Вы здесь

История отечественного государства и права. 3. Образование русского централизованного государства (Т. К. Кириллова, 2008)

3. Образование русского централизованного государства

Предпосылки образования русского централизованного государства

С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, начинается объединение. Феодальная раздробленность, как и последующая централизация, является закономерным процессом для любого государства. Сочетание общих и специфических факторов наблюдается при образовании русского централизованного государства. Его создание было вызвано следующими причинами.

1. Усилением экономических связей между русскими землями; отделением ремесла от сельского хозяйства. Укрепление экономических связей требовало и политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства (обострение классовой борьбы, усиление эксплуатации крестьян).

2. Перед классом феодалов стояла задача – довести до конца закрепощение крестьянства. Она могла быть решена только путем создания централизованного государства, функция которого – подавление сопротивления эксплуатируемых трудящихся масс.

Эти две причины играли ведущую роль в деле объединения Руси.

Фактор, ускоривший централизацию Руси, – угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага.

Когда началось образование централизованного государства, стал возможен разгром монголо-татар на Куликовом поле (1380 г.).

Образование многонационального русского централизованного государства

Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы. Ее статус был обусловлен ее экономическим и географическим положением. Возникнув не позже XII в., Москва была лучше, чем другие княжества, прикрыта от внешних врагов. Только с конца XIII в. она стала центральным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым князем был сын Александра Невского – Даниил. Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила – Иване Калите (1325–1340). Москва стала и центром православной церкви – в нее была перенесена из Владимира митрополичья кафедра.

При Иване III (1462–1505) объединение русских земель вступило в завершающую фазу: к Москве присоединились Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. При Иване III было окончательно свергнуто монголо-татарское иго, когда удалось собрать все русские земли и повести их против врага. В начале XVI в. завершен процесс объединения русских земель. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовского господства.

Параллельно с образованием русского централизованного государства шел процесс формирования великорусской народности. На ее базе возникли три новые народности – великорусская, украинская и белорусская. Характерной особенностью Руси (в отличие от Западной Европы) было то, что образование русского централизованного государства было связано с формированием не нации, а только народности, то есть менее крупной общности людей. Это объясняется тем, что централизация на Руси наступила еще до появления капиталистических отношений. С развитием капитализма великорусская народность позднее превратилась в нацию. Но русское государство не стало мононациональным.

Русское государство складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты, ненцы, саамы, чуваши, мещера и другие народы.

Государственный строй

Положение великого князя

Московское государство оставалось раннефеодальной монархией. Главой русского государства был великий князь, который издавал законы, осуществлял государственное управление, имел судебные полномочия. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств великому князю Московскому его власть значительно возросла. В XIV–XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя. Одним из средств укрепления великокняжеской власти и упорядочения финансов была денежная реформа начала XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила единую денежную систему: чеканить монету мог только великий князь.

Общая характеристика Боярской думы

Великий князь управлял государством при поддержке совета боярской аристократии – Боярской думы. Она была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

Состав Боярской думы на протяжении XIV–XVI вв. постоянно менялся (путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, «дети боярские» и др.).

Дворцово-вотчинная система управления

В XIII–XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важное место в ней принадлежало княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами – путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.

Централизация государства, расширение территории и усложнение процесса социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата.

В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления – приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.

Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы.

К середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную. Как система она оформилась только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ».

Местные органы управления

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» – часть сбора с населения.

С централизацией русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

В начале XVI в. учреждаются новые дворянские и земские органы – губные и земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.

Судебные органы

В Московском государстве, как и прежде, существовали три основные судебные системы: государственная, церковная и вотчинная. Специальных судебных органов еще не было. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники, волостели и церковный суд. С созданием губных органов большинство уголовных дел было отнесено к их компетенции.

Формируется система обжалования решений суда – центральные органы могли рассматривать жалобы на решения местных судов.

Военное устройство

В конце XV – начале XVI в. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать феодальное ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско. В начале XVI в. на первое место выдвигается новая организация войска – дворянские полки, являвшиеся надежной опорой для князя.