14 УЧЕНИЕ О РЕФЛЕКСЕ
К известным открытиям XVII в. относится открытие рефлекторной природы поведения.
Термин «рефлекс» появился в физике Р. Декарта. Это понятие означало окончание механистической картины мира и заключало в себе поведение живых существ. Концепция Р. Декарта сформировалась в период, когда анализ организма и его функций совершил настоящий переворот в анатомо-физиологических исследованиях. Сокрушительный удар по средневековой биологии, полагавшей, что «сущности» и «формы» являются основополагающими факторами явлений, нанесло открытие Вильямом Гарвеем механизма кровообращения. Аналогичный прорыв произвело открытие Р. Декартом рефлекторной природы поведения, который можно назвать продуктом такой же установки и того же идеологического духа.
Р. Декарт отталкивался от того, что взаимодействие организмов с окружающими телами можно объяснить нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок», разводящихся радиусами от него. Отсутствие сколь-ких-нибудь точных сведений о природе нервного процесса заставило Р. Декарта изобразить его по образцу процесса кровообращения, знание которого приобрело надежные опорные точки при экспериментальном изучении. Хотя понятие «рефлекс» у Р. Декарта отсутствует, главные очертания этого термина обозначены довольно четко.
Возникновение понятия о рефлексе есть результат внедрения в психофизиологию схем, сформировавшихся под воздействием взглядов оптики и механики. Распространение на динамичность организма физических категорий позволило осмыслить ее детерминистски, вывести ее из-под мотивированного влияния души как особой сущности.
В соответствии с декартовой моделью внешние объекты воздействуют на периферические окончания размещенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей». Последние, натягиваясь, раскрывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» направляются в надлежащие мышцы, которые в конечном итоге «надуваются». Прослеживая путь, который проходят животные духи по нервам от рецепторов к мозгу, затем к мышцам, Р. Декарт создал изображение рефлекторной дуги.
Спустя столетия гипотеза о том, что отношения мышечных реакций с провоцирующими их ощущениями можно модифицировать, преобразовывать и тем самым придавать поведению желаемое течение, будет положена в основу материалистической ассоциативной психологии Девид Гартли.
Против рефлекторного принципа выступал немецкий врач и химик Г. Э. Штиль (1660–1734). Он утверждал, что между жизненными процессами и фактами физики и химии имеется лишь видимое тождество и что ни одна органическая функция не реализовывается механически, а все проверяется переживающей душой.