Глава 2. Советское государство и право в 1920-е годы
§ 1. Образование союзного государства (СССР)
Одним из основных событий в истории Советского государства начала 20-х гг. XX в. стало образование СССР. Предпосылки для объединения советских республик в единое государство (экономические, социальные, политические и духовные) стали складываться еще в годы Гражданской войны. В это время начали предприниматься и первые шаги по объединению. Так, по декрету ВЦИК от 1 июня 1919 г. «Об объединении советских республик» было признано целесообразным провести объединение некоторых народных комиссариатов с тем, чтобы руководство отдельными областями общественной жизни было сосредоточено руках единых Коллегий. Объединение народных комиссариатов было юридически оформлено посредством соглашений между республиками – между РСФСР и Украинской ССР в рамках союзного договора от 29 декабря 1920 г., между РСФСР и Белорусской ССР на основании договора от 16 января 1921 г.
Единство высших органов власти и управления в начале 1920-х гг. проявлялось и в том, что все независимые советские республики направляли своих делегатов на Всероссийские съезды Советов; представители республик входили также во ВЦИК. Поэтому решения высших органов власти РСФСР эти республики, как правило, признавали законом и для себя. Так, например, «Руководящие начала» по уголовному праву РСФСР 1919 г. были практически без изменений восприняты на Украине, в Белоруссии и Закавказье, КЗоТ РСФСР 1918 г. действовал в Белоруссии.
После перехода страны к новой экономической политике в марте 1921 г. процесс объединения советских республик значительно ускорился. Отношения республик в 1921–1922 гг. характеризовались объединением их хозяйства, прежде всего в важнейших отраслях – промышленности, транспорте, финансах; укреплением военного единства и созданием прочного дипломатического союза. Так, в январе-феврале 1922 г. советские республики (Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан и др.) поручили своим полномочным представителям при СНК РСФСР подписать протокол, доверяющий делегации Советской России на Генуэзской конференции защиту их прав и интересов. Общее управление хозяйством в независимых советских республиках осуществляли экономические совещания (ЭКОСО), работавшие под непосредственным руководством Совета Труда и Обороны РСФСР.
Начиная с весны 1922 г. руководством советских республик стали активно обсуждаться различные варианты политического объединения. Было выработано несколько проектов, при этом наибольшую известность получили два из них:
1. Проект автономизации, согласно которому республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономий, становясь составной частью РСФСР. К числу основных авторов этого проекта относился народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин;
2. Проект федерации, в соответствии с которым республики, в том числе и РСФСР, должны были образовать союзное государство, войдя в него как равноправные субъекты. Основную роль в разработке и продвижении данного проекта сыграл Председатель СНК РСФСР В. И. Ленин.
Среди других проектов объединения следует выделить предложения по объединению советских республик на основе конфедерации; также предлагалось распустить РСФСР и создать на основе входивших в ее состав автономных областей федеративное государство. Однако указанные предложения не получили необходимой поддержки в республиках.
11 августа 1922 г. Оргбюро ЦК ВКП (б) была создана специальная Комиссия для разработки формы взаимоотношений независимых республик, которой было предложено объединить республики на основе полного равноправия и образовать новое государство в форме федерации независимых республик – СССР (хотя в настоящее время считается, что проект автономизации сделал бы государство более устойчивым к сепаратистским тенденциям). Комиссией был составлен проект, который стал базой для разработки положений Договора об образовании СССР. В конце ноября 1922 г. данный проект был направлен для обсуждения в союзные республики, где он был одобрен.
Официально Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был образован 30 декабря 1922 г. В этот день на I Съезде Советов были утверждены Договор и Декларация об образовании СССР. В Декларации формулировались причины и определялись принципы объединения республик, показывались исторические условия, в которых происходило это событие. Договором определялась система высших органов власти СССР, разграничивалась компетенция союзных и республиканских органов.
В состав союзного государства первоначально вошло четыре республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация (ЗСФСР). Позднее, во второй половине 1920-х гг. количество союзных республик возросло. Так, состоявшийся в мае 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав союзного государства Туркменскую и Узбекскую советские республики, а проходивший в 1931 г. VI съезд Советов СССР подтвердил вхождение в состав союзного государства Таджикской ССР (1929 г.).
Правовое пространство нового государства формировалось на основе российского законодательства. Так, в соответствии с Декретом ЦИК СССР от 13 июля 1923 г. «О декретах и постановлениях ВЦИК и его Президиума» все декреты и постановления указанных органов, которые в соответствии с договорными отношениями между РСФСР и союзными республиками получили распространение на их территории, сохраняли свою силу как обязательные к действию на всей территории СССР. По этому декрету к общесоюзному законодательству были отнесены, в том числе, и акты ВЦИК и его Президиума, принятые в период с 30 декабря 1922 г. по 13 июля 1923 г., то есть до фактического образования и начала деятельности верховных органов СССР.
Прямым следствием образованного в 1922 г. союзного государства стали подготовка и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Шесть комиссий по разработке текста Основного закона, образованные Президиумом ЦИК СССР, начали работать в феврале 1923 г. В мае союзный ЦИК сформировал общую Расширенную комиссию под руководством председателя Президиума ЦИК М. И. Калинина. В ходе работы Расширенной комиссии рядом ее членов предлагалось не разрабатывать Основной закон, а ограничиться Союзным договором между республиками18. Однако эта точка зрения в итоге не была поддержана.
В конце июня – начале июля 1923 г. проект Конституции СССР был обсужден на специальных сессиях ЦИК союзных республик. 6 июля 1923 г. подготовленный проект Конституции СССР был рассмотрен и одобрен сессией ЦИК СССР, а 31 января 1924 г. Конституция была утверждена (с поправками и дополнениями) II съездом Советов СССР. Она состояла из двух разделов: Декларации и Договора об образовании СССР – документов, на основе которых в декабре 1922 г. было образовано союзное государство (в текст Конституции СССР они вошли в несколько переработанном виде). Конституция СССР 1924 г. включала в себя 11 глав и 72 статьи. Она является самым небольшим по объему конституционным актом в истории отечественного права.
Союзный Основной закон 1924 г. стоит особняком среди всех актов такого уровня, действовавших в отечественном государстве. В нем отсутствовали традиционно включаемые в подобного рода законы сведения о государственном и общественном строе, основных правах, свободах и обязанностях граждан. Ключевое внимание в Конституции 1924 г. уделялось разграничению полномочий союза и союзных республик, а также системе высших органов государственной власти. В Конституции были закреплены принципы добровольности и равноправия как основа объединения республик в союз, устанавливался национальный характер федерации. За каждой республикой признавалось право свободного выхода из состава СССР (сецессия). Право сецессии было сохранено и в последующих советских конституциях. С современных позиций данный шаг являлся недоработкой советского законодателя, «миной замедленного действия», заложенной под союзное государство (этим правом союзные республики воспользовались в 1991 г.). Не случайно ни в одном из современных федеративных государств, в том числе и в России, конституции не устанавливают право на свободный выход из состава федерации.
Поскольку СССР объединял уже сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать новую систему политической власти. Данная система в союзном государстве строилась с учетом опыта, накопленного республиками, в особенности РСФСР19. В соответствии с Конституцией 1924 г. в СССР закреплялись следующие государственные органы:
1. Съезд Советов СССР – верховный орган государственной власти. Он созывался союзным ЦИК один раз в год, а с 1927 г. – раз в два года (при этом могли созываться и чрезвычайные съезды). Делегаты на съезд избирались губернскими и республиканскими (где не было губернского деления) съездами советов. Норма представительства определялась числом избирателей (в городах – один депутат на 25 тыс. избирателей) и числом жителей (в губерниях – один депутат на 125 тыс. жителей). Всесоюзным съездом могли быть рассмотрены все вопросы, которые Конституцией СССР 1924 г. были отнесены к ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР.
2. Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК) – верховный орган власти в период между работой союзного Съезда; собирался на сессии три раза в год Президиумом ЦИК СССР. Состоял из двух равноправных палат – Союзного Совета (414 членов) и Совета Национальностей (100 членов). Цель создания двух палат заключалась в том, чтобы наиболее полно сочетать общие интересы союза со специфическими интересами народов, входивших в его состав. ЦИК СССР принимал все основные нормативные акты страны – декреты, кодексы, постановления и др.
3. Президиум ЦИК СССР – высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между сессиями ЦИК; был ответствен перед ЦИКом. Формировался на совместном заседании двух палат ЦИК СССР. В состав Президиума входил 21 человек. Принимал такие же нормативные акты, что и ЦИК СССР, за исключением кодексов.
4. Совет Народных комиссаров СССР – советское правительство, исполнительный и распорядительный орган (также обладал и законодательными полномочиями); принимал акты в форме декретов и постановлений. Он формировался ЦИКом и был ответствен перед ним. В состав СНК входили председатель, его заместители и народные комиссары СССР.
5. Народные комиссариаты – органы отраслевого управления. Возглавлялись народными комиссарами, при которых действовали коллегии. Выделялись 5 общесоюзных (например, по иностранным делам, внешней торговле) и 5 объединенных наркоматов (например, труда, финансов). Все остальные сферы управления осуществлялись республиканскими наркоматами (здравоохранение, юстиция и др.). Такая система наркоматов обеспечивала наилучшее сочетание общих интересов союза с интересами каждой союзной республики в отдельности.
Аналогичная система органов власти действовала и на республиканском уровне (съезд Советов, ЦИК20, Президиум ЦИК, СНК, наркоматы). Вслед за Конституцией СССР 1924 г. союзными республиками были приняты свои основные законы, которые базировались на положениях союзной Конституции. Впоследствии это станет устоявшимся правилом в отечественном праве. Так, 11 мая 1925 г. Всероссийским съездом Советов была принята вторая по счету Конституция РСФСР. Она состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. В отличие от Конституции РСФСР 1918 г. Конституция 1925 г. стала юридически более строгой, без декларативных положений, присущих прежнему Основному закону.
§ 2. Система правоохранительных органов в Советском государстве
Постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 г. в Советском государстве была образована прокуратура. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по должности являлся народный комиссар юстиции (что сложно представить в современных условиях). Прокурор республики назначал губернских прокуроров, а в уезды направлялись помощники губернского прокурора. На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов государственности власти. Она была вправе возбуждать уголовные дела, поддерживала обвинение в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения. Вместе с созданием советской прокуратуры в качестве специальной системы была организована и военная прокуратура. В этот же период возникла и адвокатура. Согласно Положению о ней, принятому в мае 1922 г., при губернских отделах юстиции предусматривалась организация коллегий защитников, на которые возлагалось обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, представительство сторон в гражданском процессе, оказание помощи населению – дача консультаций по юридическим вопросам21.
В условиях 1920-х гг. несколько изменяются основные направления и формы работы советской милиции. В соответствии с Положением о народном комиссариате внутренних дел РСФСР 1922 г. на милицию было возложено поддержание порядка и спокойствия в стране, обеспечение проведения в жизнь законов Советского государства, охрана учреждений и предприятий. Кроме этого, в период нэпа была также образована ведомственная милиция, которая выполняла те же функции и подразделялась на специальные виды в зависимости от охранявшихся объектов: горно-приисковую, промысловую, фабричнозаводскую, ярмарочную, торгово-промышленную, – и содержалась на средства обслуживаемых организаций.
В судебной системе Советского государства в период нэпа произошли определенные изменения по сравнению с первыми революционными годами: на союзном и республиканском уровне было принято несколько нормативных актов, закрепивших основные принципы и механизмы формирования судебных органов, а также определивших их структуру. К их числу прежде всего относились Положение о судоустройстве РСФСР (принято ВЦИКом 31 октября 1922 г.) и Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г. (утверждены постановлением ЦИК СССР 29 октября 1924 г.).
Согласно указанным актам в Советском государстве была сформирована достаточно стройная судебная система, которая соответствовала существовавшему административно–территориальному делению страны. В эту систему входили следующие органы:
1. Народный суд (он создавался на уровне уездов). В нем по первой инстанции рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел. Народный суд рассматривал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями;
2. Губернский суд. Этот суд являлся первой инстанцией по важным делам, в том числе тем, которые ранее рассматривались в революционных трибуналах. Губернский суд выступал и в качестве кассационной инстанции для народных судов, осуществлял общее руководство народными судами (ранее последняя функция относилась к ведению губернских отделов юстиции);
3. Верховный суд союзной республики (например, Верховный суд РСФСР)22. Он выступал в качестве суда первой инстанции по особо важным делам и в качестве кассационной инстанции для губернских судов. Республиканский Верховный суд осуществлял судебный контроль над всеми судами республики. Он был вправе в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом этой республики. Верховный суд давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики;
4. Верховный суд СССР23. Он являлся высшим судебным органом Советского государства, выступал в качестве суда первой инстанции по узкой категории наиболее важных дел, при этом не являлся кассационной инстанцией. Он был вправе опротестовывать по представлению своего прокурора перед ЦИКом решения и приговоры верховных судов союзных республик, если они противоречили союзному законодательству или затрагивали интересы других союзных республик. Верховный суд СССР давал верховным судам союзных республик разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства и был уполномочен разрешать споры, возникавшие между союзными республиками. При Верховном суде учреждалась должность прокурора (прокурор Верховного суда СССР), который был обязан давать заключения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению этим судом, и поддерживать обвинение в его заседании.
Спецификой 1920-х гг. являлось то, что в ведении судов находился следственный аппарат. В уездах при народных судах действовали народные следователи, при губернских судах – старшие следователи, при Верховном суде республики – следователи по важнейшим делам.
Помимо указанных судебных органов, в Советском государстве действовала также система специальных судов, которые были представлены военными трибуналами. Для рассмотрения дел особой категории согласно Основам судоустройства 1924 г. создавались так называемые судебно–административные органы, к которым относились земельные комиссии, камеры народных судов по трудовым делам24. Следует обратить внимание на то, что высший судебный орган страны – Верховный суд СССР – действовал при высшем законодательном органе – ЦИК СССР. Имущественные споры в СССР рассматривались арбитражными комиссиями различного уровня. Так, Высшая арбитражная комиссия функционировала при Совете Труда и Обороны СССР (СТО), на республиканском уровне такие комиссии действовали при Экономических совещаниях союзных республик. Необходимо обратить внимание на отсутствие в Советском государстве системы конституционного правосудия. Вопрос о соответствии Основному закону нормативных актов различного уровня рассматривал не Конституционный суд, а Президиум ЦИК СССР, который не являлся судебным органом.
Законодательство 1920-х гг. в отношении требований к кандидатам на должность судей было гораздо более либеральным по сравнению с современными требованиями. Кандидатам в судьи не требовалось иметь высшего юридического образования. Более того, они вообще могли не являться профессиональными юристами. Законодательством также не предусматривалось прохождение кандидатами какого–либо испытания (сдачи квалификационного экзамена). Было всего два требования:
а) обладание избирательным правом (напомним, что по Конституции РСФСР 1918 г. оно наступало по достижении 18-летнего возраста и его были лишены так называемые «нетрудовые элементы»);
б) наличие стажа общественно-политической работы в государственных, партийных или профсоюзных органах, который составлял в зависимости от должности 2–3 года (правда, на уровне губернского суда и выше требовался стаж работы 2–3 года в должности народного судьи).
Такие мягкие требования к судьям объяснялись тем, что в 1920–е гг. еще не была сформирована эффективная система подготовки кадров для советской судебной системы. При этом специалисты, работавшие в судах в досоветский период, по идеологическим соображениям не могли допускаться к отправлению правосудия.
Судьи в СССР в основном были выборными. Народные судьи и судьи губернских судов избирались сроком на один год губернскими исполнительными комитетами советов (губисполкомами). Кандидатуры судей Верховного суда РСФСР утверждались Президиумом ВЦИК, а судей Верховного суда СССР – Президиумом союзного ЦИК. Помимо судей законодательство предусматривало также должности народных заседателей (эти должности вводились еще первыми советскими декретами о суде). В большинстве судов дела рассматривались коллегиально – с участием судьи и, как правило, двух народных заседателей. Народные заседатели являлись представителями общественности и в судебном процессе обладали всеми полномочиями судьи. Посредством участия в судебном процессе народных заседателей обеспечивался народный характер правосудия. Надзор за судебными органами в Советском государстве в 1920-е гг. осуществлял народный комиссариат юстиции.
В 1920-е гг. в СССР предпринимались попытки создания специализированных административных судов. Эту идею поддерживали, в том числе, и многие специалисты в области административного права. «Эволюция советского административного права указывает, – писал, в частности, известный ученый М. Д. Загряцков, – что нормальное приношение жалобы на неправильные действия органов управления предполагает создание в законодательном порядке административного процесса и развитие органов административной юстиции»25. Однако в итоге административные суды в СССР так и не были образованы.
Конец ознакомительного фрагмента.