Глава 3
Словесно-слоговые системы
Полноценные системы письменности впервые возникли на Востоке – на безбрежных просторах, раскинувшихся от восточного побережья Средиземного моря до западных берегов Тихого океана. В силу исторических и практических причин Египет и прилегающие к нему регионы Африки, как и, по крайней мере в доэллинистический период, регионы, окружающие Эгейское море, также следует включать в орбиту восточных цивилизаций.
На этой обширной площади мы находим семь своеобычных и полностью развитых систем письма, все они априори могут претендовать на независимое происхождение:
шумерская в Месопотамии, 3100 до н. э. – 75 н. э.
протоэламская в Эламе, 3000–2200 до н. э.
протоиндийская в долине Инда, около 2200 до н. э.
китайская в Китае, 1300 до н. э. – настоящее время
египетская в Египте, 3000 до н. э. – 400 н. э.
критская на Крите и в Греции, 2000–1200 до н. э.
хеттская в Анатолии и Сирии, 1500—700 до н. э.
То, что нам известно ровно семь восточных систем – число столь священное для оккультистов, каббалистов и универсалистов, – объясняется простым совпадением. Восток полон письменностей, которые еще ждут открытия, и каждые несколько лет какая-то новая письменность выходит на свет благодаря усилиям археологов. Хотя, конечно, на данный момент пока еще нет вероятных кандидатов на присоединение к списку семи оригинальных восточных систем. Протоармянские надписи, недавно в большом числе обнаруженные в Армении, слишком мало изучены, чтобы делать какие-либо уверенные выводы. Нерасшифрованные фестские и библские тексты, скорее всего, слоговые и, таким образом, попадают в разряд письменностей, о которых мы будем говорить в главе IV. Таинственные надписи с острова Пасхи, на которые столь многие творческие умы впустую потратили столь много сил, даже не относятся к письму в самом примитивном смысле этого слова, поскольку они, по всей видимости, представляют собой не более чем рисунки, сделанные в магических целях[13]. И наконец, американские системы майя и ацтеков не представляют собой полноценной письменности, поскольку даже на самых поздних стадиях им так и не удалось достигнуть уровня развития, характерного для ранних стадий восточных систем.
Поскольку три из семи восточных систем, а именно протоэламская, протоиндийская и критская, пока еще не расшифрованы или расшифрованы лишь частично, в этой главе мы можем конструктивно рассмотреть только остальные четыре письменности, структура которых нам полностью понятна. Из них шумерская является старейшей и единственной, которой мы располагаем достаточным количеством примеров, чтобы реконструировать ее даже самые ранние этапы. По этой причине наш разговор о восточных письменностях начнется с подробного изложения шумерской системы; затем мы рассмотрим египетскую, хеттскую и китайскую письменности, после чего кратко очертим основные моменты трех нерасшифрованных или частично расшифрованных систем; и, наконец, мы попробуем проанализировать общие свойства всех восточных систем письменности.
Шумерская система
Родина клинописи – Месопотамия, бассейн рек Тигр и Евфрат. Термин «клинопись» обязан своим происхождением клиновидной форме мелких штрихов в знаках месопотамского письма. Расшифровка клинописи, начатая в первой половине прошлого века немцем Георгом Фридрихом Гроте-фендом и англичанином Генри Роулинсоном, в последующие годы ушла так далеко, что к концу века можно было относительно легко читать разные виды клинописи, на которой писались множество разных языков древнего Ближнего Востока. Главными из них был шумерский, на котором в Южной Месопотамии говорил народ неизвестной этнической и языковой принадлежности, а также аккадский – семитский язык Северной Месопотамии, который включает в себя два основных диалекта: вавилонский и ассирийский. В конце третьего тысячелетия до н. э. шумерский язык стал мертвым, уступив место аккадскому.
Открытия XIX века в Месопотамии вскоре очевидно показали, что, хотя термин «клинопись» вполне можно применить к этому языку на протяжении большей части его существования, он все же не относится к его самым ранним стадиям. Было отмечено, что знаки на древнейших табличках, открытых при раскопках в Южной Месопотамии, не похожи на клинопись, а вскоре обнаружилось, что чем старше таблички, тем больше их значки напоминают простые рисунки, какие можно встретить во многих других пиктографических системах, таких как, например, египетская иероглифика. Таким образом, стало ясно, что месопотамская клинопись развивалась из пиктографической стадии, и вскоре были сделаны попытки восстановить этапы ее развития в деталях. Эту задачу значительно облегчила недавняя находка в Уруке (библейский Эрех, греческая Орхоя, современная Варка), в Южной Месопотамии, около тысячи табличек, которые дают достаточно четкую картину развития месопотамского письма на его древнейших этапах.
Шумерская письменность обязана своим происхождением экономическим и административным потребностям общества. С ростом производительности сельского хозяйства благодаря государственной системе каналов и ирригационных сооружений, накопленный излишек сельскохозяйственной продукции стал поступать в амбары и зернохранилища городов, что требовало ведения учета товаров, поступающих в города, и ремесленных изделий, доставляемых из городов в сельскую местность.
Рис. 28. Древнейшие пиктографические таблички из Урука
Древнейшие из известных шумерских надписей были найдены в Уруке в так называемом слое IV. Точная датировка этого слоя, как и датировки всех древних находок Ближнего Востока, пока еще остается в области малообоснованных предположений, причем крайние сроки расходятся на целую тысячу лет. Так, один ученый помещает начало протописьменного периода между концом ХЫ и серединой XXXVIII века до н. э., другие относят его к началу третьего тысячелетия до н. э. В отсутствие конкретных данных я ничего не могу сказать о той или иной датировке, кроме как выразить свое мнение, что для историка письменности наиболее приемлемой кажется самая поздняя из возможных дат. Интервал более чем в тысячу лет между появлением шумерской письменности в начале четвертого тысячелетия и формированием полноценной письменности около 2500 года до н. э., как то постулирует «высокая» хронология, всегда казался мне несообразным с реальными данными шумерской эпиграфики. По этой причине я скорее склонялся к «низкой» хронологии, предлагающей сократить этот промежуток примерно до 400 или 500 лет, что дает реконструкцию, весьма близкую к моей собственной, опирающейся на наблюдение над внутренним и внешним развитием шумерского письма. Есть, однако, предел, ниже которого мы не можем опуститься и который определяется временем появления древнейших египетских иероглифических надписей. Если египетское письмо, как это обычно предполагают, действительно возникло под влиянием шумерского и если первые египетские надписи датируются примерно 3000 годом до н. э., то самое раннее шумерское письмо нельзя отнести к более позднему времени. Однако в древнейшей египетской хронологии нет твердо установленных дат, и вполне возможно, что дальнейшие исследования могут отодвинуть вглубь на несколько веков время появления первой египетской династии, а вместе с этим и время возникновения письменности в Египте. Если этого не случится, то в свете изложенных выше фактов древнейшую шумерскую письменность следует относить ориентировочно к 3100 году до н. э.
Приписывая древнейшие из известных месопотамские надписи шумерам, мы должны остерегаться того поверхностного предположения, будто шумеры и были истинными «изобретателями» месопотамского письма. На самом деле, как становится все яснее в последние годы, иной этнический элемент, отличный от шумеров (который за неимением лучшего термина я буду звать «элементом X»), населял Месопотамию одновременно с шумерами или, возможно, даже прежде их, поэтому отнюдь нельзя исключать, что именно «элемент X», а не шумеры, быть может, впервые начал использовать письменность, которая позже стала известна как шумерская.
Конец ознакомительного фрагмента.