Вы здесь

История развития медиаобразования. Часть 1. История медиаобразования зарубежных стран (И. В. Жилавская, 2017)

Часть 1. История медиаобразования зарубежных стран

Франция

Отправной точкой развития медиаобразования во Франции можно считать появление кинематографа в конце XIX в. Вместе с ним в начале XX в. появляются первые киноклубы, в которых продвигаются идеи эстетического воспитания молодежи и формирования у них художественного вкуса на основе киноматериала[22]. В 1915 г. во Франции парламентской комиссией были представлены рекомендации по использованию кинематографа в учебном процессе.

Спустя 6 лет в Париже появляется движение юных журналистов, начинается выпуск школьных, лицейских, университетских газет. В 1922 г. проходит первая национальная конференция региональных отделений кинообразования, затем организовываются педагогические конгрессы, где обсуждается вопрос о подготовке кинопедагогов в высших учебных заведениях[23]. Так, в 1926 г. при поддержке Министерства образования открывается Национальная школа фотографии и кино. В тот же период учреждается Национальная ассоциация продвижения экранных искусств в университетах[24], активно расширяется сеть кинозалов в образовательных учреждениях. В 1936 г. создается движение «Кино и молодежь», открывается первый во Франции центр Cemea[25]. Он выступает как национальное движение за новое образование, в том числе с использованием медиа.

После Второй мировой войны во Франции возникает Федерация киноклубов (1945 г.), открываются Национальный центр кино и анимационной графики (Centre national ducinéma et de l’imageanimée (CNC)[26], Национальный институт молодежи и массового образования (L’Institut national de la jeunesse et de l’éducation populaire)[27]. Проводятся конференции и круглые столы, где педагоги обсуждают проблемы развития кинодвижения, изучения кинематографа, проведения практических занятий по кинопроизводству, обучения медиапедагогов, расширения материально-технической базы образовательных учреждений.

На данном этапе во французском медиаобразовании лидирующие позиции занимали «практическая», «эстетическая» и «защитная» теории медиаобразования[28].

В 1952 г. были организованы курсы аудиовизуального образования, в 1966 г. появляется Ассоциация «Пресса – Информация – Молодежь». В этот период уже в 23 французских университетах преподавались дисциплины по киноискусству, журналистике, в школах же медиаобразование так и не было обязательным. Впрочем, к середине 60-х гг. около 200 школ начального образования и свыше 100 средних школ Франции ввели обучающие курсы по медиаобразованию[29].

В 70-е гг. развитие медиаобразования во Франции получило новый толчок. ЮНЕСКО тогда заявила о поддержке данного направления, а Министерство образования Французской Республики дополнило свои программные документы медиаобразовательными аспектами (1972 г.)[30]. Так, в учебный процесс вводятся практические занятия по обсуждению фильмов, созданию роликов, работе с фотографией, музыкой. На эти задачи отводится до 10 % времени всего учебного процесса. Появляются и новые учреждения: Национальный аудиовизуальный институт (1974 г.), Национальный Центр педагогической документации, объединяющий 22 филиала в регионах, Институт подготовки кадров для развития кинематографической культуры (1975 г.), Региональная ассоциация образовательной молодежной прессы (L’association Région Presse Enseignement Jeunesse, 1977 г.)[31], Государственный Национальный медиаобразовательный центр CLEMI (Centre de liaison de l’enseignement et des médias d’information, 1983 г.)[32], Образовательный центр «Экран, медиа и мы» (1986 г.)[33] и другие. В 80-е реализуются проекты по повышению медиакультуры и исследованию медиасферы. К примеру, ICOM (Initiation to Communication and the Media) – программа повышения медиаграмотности среди населения[34], «Активный юный телезритель», «Введение в аудиовизуальную культуру», «Неделя прессы в школе»[35].

В 90-е во Франции вводится в оборот понятие критического мышления[36]: педагоги говорят о необходимости критически воспринимать, анализировать медиасообщения и медиатексты. Так формируется главная особенность французского медиаобразования – воспитание гражданина, способного критически мыслить, анализировать информацию и быть ответственным членом демократического общества. Эта теория критического мышления наряду с «практической», семиотической и культурологической[37] теориями и по сей день считаются главными во французском медиаобразовании.

К началу XXI в. медиаобразование во Франции не является обязательным (кроме вузов, обучающих специалистов в области медиа), но оно встроено в обязательные школьные дисциплины: родной и иностранные языки, историю, общественные науки, географию. Национальный центр педагогической документации готовит пособия для медиаобразования, выпускается обучающая аудиовизуальная продукция. В 2000-х открываются новые учреждения: медиаобразовательный центр «Дети и медиа» (Collectif Interassociatif Enfance et Media[38]), Национальная комиссия по информационным технологиям и свободам (Commission Nationale de l’Informatique et des Libertés[39]), Национальный Совет по цифровым технологиям (Conseil National du Numérique[40]) и многие другие.

С начала XXI в. во Франции реализуется множество программ по медиаобразованию и медиаинформационной грамотности: от городских до международных с участием ЮНЕСКО, ООН. Среди них PLEA (Local Plans for Artistic Education) – программа по художественному образованию, проект для средней школы «Колледжи и кино» (Collèges au Cinéma), программа «PAC» для начальной и средней школы, проект государства «Ввести школу в цифровой век»[41]. Во Франции на протяжении последних 25 лет проводятся международные конгрессы, конференции, салоны и встречи экспертов по медиаобразованию. Ведущие специалисты по медиаобразованию в стране: Жак Гонне, Эвелин Бевор, Одиль Шевене, Селестин Фрейне, Рене Ла Бордери, Пьер Фремон, Луи Порше, Лоранс Коррой и другие. Важная черта французского медиаобразования – активное участие государственных органов (Министерства образования, советов и комиссий по образованию и информации) в развитии этого направления, в том числе и на законодательном уровне.

Великобритания

Медиаобразование в Великобритании зародилось в первой половине XX в., но опирается оно «на либерально-демократические традиции, сложившиеся еще на рубеже XIX–XX вв.»[42]. Истоки же критического направления британского медиаобразования берут свое начало еще в Новое время – от идей Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка и других просветителей[43].

Активное развитие британское медиаобразование получило все же в конце 1920-х – начале 1930-х гг. вместе с появлением кинодвижения и кинообразования. В 1933 г. учреждается Шотландская Образовательная киноассоциация Scottish Educational Film Association (SEFA), а по указанию правительства появляется Британский киноинститут (British Film Institute). Оба учреждения существуют и сегодня. К слову, сейчас BFI обладает поистине уникальной медиаколлекцией[44]. Киноинститут организовывает семинары, конференции, спецкурсы для педагогов, проводит исследования, издает книги, пособия, методическую литературу для преподавателей.

В 30-е гг. XX в. преобладает «защитная» («прививочная», протекционистская, «инъекционная») теория. В послевоенное время в британском медиаобразовании вместе с созданием Образовательного кино- и телевизионного общества появляется концепция «экранного образования». Она предполагала использование в образовательных целях материала кино и телевидения, становившегося тогда популярным. В 1956 г. учреждается Лондонский кинофестиваль, существующий и сегодня.

В 60-х гг. уже в большинстве университетов Британского Королевства преподается медиакультура. И тогда происходит изменение курса медиаобразования в сторону эстетической теории. Один из педагогов того времени А. Ходгкинсон говорил о необходимости «увеличить понимание и удовольствие, получаемые учащимися от телевидения и кино; обеспечить самозащиту против коммерческой и другой эксплуатации; поощрить самовыражение не только в традиционных формах (разговор, письмо, рисунок, и т. д.), но на языке экрана (создание фильмов)»[45].

В 70–80-е гг. медиаобразование в Британии переориентируется на семиотическую теорию, согласно которой нужно уметь декодировать медиатексты, знать язык медиа и видеть «скрытые коды» сообщений[46]. В то же время средние школы Великобритании не только вводят новые программы обучения медиа, но и включают их в список экзаменов для 16–18-летних учеников[47], все глубже внедряя медиаобразование в образовательный процесс.

Вместе с тем в Великобритании в этот период открывается целый ряд медиаобразовательных центров и организаций. Среди них Центр английского языка и медиа[48](English and Media Centre) в 1975 г., в 1985 г. учреждается Национальный центр кинообразования (Film Education)[49], год спустя – Центр медиаобразования в Уэльсе (в настоящее время закрыт). В Шотландии в 1983 г. запускают проект Media Education Development Project – MEDP, который стал стимулом для развития медиаобразования в средних школах. За основу было взято не только изучение средств массовой коммуникации, но и связь предметного содержания с отдельными медиатекстами. Учеников учили создавать фото- и слайдфильмы, газеты, телепередачи, был внедрен модуль по анализу материалов кино, музыки, радиовещания, рекламы. Были разработаны специальные комплекты учебных пособий для преподавателей, ежегодно проводились обучающие семинары для учителей[50]. А в 1988–1989 гг. медиакультуру в обязательном порядке стали преподавать интегрированно с английским языком. Кроме того, предусматривалось и преподавание медиакультуры на уроках истории, искусства, музыки, географии и других. Английский медиапедагог К. Бэзэлгет считает такой интеграционный подход является наиболее эффективным[51].

В 90-е гг. XX века медиакультуре в школах уделялось немного внимания, а квалификация педагогов нуждалась в улучшении[52]. Однако, благодаря работе некоммерческих медиаобразовательных организаций, Британского киноуниверситета и таких известных педагогов, как Л. Мастерман, К. Бэзэлгет, Д. Букингем, ситуация стабилизировалась. Медиаобразование постепенно развивалось: Британский киноинститут публиковал книги, пособия, в свет выходили монографии Д. Баттса, Д. Букингема, Э. Харта, С. Хакмана и других. Выпускались специализированные журналы о медиа, обучающие диски, проводились научные семинары и конференции. Открывались новые медиаобразовательные организации: в Северной Ирландии – Детско-юношеская медийная мастерская Nerve Center: Multimedia Arts (1990 г.), Media Education Centre – медиаобразовательный центр при Университете Саутхэмптона (1996 г.), в 2000 г. – Центр исследования детей, молодежи и медиа[53], начинает работу Отдел развития медиаграмотности при Британском Управлении по телекоммуникациям – в 2000 г., Центр киномедиаобразования для детей и молодежи 5–19 лет First Light Movies в 2001 г.[54], Национальное объединение киноклубов в 2006 г.

Все эти организации занимаются (большинство из них функционирует и сегодня) развитием медиакультуры среди детей и молодежи, повышением квалификации педагогов, обучают медиапроизводству и творчеству в области медиа, проводят кинопоказы, встречи, мастер-классы с журналистами, медиапедагогами, выпускают специализированную литературу по медиаобразованию, ведут консультативную и просветительскую работу.

Сегодня медиаобразование в Британии встроено в уроки английского языка (в начальной школе), в средней школе ученики могут выбрать по желанию курс по медиа из числа предлагаемых, педагогов в области медиа готовят во многих колледжах и университетах Великобритании. В стране стало уже традиционным проведение конференций, форумов и саммитов по медиаобразованию: Международная конференция по медиаграмотности в Лондоне[55], конференция «Европейские дети онлайн» (EU Кids Online), образовательные форумы при поддержке Министерства образования Великобритании и другие. В Соединенном Королевстве наряду с межгосударственными программами по медиаобразованию ЮНЕСКО и ООН реализуются и собственные проекты по повышению уровня медиакультуры и медиаграмотности. Например, совместная программа Министерства образования и канала BBC, проект по аттестации учеников[56] и учителей[57] по медиаграмотности и уровню ИКТ-навыков.

Сегодня британское медиаобразование призвано не просто защищать аудиторию от негативной информации, а воспитывать, формировать целостные личности, умеющие критически мыслить, быть ответственными гражданами демократического общества. Педагоги современной британской школы медиаобразования «настаивают на необходимости обучать медийную аудиторию ориентироваться в идеологическом потоке информации и понимать скрытые социокультурные, политические и экономические смыслы и подтексты»[58].

Великобритания по праву считается одной из ведущих стран в мировом медиаобразовании. Ее методическая база используется во всем мире[59], а такие специалисты, как Д. Букингем, Л. Мастерман, К. Бэзэлгет, Э. Харт, Э. Берн, С. Ливингстон, Д. Марш, Ф. Реймонд, К. Эбботт признаны во всем мире.

Германия

Истоки медиаобразования в Германии мы находим еще в эпоху Реформации (1517–1648 гг.). Уже тогда литературу должно было ориентировать на выполнение образовательных задач, а библиотекам надлежало нести просветительскую, образовательную функции, играть роль распространителя научных знаний[60]. В XVII веке Лейбниц считал, что библиотекам следовало бы систематически готовить обзоры новых изданий. Это принесло бы большую пользу государству, так как правительство могло бы владеть информацией об основных идеях, циркулирующих в обществе, и в результате получить возможность в некоторой степени контролировать ситуацию в стране[61].

В тот же период педагог Ян Амос Коменский выступал за положительное влияние прессы на школьников, на ее способность не только предоставлять информацию, но еще и развивать творческие, языковые навыки.

Впрочем, действительно серьезное развитие медиаобразование в Германии получило уже в XX веке. Так, в 20-е гг. ученые и педагоги З. Кракауэр, Р. Арнхейм, В. Беньямин, Б. Брехт и другие активно обсуждали влияние медиа на общество, актуальные вопросы образования. В 30-е гг. в Германии воцарился период нацизма – говорить о развитии медиаобразования не приходилось. Лишь в 1949 г. открывается Институт исследования и практики медиапедагогики в Мюнхене[62], а в 1950 г. – Институт медиаисследований Hans Bredow в Гамбурге[63]. С этого начинается постепенное возрождение медиаобразования. Тогда и зарождается его первый понятийный аппарат с национальными особенностями. Так, медиаобразование в Германии, согласно данным исследователей Института Hans Bredow, называют Medienbildung[64]. Дословно это означает «медиаобразование». А. В. Федоров, в свою очередь, ссылается на большую распространенность термина Mediaenpädagogik (медиапедагогика) как немецкого варианта понятия «медиаобразования»[65]. Позже появляются и другие определения. Например, «медиаграмотность» в Германии именуется Medienkompetenz (медиакомпетентность), термин Medienerziehung (дословно – «медиавоспитание») тоже тесно связан с медиапедагогикой и медиаобразованием, но он представляет собой различные педагогические мероприятия, направленные на улучшение медиаграмотности[66].

К 60-м годам медиа перестает быть просто техническим средством обучения и становится самостоятельной дисциплиной. Многие немецкие педагоги того времени поддерживали семиотическую теорию медиаобразования и идеи ее «проповедника» К. Метца. В частности, важнейшие университеты Германии – Берлинский и Мюнстрский – взяли семиотику за основу своих учебных программ по медиаобразованию.

Начиная с 70-х гг. в Германии учреждается много новых центров, институты в сфере медиа: с 1976 г. работает Евангелический медиацентр (г. Ганновер), который выпускает книги, аудиовизуальную продукцию, проводит консультации, выставки, на его базе функционирует творческая видеомастерская. Затем открываются Детско-юношеский киноцентр (Кinder- und Jugend fi lm zentrum) – в 1977 г.[67], Общество медиапедагогики и коммуникационной культуры федеральной земли Баден-Вюртемберг – в 1984 г., в 1998 г. – Юго-западный институт медиапедагогических исследований, «Междисциплинарный центр медиаобразования и медиа» при Людвигсбургском университете (Pädagogische Hochschule Ludwigsburg) в 1998 г.[68], Институт прикладных исследований медиа для детей в Штутгарте (Hochschule der Medien) в 2001 г.[69], центр «Дидактика и медиакомпетентность» при Университете им. Гумбольдта в 2002 г., Институт развития медиакомпетентности при Кельнском университете прикладных наук в 2006 г. в Кельне и другие.

Конец ознакомительного фрагмента.