29. Политико-правовое учение римских стоиков
Римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – сформировались как мыслители под влиянием древнегреческих стоиков (Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.). Наибольшего расцвета эта школа достигла в период кризиса римской государственности, поэтому на первое место вышли идеи фатализма, покорности судьбе, политической пассивности.
Сенатор Сенека (3–65), воспитатель императора Нерона, виднейший государственный деятель, по приказу императора вынужден был покончить жизнь самоубийством. Он отстаивал идею духовной свободы личности, независимо от общественного положения. Сенека считал, что объектом рабства является лишь телесная оболочка раба, по природе раб равен полноправному римскому гражданину, а полноправный римский гражданин может оказаться большим рабом, чем раб в законе. Сенека отмечал, что все люди находятся в неизбывном рабстве у судьбы, а причиной всех причин является божественная судьба. Он видел во Вселенной естественное государство, живущее по нормам естественного права, и считал, что это макрогосударство во сто крат более ценно, чем любое земное государство (даже Римская империя).
Стоик Эпиктет (50–130) по происхождению был рабом, позже стал вольноотпущенником, то есть прошел через рабство по закону. Он полагал, что человек должен постоянно нравственно самосовершенствоваться, он осуждал рабство, критиковал чрезмерное богатство римских вельмож, поучал, что мудрый рабовладелец будет относиться к рабам так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, если бы он был рабом, то есть призывал занять нравственную позицию.
Император Марк Аврелий Августин (121–180) был стоиком и оставил книгу размышлений «К самому себе», в которой писал, что государство должно устанавливать законы, одинаковые для всех. Он считал, что разум является для людей общим, именно разум повелевает делать правильное и запрещает делать неправильное.