоз, что позволяет проследить динамику вступления в колхоз жителей с. Воробьёво.
Таблица 1. Динамика вступления в колхоз
Таким образом, к 1935 году в колхозе «Искра» состоял 91 двор из 107, также оставалось 12 единоличных хозяйств. Быть владельцем своего собственного хозяйства становилось не выгодным. Государство путём введения высоких налогов на единоличников пыталось всех крестьян объединить в коллективное хозяйство. Например, единоличники должны были платить сельхозналог от 32 до 506 рублей со двора и самообложение от 19 до 303 рублей, тогда как колхозники платили сельхозналог в размере 26 рублей, самообложение 9 рублей.
Таблица составлена на основе похозяйственных книг, хранящихся в архиве города Усть-Илимска и Усть-Илимского района
Интересна ситуация с самообложением. В 1934 году размеры самообложения были установлены так: «Для колхозников, не облагаемых сельхозналогом – 8 рублей, для облагаемых – 20 рублей, для единоличников, освобождённых от сельхозналога и облагаемых в твёрдой ставке – 50 рублей. Сроки выплаты самообложения для колхозников: первый срок – 15 сентября = 50%, второй срок – 15 ноября = 50%. Кулацкие хозяйства уплачивают в один срок 15 августа в размере 200% к окладу сельхозналога в 1934 г. Для трудящихся единоличников, уплачивающих сельхозналог по прогрессивным ставкам, размер самообложения 100% к окладу сельхозналога на хозяйство не ниже 50 рублей»42. Четыре человека были освобождены от уплаты самообложения в 1934 г. (Рыженков Иван Леонтьевич – 14 рублей, Ступин Михаил Иванович – 14 рублей, Ступин Григорий Иванович – 16 рублей, Рябинин Александр Александрович – 20 рублей), так как они платили подоходный налог43.
Самообложение шло на благоустройство села, но распределялось между селом и районным центром в пользу последнего. Селу шло всего 10% сбора. Поэтому жители села Воробьёво обращаются в райисполком с просьбой, оставить в распоряжении села 25%, на проведение телефона, так как 10% будет мало44.
Протоколы заседаний граждан села дают представление о колхозной жизни. Колхозники обсуждали разные вопросы хозяйственного устройства. Наиболее ярко прослеживается жизнь села в 1931 г. Первый протокол за этот год относится к 12 января, последний – к 25 июля. Из этих документов мы узнаём, что уже в 1931 году в селе Воробьёво были своя школа, фельдшерский пункт и изба-читальня, которая располагалась в здании церкви (Протокол от 11 февраля)45.
Первое заседание граждан было посвящено вопросам добровольного страхования и организации добровольной пожарной дружины. Граждане выразили следующее мнение по поводу страхования: «Мы, граждане, считаем, что государственное страхование всех видов есть один из лучших способов в помощи крестьянскому хозяйству в случае стихийных бедствий. Со своей стороны считаем установить на 1932 год страхование нижеследующее: лошадей страховать без подразделения как молодых, так и старых, посев страховать по старому, как страховали в 1930 году»46.
Организация добровольной дружины была поручена сельскому Совету, который к 31 января должен был представить документы на утверждение в район47. Из следующего протокола узнаём, что в селе был триер48 для сортировки семян («приступить с сего числа (18 января) к работе сортирования семян, используя имеющийся триер на 100%, не допуская его простоя»)49.
На нескольких собраниях затрагивается вопрос о мобилизации средств путём государственных займов. Не всегда колхозники согласны с решениями властей, но тем не менее им приходится искать решение этой проблемы такими способами, которые не привели бы к полному разорению села. Так, 18 января собрание граждан постановило провести запись желающих купить облигации, при этом председатель сельского Совета т. Ступин говорит о том, что «распространение займов движется только среди колхозников». На собрании 11 февраля по поводу дополнительного займа разгорается спор. Один из крестьян говорит, что займы брать не на что, денег нет. Другой говорит, что выкупить заём трудно, но нужно государству помочь, хотя бы рублей по 5 взять на каждый двор. Третий говорит, что отказаться совсем от займа будет нам позор, «по силе возможности всё-таки нужно приписаться. Я думаю, что единоличники рублей по пять на двор подпишут»50. 11 марта был принят подворный план по мобилизации средств, который разработала комиссия. К 1 апреля он должен быть выполненным. Наказание уклоняющимся от уплаты средств по плану – «через общественное мнение бойкотировать»51. 30 марта по поводу мобилизации средств выступил председатель сельского Совета, который говорил о том, что сбор средств идёт медленно.
3 мая при принятии плана сбора средств на второй квартал 1931 г. снова возникли прения. Один из колхозников заявил, что «если план принять, то нужно его выполнить, а у мужика денег нет, а потому и не нужно принимать». Другой стал убеждать собрание в необходимости мобилизации средств. Он приводил такие аргументы: «Для успешного построения нашей промышленности и бесперебойного снабжения мануфактуры и вообще промышленными товарами нам нужно план принять и выполнить». В итоге план был принят к выполнению «по силе возможности»52. Так отдельно взятое село помогало в индустриализации страны.
Не меньшие противоречия возникали и по поводу контрактации53 различного вида продукции, вплоть до орехов и куриных яиц. Например, 24 марта собрание отказалось от контрактации яровых посевов. На следующем собрании, 30 марта, после долгих разъяснений голосованием («за» – 24 руки, «против» – 19, «воздержалось» – 2) контрактация яровых была принята. Также был избран уполномоченный по заключению договоров54.
Контрактация распространялась на молодняк, добычу рыбы, заготовку шерсти, яиц. Например, с курицы по плану нужно сдать по 20 яиц (21 мая)55, но кур скрывали, поэтому план выполнить не удавалось (21 июня)56.
Земельные вопросы обсуждались земельным обществом. На одном из заседаний были установлены размеры полей крестьян: «Домашнее поле 12 сотых на едока, на низу 3 сотых, 8 сотых на едока за речкой. Вся земля рассчитана поровну на едока в каждом поле, и бедняки возьмут доброго качества земли по усмотрению их, кроме домашнего поля, остальное можно всё мерить, где возьмёт. Землю мерить решили так, как будет возможно каждый домохозяин»57.
Одной из весенних забот селян был выгон овец на остров Большой. 29 апреля состоялось собрание земельного общества в присутствии председателя сельского Совета и председателя сельскохозяйственной коммуны «Искра». Решили перепятнать овец до выгона: сделать одно «коммунальное пятно», а земельному обществу отличное от колхозного. Перегон овец был назначен на 2 мая всех вместе. Назад перевозили овец в один день. Было запрещено ловить овец поодиночке. Нарушение этого постановления разбиралось в сельском суде, который налагал взыскание58.
Конец ознакомительного фрагмента.