3. Политико-правовая мысль Древнего Египта
На рубеже IV–III вв. до н. э. в Древнем Египте складывается «40 номов», или областей. Древним основанием нома должно служило племя. Во главе каждого нома стоял «царь», он же верховный жрец местного культа и обладатель титула «начальника канала».
Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства – XXX–XXVIII вв. до н. э. – они насильственно объединяются фараоном Нармером.
Вещественным основанием этой гипотезы служит изображение подвигов Нармера на шиферной пластинке для хранения мази (т. н. «палетка Нармера»). На одной стороне пластинки фараон изображен в короне царей Верхнего Египта поражающим жителя дельты Нила (Нижнего Египта); на обратной стороне – он же в короне, принадлежащей царям Нижнего Египта. Фараон идет в сопровождении свиты чиновников среди обезглавленных трупов: число их изображено знаком – 6 тысяч.
В Древнем Египте справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат, ее жрецами являлись судебные чиновники, земная власть (фараон, жрецы, чиновники), право были сакрализованы. Все существующие правовые нормы должны были соответствовать Маат – естественно-божественному порядку справедливости, только справедливое поведение по земной жизни помогало египтянину добиться милости богов в загробной жизни. В «Поучении Птахотепа» (XXVIII в. до н. э., послание правителя своему наследнику) утверждается идея естественного равенства всех свободных людей («нет рожденного мудрым»). В Древнем Египте не было жесткого кастового деления общества, как, например, в Индии.
Теологическая концепция власти была единственно существующей, она доводилась до всего общества чиновниками и жрецами, заинтересованными в сохранении и укреплении своей власти.