Вы здесь

История психологии. Шпаргалка. 15 СЕНСОРНО-АССОЦИАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ (Н. В. Анохина)

15 СЕНСОРНО-АССОЦИАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

В XVII в. следом за Г. Галилеем за учение о двух категориях качеств – первичных (объективных) и вторичных (не присущих предметам как таковым, но появляющимся при их воздействии на орган) – активно выступают Р. Декарт, Т. Гоббс, Д. Локк. Оно явилось предпосылкой концепции чувств (восприятий), получившей название «причинной».

Сильной стороной данной концепции являлось крушение главенствовавшего в схоластике учения о «специях», «видах», «формах» предметов, загадочным образом воспринимаемых органом ощущений. В настоящее время схоластическую интерпретацию заместило контролируемое экспериментом общее взаимоотношение мотива и эффекта: ощущение (восприятие) – это эффект, выработанный внешним объектом в физическом механизме.

В соответствии с концепцией Т. Гоббса «так называемые чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи», и так как «движение производит лишь движение», то и в теле, на которое оно влияет, не появляется ничего, кроме передвижений бескачественных частиц. Из этого следует, что ощущением является нечто кажущееся. Оно иллюзорно по собственному индивидуальному образу, но действительно как процесс в теле, имеющий внешний мотив.

Отличие первичных и вторичных качеств, принятое Г. Галилеем, Р. Декартом и другими учеными, завоевало в Европе немалую известность, благодаря труду Д. Локка «Опыт..».

Интерпретация большой группы воспринимаемых качеств как вторичных имела своей предпосылкой механистический взгляд на соотношение вещей с органами чувств. Преодолевая механистический взгляд на соотношение, считая, что в каждой монаде отображается с разнообразным уровнем четкости и адекватности существования всей Вселенной, Г. Лейбниц пытался найти другое, чем то, что преобладало в его время, решение вопроса первичных и вторичных качеств. И опять-таки исходной точкой для него служила физико-математическая трактовка психической деятельности.

Г. Лейбниц впервые применил в психологическом истолковании идею изоморфизма, выявившую перед современной психологией новые перспективы детерминистского анализа.

Связь суждений бывает двоякого рода. Временами она упорядочивается целью, но иной раз никаким конкретным намерением не скреплена.

Но ни Р. Декарт, ни Т. Гоббс, ни Б. Спиноза – действительные создатели автоматической схемы ассоциации – еще не нашли для нее подобающего термина.

Таким образом, в соответствии с ассоциативными теориями XVII в. не душа создает ассоциации, а они по общим законам механики формируются в ряды физических явлений, понимаемых как душевные. Но ассоциация еще не приобрела статуса тотальной категории, какой она обозначилась в середине XVIII в. В XVII в. намечалось, что регулируемое ею поведение не совмещается с подлинно рациональным.