Вы здесь

История отечественного государства и права. 4. Общественный строй Русского государства XIV–XVI вв (Т. К. Кириллова, 2008)

4. Общественный строй Русского государства XIV–XVI вв

Класс феодалов

Класс феодалов распадался на четыре основные группы: служилых князей, бояр, «слуг вольных» и «детей боярских», «слуг под дворским». Служилые князья – верхушка класса феодалов; это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству перестали быть государями. Потеряв политическую власть, удельные князья сохранили право собственности на землю. Служилыми они назывались потому, что, потеряв политическую самостоятельность, они стали вассалами московского князя и несли обязанности, в том числе проходили военную службу.

Средними и мелкими феодалами были «слуги вольные» и «дети боярские». «Дети боярские» не были детьми бояр в прямом смысле этого слова и составляли особую социальную группу. «Слуги вольные» и «дети боярские» несли только личную службу великому князю.

Низшую группу феодалов составляли «слуги под дворским» (дворцовые слуги).

Великий князь

Крупнейшим феодалом был великий князь. Он владел дворцовыми землями, которые принадлежали ему и его семье непосредственно, и черносошными (чернотяглыми) землями, которые принадлежали ему как главе государства. Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами, а крестьяне черносошных земель несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками.

Удельные князья

Удельные князья по мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю становились крупными вотчинниками, а затем подданными великого князя, обязанными ему службой.

Бояре

Бояре – крупные землевладельцы – также были вассалами, а затем и подданными великого князя.

Бояре возглавляли государев двор, представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. этот орган разделился на дворец – хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и двор, ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.

В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальные иммунитет и привилегии.

Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т. д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы.

Дворяне

Дворяне образовались из «слуг под дворским», удельных князей и крупных бояр. Дворянство составляло низшую категорию класса феодалов, являлось верной опорой великого князя. Они владели землей на поместном праве, то есть «условно» за службу и на время службы (владельцы поместных земель могли их отчуждать и передавать по наследству). Они не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть наместниками.

Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Оно было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.

Монастыри и церковь

Монастыри и церковь в XV–XVII вв. являлись одними из крупнейших землевладельцев – они владели 1/3 земель в Русском государстве. Духовенство становится влиятельной силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства. Оно разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями – не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т. д.

В начале XVI в. иммунитеты были ограничены: земли монастырей и церквей перестали освобождаться от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.

Городское население

Городское население получило название «посадские люди». Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения.

Складывалась следующая иерархия посадского населения:

• гости и гостиная сотня – крупные купцы;

• суконная сотня, черная сотня – средние и мелкие торговцы;

• слободы – ремесленные кварталы и цехи.

Часть торгово-ремесленных дворов в городе, находившихся в собственности духовных и светских феодалов, освобождалась от государственного тягла. Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и монастырей в городах и усилить власть государевой администрации. Но проблема взаимоотношений жителей посада и феодалов в целом была решена только в 1649 г.

Крестьяне

Крестьяне подразделялись на следующие основные группы: чернотяглые (черносошные), дворцовые и частновладельческие.

Чернотяглые крестьяне несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого князя. Число этих крестьян постоянно сокращалось, так как князь часто передавал их феодалам.

Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк или отрабатывали барщину.

Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами.

В целом, в XIV–XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. С середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. устанавливал Юрьев день (26 ноября каждого года): в течение недели до и после него крестьяне могли уходить от своего вотчинника или помещика, при этом обязаны были уплатить определенную сумму – пожилое. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян в масштабе всего государства. Закрепощением являлось прикрепление крестьянина к определенной вотчине или поместью, то есть к земле и ее владельцу, лишение возможности выбирать себе господина, переходить от одного хозяина к другому. Различий в положении крестьян, холопов и кабальных людей становилось все меньше.