2. Кризис первобытного строя, возникновение государства. Становление и развитие политико-правовой идеологии
1. Первобытно-общинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной собственности на средства производства при низком уровне развития производительных сил. Добываемое членами общины поровну делилось между ними. Слабая техническая оснащенность заставляла людей объединяться. Отсюда коллективная собственность на средства и результат труда.
2. Коллективная собственность на землю, орудия труда и предметы быта ставила во главу угла интересы коллектива, а не индивида. Между членами рода существовала кровно-родственная связь. На ранних этапах первобытно-общинного строя господствовал матриархат. Родство велось исключительно по линии матери. В этот период женщина занимала господствующее положение в общине. Ее труд являлся экономическим фундаментом жизни общины.
3. Неолитическая революция, произошедшая на рубеже VII–V тыс. до н. э., и переход от кочевого образа жизни к оседлому привели к тому, что в регионах с благоприятными условиями появляются первые земледельческие общества. Они переходят от охоты и собирательства к производящему хозяйству. Рост земледельческих общин приводит к их расширению и делению по семейно-родственному (клановому) принципу. На территории одной земледельческой общины могли находиться сразу нескольких кланов.
4. Организация общественной власти соответствовала принципам хозяйствования в примитивных обществах. Носителем власти было все общество в целом: все вопросы разрешались собранием взрослых членов общины. Оно выбирало старейшин, военачальников. Последние не имели материальной заинтересованности в своих должностях и могли быть смещены собранием. Авторитет власти собрания был непререкаем.
5. С укрупнением родов на собрания выдвигаются уполномоченные лица, пользующиеся уважением. Постепенно у них появляются привилегии и расширяется круг их обязанностей. Они принимают участие в организации труда и распределении результатов производства. В первобытном обществе существовала развитая система запретов – табу. Одним из первых был запрет на убийство соплеменника. Нарушение табу строго каралось. Большинство запретов базировалось на религиозной нравственности.
6. Усложнение социальных связей внутри родов породило разделение труда. Культурные и производственные навыки открыли дорогу новым отраслям хозяйства (скотоводству, ремеслу и т. д.). Постоянный рост производства привел к накоплению излишков. Последние поначалу распределялись по принципу равенства между членами рода. Затем они стали переходить в сферу межобщинных связей, превратились в товар.
7. Обмен скота со временем концентрировал большое количество прибавочного продукта в руках отдельных семей родоплеменной знати – жрецов, военачальников, старейшин. Скот стал предметом обмена – деньгами первобытно-общинных обществ. Все это вытесняло коллективные формы собственности. Возникали частное хозяйство и частная собственность на средства производства.
8. Рост общественного продукта закрепил складывавшиеся имущественные различия и социальные привилегии. В результате власть и привилегии «управленцев» закреплялись за всем кланом или семьей и передавались по наследству. Мифологически-религиозные представления стали выполнять определенные политические функции. Они обеспечивали легитимность существующего имущественного и социально-политического неравенства в общине.
9. Войны и усиливавшиеся масштабы рабства все более дифференцировали общину. Поначалу усилившаяся власть военачальника превращалась в абсолютную. Последняя долгое время ограничивалась рамками военной демократии. Военная демократия предусматривала участие в управлении обществом тех, кто занят военным ремеслом. Эта форма народной власти включала в себя военного вождя, совет старейшин и народное собрание. Роль народного собрания и других общественных институтов была еще весьма значительна. Но органы родового строя уже начали постепенно утрачивать свои характерные черты.
10. Процесс дифференциации общества не был однобоким. Он не определялся исключительно имущественным неравенством. С переходом от первобытного строя к рабовладельческому меняется и сама специфика организации власти. Власть переходит от рода к новым социальным субъектам – государству. Власть последнего предусматривает наличие карательного аппарата, т. е. армии, чиновничества и др. Государственный аппарат осуществляет функции насилия и принуждения и отчуждает излишки продукта в виде налогов. С возникновением государства родовое устройство уступает место территориально-административному.
11. От родовой организации государство отличается:
• созданием особой публичной власти, которая не совпадает с населением. Публичная, т. е. общественная, власть существовала и в первобытном обществе. Но там она совпадала непосредственно с населением. Особенность публичной власти государства в ее принадлежности не всем членам общества. Эта власть осуществляется через репрессивно-административные органы (армию, карательные органы, чиновничество);
• разделением подданных государства по территориальному принципу. (Родовые объединения держались на кровных узах. С появлением частной собственности и классов они начинают слабеть. Происходит смешение родов и племен. Родовая организация преобразуется в административно-территориальную.)
12. Образование частной собственности и раскол общества на различные социальные группы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными. В новых исторических условиях понадобились новые нормы. Они должны были выражать волю господствующих социальных групп.
13. Правила и обычаи постепенно приобретают характер правовых норм. Активно развивается правотворческая деятельность государственных органов. Источником правообразования служили многие судебные решения. Им придавали значение общих правил. По мере укрепления центральной власти эти акты становились все более авторитетным источником права. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений.